История России

Флаг и гербы Киевской Руси

Во второй половине IX века отдельные племена восточных славян и финно-угров объединились под единой династической властью князей Рюриковичей. Так появилось древнейшее славянское государство Киевская Русь. Правившие в те времена князья уже использовали знамена в военных походах. Однако историкам до сих пор не известен подлинный вид древнерусских стягов.

Флаг Киевской Руси

Флаг Киевской Руси

Флаг Киевской Руси

Единственный  достоверный источник информации о флагах Киевской Руси – летописный свод Ивана Грозного XVI века. На его иллюстрациях изображены однотонные красные флажки треугольной формы, а кое-где видны флажки других цветов.

Важно! Современное изображение древнерусских знамен в виде темно-красных стягов с трезубцами или двузубцами золотого, либо серебристого цвета не является идентичным. Подобные варианты подходят для театральных постановок и киносъемок. Историки не располагают достоверными сведениями о внешнем виде древнерусских флагов.

Фамильные знаки Рюриковичей

С Х века нашей эры древнерусские князья начали использовать в качестве символов своей власти своеобразные эмблемы – двузубцы и трезубцы. Большинство историков считают данную символику заимствованной у правителей древнего Боспорского царства. Основные элементы изображений очень схожи. Композиция «гербов» выстроена на одной основе – двузубце, который мог меняться каждым правителем на его усмотрение.

Фамильные знаки Рюриковичей

Отсюда же следует еще один аспект сходства боспорских и древнерусских символов власти. И те и другие развивались по наследственному принципу. Поскольку знаки не передавались от князя к князю, каждый правитель должен был придумывать свои уникальные варианты изменений для «гербов». Именно так на фамильных символах появлялись новые «отростки», «завитки», круги и ромбы.

Герб Киевской Руси

Каждый из правителей создавал уникальный символ, который чеканился на:

  • Печатях и монетах.
  • Верительных знаках-подвесках.
  • Тамгах (родовых фамильных знаках).

Ни один из подобных символов нельзя назвать гербом Киевской Руси в современном понимании этого слова. Это – лишь дошедшие до новых поколений знаки владычества древнерусских князей. Однако именно они легли в основу современной государственной символики Украины.

Герб Киевской Руси

Археологические доказательства

В качестве примера можно привести артефакты, извлеченные археологами из могилы богатого древнерусского воина в польском городе Бодзе (погребение Е864/I). Пояс захороненного здесь мужчины был украшен двузубцем с дополнительным элементом в виде креста на правом зубце и изображением «валюты» под треугольной ножкой знака. Другой вариант символа с ключом между зубьями археологи извлекли из погребения №6 Старовознесенского некрополя в Пскове.

Явное сходство с боспорской символикой демонстрирует личный герб Ярослава Мудрого, обнаруженный на поясных бляшках из Приладожья и окрестностей Суздаля. Знак почти идентичен изображению на поясном наборе из Перещепинского клада византийских и древнеболгарских ценностей в Полтавской области.

Серебряник Ярослава Мудрого

Оба символа внешне схожи с трезубцем, однако бесспорная связь между ними не доказана. На сегодняшний день не найдено ни одного геральдического знака, созданного в эпоху до Киевской Руси. Появление подобных артефактов в будущем позволит шире взглянуть на развитие древнерусской символики правящих родов.

Символика Хазарского каганата

Во времена Древней Руси двузубцы и трезубцы не были уникальными знаками. Они являлись тамгами правителей Хазарского каганата, символически продолжавшими сармато-аланскую традицию времен Боспорского царства. Археологи находили характерные знаки на поясных украшениях в Подгоровском могильнике и каменных кирпичах хазарских крепостей в Саркеле, Семикаракорском и Маяцком.

Герб Хазарского каганата и Украины

Письменные упоминания

Первые исторически значимые сведения о княжеских фамильных знаках получены учеными из рассказа Ибн Мискавейха «О походе русов на Бердаа». События относятся к 943-944 годам, когда русы подтверждали выкуп за освобождаемых пленников глиняными табличками с некими печатями. Предположительно на табличках изображался герб Игоря Рюриковича. Однако в древнерусских летописях не сказано ни слова о набеге княжеского войска на Бердаа.

