История Руси и России - РусИстори

Роль Юрьева дня в жизни верующих и крепостных крестьян: интересные факты из истории Руси

Юрьев день отмечался на Руси с давних времен. Изначально это был только церковный праздник, когда поминали Георгия Победоносца. Но в истории этот день имеет особое значение – его связывают с положением крестьян при становлении крепостного права.

Древняя Русь крестьяне

Что такое Юрьев день?

Святого Георгия Победоносца христиане называют еще Юрием и Егорием. По легенде, он сразил копьем змея, нападавшего на владения язычников. Долгое время чудищу отдавали в жертву людей. Когда дошла очередь до царской дочери, появился Георгий и сумел сразить змея. Для язычников освобождение от дракона положило начало новому этапу в жизни – они обратились в христианскую веру. За мужество и совершенный подвиг юноше дали прозвище «Победоносец», а 26 ноября (по новому стилю 9 декабря), когда произошло сражение, стали именовать Юрьевым днем.

Такое значение христианский праздник имел на Руси до конца XV века. Люди ходили в церковь и молились перед иконой, на которой Георгия Победоносца чаще всего изображали сидящим на коне и направляющим свое орудие прямо в пасть дракону.

Святой Георгий Победоносец
Святой Георгий Победоносец

Интересно! Святого наделяли многими способностями. Христиане верили, что он дает урожай и помогает его сохранить, защищает дом и семью от бед, приносит удачу и успех.

Юрьева дня крестьяне ждали еще по одной причине. За неделю до и после праздника крестьянский люд чувствовал себя относительно свободным.

Значение Юрьева дня для крестьян

До правления Ивана 3 помещики наделялись правом иметь землю, а крестьяне могли у землевладельца ее «арендовать». Под арендой понимались оброк с барщиной, которые крестьяне были обязаны платить помещику. При этом бедняки, выплатив денежный сбор, могли переходить от одного землевладельца к другому без ограничений. Такая система действовала с XI века.

Важно! 1497 год стал переломным в отношениях крестьян и помещиков — он положил начало закрепощению первых. Иван 3 издал новый судебник. Это был свод законов, установивший конкретные сроки перехода крестьян от одного хозяина к другому. Речь шла о Юрьевом дне, а также о неделе до и неделе после него. Теперь только в этот период крестьяне могли при желании уйти от ненавистного помещика, чтобы попытать счастье в другом месте.

Юрьев день был выбран не случайно. На Руси к этому времени заканчивались все полевые работы. Урожай был собран, уложен на хранение. Помещикам надлежало рассчитаться с крестьянами за их работу. И хотя большая часть землевладельцев хитрила и выплачивала меньше, чем полагалось, обязательства крестьян и помещиков друг перед другом считались после такого расчета выполненными. По этой причине первые могли спокойно уйти к другому хозяину и начать трудиться в будущем году на новом месте.

Юрьев день на Руси

Интересно! Сохранились сведения о том, как помещики придумывали уловки, помогающие им удержать крестьян. Одна из них – угощение крепостных крепким пивом. Начинался такой праздник как раз за неделю до Юрьева дня, продолжался обычно две недели. Охмелевшие крестьяне забывали о своем праве. Когда же попойка заканчивалась, выяснялось, что Юрьев день уже прошел.

Такова была подоплека принятого Иваном 3 закона, названного впоследствии «крестьянским выходом». На деле принятие судебника стало началом закрепощения.

Отмена Юрьева дня

Правила, установленные Иваном 3, действовали без изменений до 1550 года. Пришедший к власти тремя годами раньше Иван 4 (Грозный) провел ряд реформ. Одна из них – пересмотр сборника 1497 года. Основные его положения, включая правило перехода крестьян в Юрьев день к другому помещику, оставались прежними. Но были сделаны поправки:

  • размер платы помещику (оброк, барщина) при смене хозяина для крестьян увеличивался;
  • стоимость аренды земли зависела от качества почвы, которую предстояло возделывать крестьянину, и статуса помещика;
  • землевладельцы несли ответственность за своих крестьян.

Это привело к тому, что более зажиточные владельцы стали переманивать работников. Ситуацию осложнила Ливонская война. Итогом стала временная отмена Юрьева дня и введение понятия «заповедные лета» (заповедь – «запрет»).

Ливонская война

Важно! Новым указом (1581 год) Иван Грозный признавал Юрьев день, но запрещал крестьянам покидать своих хозяев при составлении писцовых книг. Причина — проводили перепись населения и земельных угодий.

Новое ограничение «крестьянского выхода» относят к 1597 году. Царь Фёдор Иоаннович принял указ, по которому убежавших от помещика крестьян могли разыскивать пять лет. В случае успеха беглеца вместе с семьей и детьми возвращали назад. Если же в течение указанного срока хозяин не подавал челобитную на розыск, крестьянина закрепляли за его новым владельцем. Положенный для поиска срок стали называть урочными летами, а бегством считался любой уход от помещика (вне зависимости от причин).

Интересно! С отменой указа о Юрьевом дне связывают появление в русском языке фразеологизма «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Смысл его в контексте сказанного вполне понятен: так говорят о несбывшихся мечтах, потерпевших крах надеждах. С данным историческим событием связано еще одно слово – объегоривать. Речь об обмане крестьян помещиками при расчете за работу накануне Юрьева дня (от имени Егорий).

В 1607 году срок розыска беглых крестьян увеличили до 15 лет. Точку в отмене Юрьева дня и окончательном закрепощении крестьян поставило Соборное уложение 1649 года. По нему урочные лета стали бессрочными. Теперь крестьяне и их дети попадали в полную зависимость от помещика до конца жизни.

Историческое значение даты

Введение правила Юрьева дня (конец XV века) стало первой ограничительной мерой в отношении крестьян, не имевших своей земли и работавших на помещиков. С течением времени разными правителями эти правила изменялись и дополнялись. Итог — уже через полтора столетия после введения Юрьева дня уход от помещика стал невозможным.

Lhtdyzz hecm

Сейчас историки спорят по поводу того, кто именно из русских правителей больше других виновен в установлении крепостного права. Одни возлагают вину на Ивана Грозного, другие называют Бориса Годунова, третьи вспоминают урочные лета Федора Иоанновича. Как бы то ни было, именно попустительство власти на протяжении нескольких десятилетий в конечном итоге привело к полному закабалению крепостных — одному из самых позорных явлений в истории России.

Источники:

  1. Шевченко М. М. История крепостного права в России – Воронеж: Воронежский университет, 1981.
  2. Глухов В. П. Россия в XVI-XVII вв. — М.: 2001.
  3. Юрьев день // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

Оцените статью
История Руси и России - РусИстори
Добавить комментарий