История Руси и России - РусИстори

Князь Андрей Боголюбский

К великому Владимирскому и Киевскому князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому многие исторические деятели относились и относятся с уважением и искренним почтением. Он, властолюбивый и расчетливый, воинственный и целеустремленный, духовно просвещенный и беспринципный, за долгие значимые годы правления (1157–1174) поднял русские земли на мировой арене и достиг уважения в глазах высокопоставленных лиц заморских государств.

Андрей Юрьевич Боголюбский

Андрей Боголюбский — великороссийский правитель, первый из многих заимевший данный титул, с биографией которого в кратком изложении можно ознакомиться ниже.

Родословная Андрея Боголюбского

Смешанная кровь — словосочетание, которым можно охарактеризовать великого князя: прапрабабушка была шведкой, прабабушка — гречанкой, дед (Владимир Мономах) — наполовину грек, наполовину славянин, бабушка — потомок англосаксов. В жилах самых близких родственников также текла кровь, наполовину состоявшаяся из англосаксонской и греческой.

Стоит акцентировать внимание на том, что происхождение Андрея Юрьевича в истории принято считать интернациональным, однако этот факт не помешал мужчине стать одним из самых выдающихся правителей Древней Руси. И несмотря на «заморские» корни, он продемонстрировал русскому народу истинно «русские» черты — глубокий патриотизм, безоговорочную веру, любовь к бескрайним славянским просторам.

Родословная Андрея Боголюбского

Представители рода Юрьевичей по линии Андрея Боголюбского:

Владимир Мономах — дед
Юрий Долгорукий — отец Анна-половчанка, дочь хана Аепы — мать
Всеволод Большое Гнездо — первый сын Юрия Долгорукого, брат Боголюбского
Андрей Боголюбский — великий князь, второй сын Юрия Долгорукого
Глеб Юрьевич — третий сын Юрия Долгорукого, брат Боголюбского

Личность великого Владимирского князя

Фигура великого Владимирского князя привлекала любителей исторических фактов и именитых ученых на протяжении сотен веков. Андрей Юрьевич — не просто правитель. Он — безмолвная веха в истории русского государства, духовная деятельность и воплощенные цели которого нашли отражение во внутриполитических и внешнеполитических действиях и решениях многих других значимых фигур, занимающих высокопоставленные должности.

Внешность

Андрей Юрьевич БоголюбскийСмешанная кровь, текущая в жилах великого правителя, отразилась на его внешнем виде. Одна из самых известных работ Михаила Герасимова — скульптура, посвященная Андрею Боголюбскому, — позволяет лишь отдаленно представить его образ в целом и понять, как он далек от черт, присущих типичной славянской наружности. Ярко выраженные скулы, резко точеные творцом, и так называемое «монгольское веко» приближают князя Юрьевича к греческой натуре.

В процессе работы над творением советский антрополог отмечал, что долгое время рассуждал на тему смешения крови и того, как оно отражается на внешности в целом. Таким образом, это позволяет прийти к выводу, что скульптура, не являющаяся так называемой истиной в первой инстанции, основана на детальном осмыслении биологических научных фактов, которые способны приблизить нас к действительности.

Характер

Если акцентировать внимание на характеристике Владимирского князя, то стоит отметить набожность и его тесную взаимосвязь с православным духовенством.

В летописи об этом пишется следующее:

«Андрея можно было всегда видеть в храме на молитве, со слезами умиления на глазах; всенародно раздавал он убогим милостыню, чтил духовенство, монахов и за это слышал себе постоянные похвалы. Как дед, не любя войны, он, тем не менее, был готов постоять за русскую землю против всякого врага».

Однако была характерна Андрею Юрьевичу черта, отличающая его от деда Владимира Мономаха, — властолюбие, легко выраженная эгоистичность и стремление к единовластию, которые отразились на его военной, экономической и культурной деятельностях.

Князь Владимир Мономах
Князь Владимир Мономах

Правление Андрея Боголюбского

Начало своей истории Владимирский князь берет в 1112 году. Отец Андрея Боголюбского, бесстрашный воин и дипломатичный правитель Юрий Долгорукий, большую часть своей жизни провел в нескончаемых походах, которые в конечном итоге привели его к княжению в центральных русских землях — великокняжеском киевском престоле. Однако оно продлилось лишь несколько незначительных лет — в 1157 году Юрий был отравлен, и титулы да почести перешли под ответственность его сына, который с первых решений продемонстрировал народу неординарность собственной личности и ярко выраженную целеустремленность в достижении поставленных целей.

Так, с первых принятых решений Андрей Юрьевич разрушил общепринятый в то время устой: «Раз великий князь — значит князь Киевский». Мужчина отказался от княжения в столице и остался на Владимиро-Суздальской земле с желанием привести ее к величию, стабильности и процветанию. Таким образом, некогда малонаселенный и небогатый внешним и внутренним убранством город, разросся и приобрел черты торжественности, безопасности и духовенства.

Внутренняя политика в общих чертах

Внутренняя политика Андрея Юрьевича Боголюбского была сконцентрирована на развитии некогда обособившегося Суздаля и централизации власти в северо-восточной Руси. Пользуясь, так называемым, «правом сильного», молодой и амбициозный правитель изгнал из земель, находящихся под его влиянием, родственников — братьев, племянников, мачеху, а также отозвал полномочия бояр, которые в прошлом были приближены к Юрию Долгорукому.

Основные события (даты и краткое изложение), относящиеся к внутриполитическим решениям:

  • 1157 год — после смерти отца под влияние Андрея Юрьевича переходят Ростовское, Суздальское и Владимирское княжества.
  • 1160 год — решение Владимиро-Суздальского князя утвердить в собственных владениях новую и независимую от Киевской столицы метрополию; попытка провалилась.
  • 1161 год — установление на Владимиро-Суздальской земле единовластия, перенос столицы в город Владимир-на-Клязьме.
  • 1158–1164 годы — духовное просвещение в новой столице; строительство церквей, храмов и монастырей, из которых самой значимой стала церковь во имя Успения Богородицы.

Внешняя политика в общих чертах

Поскольку Андрей Боголюбский занимался политикой единовластия и всеми возможными путями продвигал собственные взгляды на сосредоточении власти на одном лице, большая часть его внешнеполитических решений была направлена на расширение влияния Владимиро-Суздальского княжества на территории северо-восточной Руси. Князь распространял свое влияние любыми доступными направлениями — в его деятельности были задействованы и дипломатические переговоры, и ожесточенные и кровопролитные походы на близлежащие территории.

Можно сказать, что сын шел по стопам отца, однако отличительной чертой его решений являлось расширение владений без переноса центра управления — мужчина стремился обособить собственные владения от Киевского влияния и разрушить Киев как значимое государство на мировой арене.

Андрей Боголюбский внешняя политика

Основные события (даты и краткое изложение), относящиеся к внешнеполитическим решениям:

  • 1164 год — первый поход на волжских булгар, закончившийся успехом для войск Андрея Юрьевича; многие города взяты штурмом, разграблены и сожжены.
  • 1167 год — поход «за Волок» сыном Андрея Боголюбского, Мстиславом, для сбора налогов с населения и подвластных территорий в пользу Владимиро-Суздальского княжества.
  • 1169 год — собор коалиции из одиннадцати князей и осада Киева, которая изменила эру Киевского княжества раз и навсегда.
  • 1170 год — поход на Новгород и осада города, закончившаяся миром из-за возможной угрозы голода.
  • 1171 год — второй поход на волжских булгар, который закончился неудачей; бояре и дружинники, ранее считавшиеся соратниками и советниками, из-за потери статуса и личной власти не поддержали князя.
  • 1173 год — осада Вышгорода, которая в очередной раз закончилась неудачей для войск Андрея Боголюбского; осажденный народ благодаря помощи союзников разгромил коалицию Владимирских князей.

Значимые события за годы правления

События, на которых в особенности стоит акцентировать внимание:

  • Подъем Владимира в первые года правления сына Юрия Долгорукого.
  • 1169 год — осада Киева, завершившаяся становлением великим Киевским князем Андрея Юрьевича Боголюбского.
  • 1170 год — осада Новгорода, завершившаяся подписанием мирного договора.

Подъем Владимира: духовное просвещение

Как уже говорилось ранее, Боголюбский активно занимался духовным просвещением и благоустройством Владимиро-Суздальского княжества. В его деятельность вошло не только строительство именитых церквей, храмов и «святынь», но и обеспечение самостоятельности русского народа в целом. Совмещая православную веру с культурным развитием, великий князь вводил новые праздники в церковный календарь. Так русский народ начал чествовать Всемилостивый Спас 1 августа и Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября.

Благоверный князь Андрей Боголюбский

Мудрость, ум и бесконечная просвещенность Андрея Боголюбского показали миру новые литературные произведения, в содержании которых были заключены эпизоды, прославляющие Богородицу, и записаны мысли о Ее покровительстве сыну Юрия Долгорукого как великому и справедливому князю, а также русскому Владимиро-Суздальскому государству в целом. Также под его пристальным руководством была составлена первоначальная редакция жития епископа Ростовского святителя Леонтия.

Систематическое летописание — важное мероприятие, которое стремился воплотить Владимиро-Суздальский князь. И к началу 1165 года труды клириков владимирского Успенского собора стали воссоздавать тексты, положившие основу редакцией Церковного устава Владимира.

Осада Киева

Несмотря на тот факт, что Андрей Юрьевич не был заинтересован Киевом, как столицей княжества всех русских земель, действия Мстислава Изяславича вынудили его пойти против соотечественника войной. Узнав о варварских походах Киевского князя на половцев, разногласия несдержанного и наглого правителя с высокопоставленными лицами других государств, его конфликтах с сыновьями и братьями Боголюбского, великий Владимирский князь назначил собор, в котором приняло участие одиннадцать русских князей (в их число входили как родственники, так и представители членов ветви Мономаховичей и Ольговичей).

Андрей Боголюбский взятие Киева

Последней каплей для каждого из приглашенных гостей стало решение Мстислава Изяславича посадить на Новгородский престол своего сына Романа без согласования данного поступка с важными представителями русской знати. На всеобщем собрании провозгласив Андрея Боголюбского Великим князем (таким титулом ранее нарекали исключительно Киевских князей) и назначив его главнокомандующим штурма, князья собрали огромное войско и подошли к стенам Киевского княжества в 1169 году.

Это событие стало первым в истории Древней Руси, когда Киев безоговорочно пал под силой брата-врага. На протяжении трех долгих и кровопролитных дней соотечественники грабили столицу, разносили храмы и церкви, пленяли местных жителей и измывались над городской знатью. Андрей Юрьевич, отличающийся особой набожностью, позволял войскам уничтожать великие святыни.

В результате Мстислав Изяславич бежал, а осада была закончена с успехом для жестокой армии, но не для самого Киева, внешнее и внутреннее убранство которого было не только разрушено, но и отчасти сожжено. Андрей Боголюбский, провозглашенный впоследствии великим Киевским князем, оставил новые владения под присмотром младшего брата, Глеба Юрьевича Переяславского. Сам Андрей вернулся обратно во Владимир.

«Несвятой» святой

Некоторые ученые-историки были удивлены поступку набожного Андрея Боголюбского, первые годы правления которого были наполнены духовным просвещением и тесной взаимосвязью с церковью. Советский историк Н. Воронин осветил личные размышления, касающиеся осады Киева, в научных работах и сказал следующее:

«Захваченный штурмом город продемонстрировал нам истинный нрав феодальных правителей Древней Руси и их отношение к религии в целом. Андрея Юрьевича Боголюбского можно называть православным, однако его цели и стремления как человека, занимающего главенствующую государственную должность, стояли выше духовности. Именно по этой причине он закрывал глаза на разрушение храмов, церквей и прочих святынь Киевского княжества. Именно по этой причине он не прекращал варварское поведение поданных, войска и других князей».

Осада Новгород

Позже, к 1170 году, Боголюбский решил направить военные силы на борьбу с Новгородом, где к участию в походе были привлечены многие князья, ранее участвующие в штурме Киева. К приходу великого войска новгородцы успели организовать защиту города с внешних и внутренних сторон и удачно отразили первую попытку взятия родных стен.

Битва новгородцев с суздальцами

Однако Андрей Юрьевич не собирался откладывать завоевание после первой неудачи. Так началась экономическая блокада Новгорода: торговые пути были перекрыты, купцы перехватывались на подходе, подвоз хлеба и других продуктов питания из Суздаля был ограничен.

Люди, вынужденные сидеть в стенах собственной землянки без возможности выйти, постепенно начали страдать от голода. И впоследствии умное тактическое решение Боголюбского привело к подписанию мирного договора, по которому земли Новгорода переходили под власть союзника прославленного сына Долгорукого, Рюрику Ростиславичу.

Семья великого князя: браки и дети

Андрей Юрьевич Боголюбский вступил в брак в 1148 году. Несмотря на то, что его супруга была красива, ухожена, очаровательна и покладиста, мужчина не испытывал к ней сильной привязанности и большой эмоциональной любви. На женитьбе сына на дочери казенного боярина, Улите, настоял отец, Юрий Долгорукий, который подобным жестом в очередной раз стремился продемонстрировать своим приближенным открытость, честность и признательность.

Из-за отсутствия чувств их семейную жизнь трудно было назвать счастливой, однако женщина исполнила супружеский долг и родила князю шестерых детей, одну дочь и пять сыновей, трое из которых прославились, как и отец. Улита участвовала в заговоре против мужа и впоследствии была казнена.

Прославившиеся дети Андрея Боголюбского:

  • Изяслав Андреевич — участвовал в походе против волжских болгар наравне с отцом.
  • Мстислав Андреевич — участвовал во втором походе против волжских болгар, который закончился неудачей; сыну пришлось скрываться от врагов бегством.
  • Юрий Андреевич — князь Новгородский; женился на грузинской царевне Тамаре, тем самым укрепив положение отца на международном поприще.
  • Ростислава — очаровательная дочь, которая стала супругой Святославу Вщижскому и также укрепила положение отца на международном поприще.

Происхождение прозвища «Боголюбский»

Существует две теории, отвечающие на вопрос — как Андрей Боголюбский получил свое прозвище «Боголюбский». Одна основана на исторической легенде, связанной с божественным сном Владимирского князя, другая — несет более научный характер.

Теория первая

По легенде кони, которые везли повозку с иконами во Владимиро-Суздальское княжество, остановились недалеко от города, рядом с небольшим селом. Андрей Юрьевич в ночь этого духовного события увидел сон, в котором к князю спустилась сама Богородица и промолвила о желании остаться в маленькой и отдаленной от военных перипетий деревушке. Так Боголюбский задумался о строительстве городка, который впоследствии получил название Боголюбово, а его прозвище возникло из этого православного наименования.

Андрей Боголюбский и икона Богородицы

Теория вторая

Ученый-историк и научный исследователь С. В. Заграевский, основываясь на ранних летописных подтверждениях, объяснил происхождение прозвища «Боголюбский» следующим образом: название города Боголюбов напрямую связано с именем Андрея Юрьевича. «Боголюбским» великого правителя нарекли согласно имеющимся древнерусским традициям на просвещенных православных землях, а его значение было обусловлено личными качества мужчины, его творениями и достижениями перед Богом.

Убийство властолюбивого князя

Бояре, недовольные тем, что Андрей Боголюбский решил править русскими землями единолично, сторонясь мнения столь некогда важных и приближенных к князьям лиц, задумали заговор. Группа людей, желающих расправиться с правителем, включала в себя более десяти человек.

Убийство князя Андрея Боголюбского

Согласно летописи, убийство было совершено в ночь 1174 года в резиденции князя Юрьевиче, Боголюбове, которая являлась его безопасным и укрепленным пристанищем. Заговорщики пришли к дверям великих покоев, расправившись с немногочисленной охраной, и выломали их, чтобы незамедлительно настичь уставшего и сонного правителя. Никто не желал биться с могучим воином в честном бою, поскольку равных по силе, выносливости и терпению не существовало, оттого каждый был вооружен мечом или топором.

Однако даже оружие не испугало Андрея Боголюбского — долгое время он сопротивлялся всеми возможными способами. Его отпор был поистине легендарным, однако глубокие ранения в конечном итоге сломили дух — князь упал без сил, а из-за многочисленных ударов вскоре скончался. Но жестокое деяние на этом не закончилось: всю ночь заговорщики выносили трофеи из княжеской палаты. Окровавленное бездыханное тело правителя до утра валялось на земле. И лишь спустя несколько дней оно было похоронено в Успенском соборе Владимира.

Итоги и результаты правления

Андрей Боголюбский — второй сын князя Юрия Долгорукого и именитой половецкой княжны Анны. Первые свершения молодого и целеустремленного князя были связаны с именем его отца и политикой, продвигаемой им при жизни. Многие события в период правления Андрея Юрьевича (с 1157 по 1169 годы) вошли в историю как значимые достижения к приходу самовластия, сосредоточения власти в «своих руках».

Андрей Юрьевич Боголюбский

Он поступал прямолинейно и просто:

  1. Боролся с ростово-суздальскими боярами (казнил, изгонял, захватывал их земли), опираясь на поддержку горожан.
  2. Перенес столицу Северо-Восточной Руси из Ростова во Владимир-на-Клязьме, но не чувствовал себя в безопасности, поэтому в шести километрах от города построил княжескую резиденцию в селе Боголюбово.
  3. Присвоил себе титул Великого князя, стремился объединить некоторые русские земли, расширил территорию княжества. Волжские булгары платили ему дань.
  4. Возглавил грузино-армянское войско в борьбе за освобождение города Двин (армянская столица). После женил сына на грузинской царевне Тамаре, тем самым заимев международный авторитет на славянских землях.
  5. Пытался подчинить себе Новгород, в 1169 году захватил Киев, но остался править во Владимире, тем самым превратив новую столицу в крупнейший политический центр.
  6. Во Владимир из Киева перенес икону Владимирской Божьей Матери, соорудил белокаменные Золотые ворота и Успенский собор.

Интересные факты в общих чертах

Личность великого Владимирского и Киевского князя в действительности таинственна. Антропологов и историков шокировала сильная скрученность плечевых костей Андрея Юрьевича, что является причиной огромных физических нагрузок, к которым правитель, возможно, имел некоторое пристрастие.

Известно, что с юных лет Юрий Долгорукий воспитывал второго сына как сильного и бесстрашного воителя — уже в три года будущий главнокомандующий великолепно управлял мечом, без сомнений и неловкостей преодолевал большие расстояния верхом на коне. По данным ученых Боголюбский был обучен особым тактическим приемам, которые ранее были неизвестны славянам.

Андрей Юрьевич Боголюбский икона

Но кто привил целеустремленному князю новую технику сражения? Историки обнаружили, что до 1148 года имя столь великого и значимого человека не упоминалось летописцами. К данному периоду Андрею Боголюбскому исполнилось немало лет, однако его юность — неизведанное поприще, которое открывает путь к плодотворному и доскональному изучению.

Единственное, что известно на сегодняшний день, — долгое время юный князь (буквально до момента получения Суздаля, Ростова и Владимира под контроль) находился в Иерусалиме. Именно здесь ему привили духовность, строгое и осторожное отношение к постам и молитвам, крепкую веру и нерушимую беспринципность. Возможно, в Иерусалиме он и познакомился с воинами, которые обучили его военному ремеслу

Если говорить о менее значимых, но по-прежнему интересных фактах о повседневной жизни князя Юрьевича, то стоит упомянуть о его владении шестью языками. Это подтверждается письмами от Фридриха Барбаросса (император священной Римской империи), с которым сын Юрия Долгорукого на продолжительной основе вел переписку.

Образ в культуре и памяти поколений

Историки описывают великого Владимирского князя как осторожного стратега, архитекторы говорят о нем как о духовном просветителе, подарившем русским землям удивительные храмы. Церковные служители ценят его, как святого и благоверного мученика, погибшего при трагических и жестоких обстоятельствах. Однако все без исключения видят в нем мудрого и непоколебимого человека и истинного патриота, деятельность которого подняла Русь в глазах европейских государственных деятелей.

Андрей Боголюбский оставил неизгладимый след в истории за времена своего существования. Его свершения увековечены не только скульпторами и художниками, но также режиссерами и писателями.

Источники

  1. «Великий князь Андрей Боголюбский», Глеб Елисеев
  2. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», Николай Костомаров
  3. «Андрей Боголюбский», Алексей Карпов
  4. «Владимиро-Суздальская Русь», Юрий Лимонов

Оцените статью
История Руси и России - РусИстори
Добавить комментарий