Информация о клеймах также присутствует в «Повести временных лет». Описывая поход княгини Ольги на север, Нестор Летописец упоминает слово «знамения», которое современные ученые трактуют как «знаки собственности князей». В древнем своде законов «Русская Правда» это же слово символизирует предметы, помеченные княжескими символами.

Интересно! Княжескими эмблемами клеймили лошадей. Об этом явно свидетельствуют слова «Русской Правды» «А за княжь конь, иже тои с пятном, 3 гривны». Ученые однозначно трактуют слово «пятно», как «клеймо» или «тавро».

К сожалению, до нашего времени не дошли письменные документы с описаниями княжеских знаков. Гербовые изображения князей Киевской Руси известны лишь благодаря археологическим находкам. Мы видим их на древнерусских монетах, печатях, подвесках, перстнях и оружии из раскопок. Изучение древних артефактов позволяет ученым детально проследить эволюцию символических изображений и их возможное происхождение.

Князь Ярослав русская правда

Традиционные изображения

Во времена Киевской Руси были распространены П-образные княжеские символы с различными дополнениями в виде отростков, точек, крестов и других элементов. На разных изделиях символьные изображения могли выглядеть по-разному. На печати они наносились схематически, исключительно для узнаваемости клейма. Совсем по-другому чеканщики работали с монетами, на которые аккуратно наносили множество дополнительных орнаментов.

Что означали символы

Историкам неизвестно точное значение символов, использовавшихся древнерусскими князьями. Археологи так и не нашли письменных свидетельств того или иного толкования. Остается лишь догадываться о том, что хотели сказать князья иносказательным символическим языком своего времени. Сегодня у специалистов есть огромное множество гипотез, предполагающих значение трезубца.

В числе основных вариантов:

  • Языческая модель мира.
  • Навершие скифского (византийского) скипетра.
  • Тамга одного из князей (скорее всего – Владимира Великого).
Хазарская тамга

Хазарская тамга

Согласно научной точке зрения ученого Т. Скотинского трезубец является объединением букв (лигатурой) греческого слова «Василевс».

Исследователь древнерусских монет времен киевского князя Владимира О. Пастернак считал трезубец лигатурой фразы «Владимир на столе» (Владимир на княжьем престоле). Данный вывод имеет реальное подтверждение. Действительно на некоторых монетах трезубец дополнен надписью «Владимир на столе а се его сребро».

Одной из наиболее популярных современных гипотез является сравнение трезубца с пикирующим соколом. Достоверность предположения не доказана, а само оно встречается лишь один раз на подвеске времен княгини Ольги. Часто ассоциируется с лигатурой украинского слова «Воля» (по-русски «Свобода»).

Исторические артефакты

В денежном обиходе Киевской Руси использовались арабские дирхемы, некоторые из которых сохранились до наших дней. На тысячелетних монетах четко видны нацарапанные поверх начального изображения двузубцы русских князей. Датируются «дочеканки» 913-914 годами нашей эры. Сегодня бесценные монеты хранятся в петербургском Эрмитаже.

Арабские дирхемы на Руси

Важно! Первой «официальной» монетой Киевской Руси ученые считают «псевдодирхем» князя Ярополка. Предполагается, что «собственную» монету на Руси начали чеканить в целях укрепления государственности. Появление древнерусских денег, бесспорно повышало политический авторитет Руси, хотя первые монеты изготавливались на основе арабских дирхем.

Часть ученых предполагает, что Киевская Русь начала создание «псевдодирхем» вслед за Волжской Булгарией. В любом случае, монеты широко использовались во внешней торговле. Об этом свидетельствуют находки шведских археологов на острове Готланд и в других регионах Швеции. Извлеченные из земли древнерусские деньги выполнены в арабском стиле и относятся к Х веку.

Специалисты считают, что «псевдодирхемы» чеканились в Киеве. Данное предположение существует еще с середины ХХ века и подтверждается находкой Т. Ершовой. Занимаясь раскопками в Пскове, археолог обнаружила подвеску с княжеским двузубом на одной стороне. С обратной стороны находилась фигура с птичьей головой под крестом. Скорее всего, это – сокол, символизирующий власть киевских князей.

Некоторые историки считают изображение персональным символом княгини Ольги, поскольку подвеска относится к временам правительницы. На подвеске также обнаружена арабская надпись. Ее смысл совершенно не связан с Киевской Русью. Ученые полагают, что чеканщик просто скопировал непонятную ему надпись.

Печати Святослава

На печати сына Ольги – Святослава Игоревича, также изображен княжеский двузуб. Сам артефакт найден на месте разрушенной Десятинной церкви в Киеве во время археологических раскопок Д. Михеева (1912 год). Позднее печать была утрачена, но ученые располагают ее описанием из Свода актовых печатей В. Янина (1970 год). Изображение содержало мало разборчивые буквы, которые академик Лихачев трактовал как кириллическое «СТЛА», то есть – Святослав. Аналогичного мнения придерживаются ученые А. Молчанов, А. Сыромятников и А. Моця.

Печать князя Святослава Игоревича

По неподтвержденным данным вторую «печать Святослава» археологи нашли на том же месте в 1980 году. Однако находке не придали значения, и якобы продали ее неизвестному коллекционеру из Москвы. На сегодняшний день артефакт выкуплен и хранится в Киеве. Внешне изделие очень похоже на первую печать.

Еще одним известным артефактом с изображением двузуба является костяная пластинка с двузубцем из древней хазарской крепости Саркел. Сегодня уже невозможно четко определить славянское или хазарское происхождение реликвии. Наряду с пластинкой археологи находили в Саркеле амфоры и даже кирпичи с изображениями двузубцев.

Символы Владимира Великого

Сын Святослава Владимир создал собственный символ державной власти – трезубец. В исторических кругах считается, что князь-бастард не имел права на родовую символику. Князю пришлось изобрести собственный знак, который чеканили на древних монетах над его портретом.

На других монетах того времени все поле занято крупным оттиском трезубца. Существуют также трезубцы, изображенные под крестами. Однако кресты в данном случае могут быть просто остатками древних надписей.

Символы Владимира Великого

Немного измененный трезубец символизирует власть сына Владимира Великого – Ярослава. Это все тот же знак, но с кружком посредине. Полностью похож на отцовский трезубец Изяслава Владимировича. Знак Новгородского князя содержит крестик на центральном зубце.

Разнообразные варианты изображения двузубца и трезубца прослеживаются у всех внуков Святослава Игоревича. Старший Святополк (1015-1019) выбрал для себя двузубец с крестом на вершине одного из зубьев.

Остальные потомки избрали разные элементы отличия:

  • Старший сын Вышеслав Владимирович усложнил форму ножки трезубца.
  • Сыновья Ярослав и Мстислав увенчали центральный зубец кругом и ромбом.
  • Внуки Брячислав, Владимир и Евстафий усложнили форму ножки трезубца.

Ближе к 4-5 поколениям княжеский знак стал похож на вензель. Чаще всего трезубец заменяли двузубцем.

Черниговские князья использовали двузубцы нескольких типов. Все они легко идентифицируются по единому признаку: один зубец перекрещен, а второй изображен прямым или изогнутым. Прототипом для знаков стал символ князей Святополка Ярополчича (+1019) и Олега Святославовича (+1115). Аналогичные знаки избрали для себя князья рода Ольговичей – Всеволод Ольгович и Святослав Всеволодович.

Современные историки часто систематизируют информацию об изменениях в использовании символики Рюриковичей в виде таблиц и схем. Это позволяет наглядно проследить эволюцию трезубцев и двузубцев на протяжении веков.

Список литературы:

  1. Книга А. Сокульского «Нацiональна символiка України» (1993 год).
  2. О. Пастернак «Пояснение трезубца.…»
  3. Статья С.В. Белецкого «О лично-родовых знаках князей-Рюриковичей X-XI вв».
Флаг и гербы Киевской Руси
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
1
1
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий