История России - РусИстори

Князь Вещий Олег

С 879 по 912 год на Руси правил князь Вещий Олег – преемник Рюрика, захвативший власть в Киеве и взявший «под свою руку» торговый путь «из варяг в греки». Олег Вещий – фигура в отечественной истории такая же легендарная, как и Рюрик Новгородский. Воин, вождь, государь, жрец Перуна, волхв – он един во многих лицах.

Достоверно о нем известно только одно – князь Олег сплотил Русь перед лицом внешних угроз с Юга, Востока и Запада, заставил считаться с собой византийского императора и хазарского кагана. Он показал славянским племенам, разобщенным и разбросанным по бескрайним просторам Восточно-Европейской равнины, что сила в единстве. Добивался же этого единства и сплоченности князь-воин «огнем и мечом», как было заведено у его нормандских предков.

Происхождение

Прежде чем рассматривать краткую биографию князя, необходимо изучить вопрос о его происхождении. Согласно Повести временных лет, Новгородской первой летописи князь был родичем Рюрика, пришедшим вслед за ним на Русь по «призванию».

Рюрик и Вещий Олег

Памятник Рюрика и Вещего Олега

Интересно. Некоторые исследователи отождествляют Олега и с Оддой Орваре, викингов с острова Рамстад, известным в Скандинавии, и с Вольгой Святославичем, былинным богатырем. У арабского хрониста аль-Масуди есть упоминание о неком правителе русов «царе ал-Олванге», который правил вслед за «ал-Диром».  В данном случае интересно совпадение информации в ПВЛ и в скандинавской саге о жизни и смерти Одды: и Олег, и Одда умирают от укуса змеи, выползшей из черепа коня (любимых коней и Олега, и Одды звали одинаково – Грива или, в скандинавском варианте, Факси)

По имени определить этническую принадлежность Олега также не представляется возможным. Понятно только, что в переводе с протошведского его имя означает «Вещий», «Обладающий даром исцеления и предвидения», «Святой», «Сакральный». Эта традиция перевода сохранилась в Повести временных лет, автор которой, пытается указать на государственные качества князя: он мудрый, бесстрашный, умеет предвидеть исход битвы, предчувствовать собственную смерть. Более подробная эта информация содержится в статье «Почему князя Олега прозвали Вещим».

В летописных сводах (Иоакимовской летописи, с которой работал Н. В. Татищев) упоминается такое событие: брак новгородского князя Рюрика с «урмандкой»-нормандкой Ефандой, скорее всего, дочерью норвежского конунга. Братом Ефанды был Одда (Хелг), ставший хевдингом (воеводой) в дружине князя, а впоследствии его советником. После смерти князя Рюрика в 879 году, и по его завещанию, именно он стал опекуном малолетнего Игоря.

Начало правления Олега Вещего

Через три года после смерти Рюрика Олег стал планировать поход на южные земли, на Киев. Богатство города, а также его стратегическое положение на пути «из варяг в греки» прельщало еще Рюрика, но реализовать свои планы он не успел. Олег решил продолжить его дело.

Князь собрал большую армию, состоящую из варягов, словен, чуди, мери, веси и сначала захватил Любечь и Смоленск – «северные ключи» к Киеву. По данным летописцев эти города сдались князю без боя, там он посадил своих наместников. Дальше, в 882 году, его армия на ладьях двинулись к Киеву.

Начало правления Олега Вещего

В это время правителями полянского племенного союза были князья-братья Аскольд и Дир. Именно с ними пожелал встретиться Олег, не раскрывая, впрочем, своей истинной личности. Прикинувшись гостем-варягом (купцом) он обманом выманил князей из Детинца на Подол, где они и были убиты. После этого Олег, назвавшись князем, представил киевлянам наследника Рюрика – Игоря, заявив, что будет править от его имени.

Так образовалась единая держава – Русь, с центром в Киеве, так как Олег посчитал, что южный город более удобен для жизни и централизованного управления, чем северный Новгород.

Интересно. В Новгороде был оставлен наместник, который должен был собирать дань для варягов. Ежегодный ее размер, установленный Олегом, равнялся тремстам серебряным гривнам.

Первые года правления Олега характеризуются решением стратегически важного вопроса расширения территории государства за счет присоединения к нему земель независимых славянских племен.

Древняя Русь князь Олег

Покорение племен

Историю военных походов князя лучше всего отображать в таблице.

Год Славянское племя (территория)
883 древляне (Полесье)
884 северяне (территория современных областей России и Украины: Черниговская, Брянская, Белгородская, Сумская, Курская)
885 радимичи (верховья Днепра и Десны, а так же долина реки Сож и ее притоков)
886-889 уличи, тиверцы (нижние течение Днепра и Южного Буга, междуречье Днестра и Прута, бассейн реки Дунай, побережье Черного моря)

Интересно. Большинство славянских племен было освобождено от уплаты дани хазарам, что обострило отношения Олега с Хазарским каганатом.

В некоторых летописных источниках есть сведения о том, что в 889 году Олег воевал с уграми (венграми), которые переселялись в Европу и шли через земли русов. Известно, что они несколько раз осаждали Киев, брали с жителей виру (серебром и лошадьми), но в дальнейшем о венграх пишут, как о союзниках славян, участвовавших в походах Олега на Царьград.

Поход на Константинополь

На двадцать пятый год своего правления Олег решил идти в поход на Византию, которую до этого связывали с Русью торговые отношения. Но положения договора 860 года, заключенного с Империей еще Аскольдом и Диром, перестали выполняться. Это не устраивало Олега, он хотел напомнить константинопольским императорам, что русы и их молодое государство сильно как никогда, с ним стоит считаться.

Поход князя Олега на Царьград Константинополь

Интересно. Согласно ПВЛ, к моменту похода на Царьград Игорь, сын Рюрика, уже достиг совершеннолетия, успел жениться, но продолжал во всем слушаться Олега, полностью доверяя ему управление государством. Олег, отправляясь в поход на Константинополь, оставил управлять государством именно Игоря, как главного наследника и будущего правителя.

Олег серьезно готовился к походу. Был построен мощный флот из двух тысяч судов, каждое из которых могло вместить от 40 до 50 воинов, а также подготовлены лошади: двигаться планировали как по воде, так и по суше. Рать, созданная из норманнов, варягов, дулебов, венгров, словен новгородских, угро-финских племен Балтики, радимичей, кривичей, вятичей, северян, полян и древлян насчитывала до ста тысяч воинов.

Правитель Византии Лев VI Философ

Император Византии Лев Мудрый

Правитель Византии Лев VI Философ решил не вступать в прямое противоборство с русами. Он заперся в Константинополе, надеясь на неприступность города: с суши Царьград был защищен земляным валом и крепостными стенами, с моря – цепями, которые закрывали вход в бухту Золотой Рог.

Армии Олега все же удалось высадиться и разграбить большую часть предместий. Дальше князю пришлось прибегнуть к военной хитрости: он поставил свои драккары на колеса и направил их к стенам города. Это зрелище, по словам Нестора, сильно испугало ромеев.

Они решили откупиться от «великой скифии» (так они называли объединенное войско славян). Сначала греки выставили вино и еду для армии, но Олег приказал своим воинам не притрагиваться к дарам греков и был прав: продукты были отправлены. Подробнее это событие освещено в статье «Поход Олега на Константинополь».

Письменные договора Руси и Византии 907 и 911 годов

После попытки массового отравления Олег потребовал от императора выкуп: по 12 гривен серебра (то есть по 2,5 килограмм серебра) на каждого воина. Сумма, с учетом размера армии Олега, даже для греков была огромной, но вира была собрана в полном объеме. Кроме того, император обязался:

  • регулярно выплачивать дань русам;
  • обеспечить безопасность купцов-славян в Константинополе и даровать им право беспошлинной торговли;
  • снабдить войско Олега провиантом на обратную дорогу.

Интересно. Олег, согласно варяжской традиции, в знак захвата города прибил на крепостные ворота Константинополя свой щит. Некоторые историки, опираясь на факт отсутствия описания похода 907 года в греческих хрониках, предполагают, что его не было, но дань ромеи Олегу все же платили, так как в 941 году они предложили Игорю «брать столько, сколько Олег брал, и ещё сверху положить».

После военного похода 907 года и заключении мирного договора, в отношениях Киева и Царьграда наступила пауза.  В августе 911 года в Константинополь прибыло посольство русов (варягов и славян), основной задачей которого было заключение с греками нового, детально проработанного соглашения. Уже 2 сентября 911 года мирный договор был подписан.

Русско-Византийский договор 911 года

Русско-Византийский договор 911 года

Текст договора был составлен на основе греческого законодательства и устного «Закона Русского» с обязательным учетом вероисповедания сторон. Документ из тринадцати статей содержал нормы, устанавливающие:

  • наказания за убийство греков или русов, совершенные на территориях Византии или Киевской Руси (уголовное право);
  • наказания за ограбление или оскорбление греков или русов, совершенные на территориях Византии или Киевской Руси (гражданское право)
  • регламент поступления русов на службу к византийскому императору;
  • обязанности в случае обнаружения корабля, потерпевшего кораблекрушение в греческих или русских водах (береговое право);
  • правила беспошлинной торговли русских купцов в Византии (некоторые исследователи считают, что правило беспошлинной торговли действовало только до 907 года и не было закреплено в договоре 911 года);
  • условия предоставления Русью военной помощи Империи в случае нападения на неё Арабского халифата.

Интересно. Текст договора дошел до нашего времени в первоначальном виде благодаря трудам Нестора, который пишет о том, что Олега именовали в договоре «великим князем русским».

Таким образом, заключенный договор устанавливал тесные правовые, экономические и военные связи Киева с Царьградом, что было выгодно обеим странам. Беспошлинная торговля давала русским купцам возможность укрепиться на внешних рынках, а греки получали надежного союзника, которого можно было использовать в бесконечных войнах Империи с арабами.

Личная жизнь

О женах и детях Олега ничего не известно. Летописцы не раз называют его волхвом. Это может быть художественным приемом (отсылка к прозвищам Олега: Мудрый, Вещий), а может быть он действительно был посвящен какому-либо божеству из славянского или варяжского пантеона. Волхвы, как служители культа, давали обет безбрачия и оставались бездетными. Так или иначе, это всего лишь предположения, не подкрепленные какими-либо письменным источником.

Вещий Олег  

Интересно. У польского историка XVIII века Ф. Фризе есть версия о том, что сыном Олега был последний правитель Моравии Олег, умерший в 940 году. Он якобы покинул Киев после смерти отца, боясь гонений со стороны Игоря.

Смерть

Вопрос о смерти князя Олега остается открытым. Есть версии, что он умер от укуса змеи либо под Киевом, либо в Старой Ладоге, куда приехал навестить могилу Рюрика. По новгородским летописях Олег умер не в 912, а в 922 году уйдя из Киева на Север и передав власть Игорю. Похоронен либо в Киеве на горе Щековица, либо в Старой Ладоге (курган Олега Вещего).

Интересно. Некоторые историки, опираясь на сведения арабского хрониста аль-Масуди, предполагают, что легенда о змее – лишь интерпретации событий 912 года, происходивших на Каспии. Есть версия, что Олег, собрав тридцатитысячное войско, предпринял поход на Персию, куда добирался через Хазарский каганат, договорившись с правителями последнего о беспрепятственном проходе через их земли за долю в добыче. Поход был очень удачным, Олег взял много добычи, но при этом, как и обещал, рассчитался с хазарами. Каган же, заручившись поддержкой булгар и буртасов, решился на предательство и, собрав большое войско, напал на русов где-то на побережье Каспийского моря, предварительно перекрыв вход в Волгу. Битва, как пишут историки, продолжалась несколько дней, но русы были разбиты, а Олег погиб. Таким образом, летописная легенда – аллегория, а змея символизирует предательство и удар в спину.

Смерть Олега Вещего

Кончина Олега

Историография

  • Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского, 1883 год.
  • Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А. Н. Пыпина), 1904.
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
  • Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтийском море, 1970 год.
  • Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. X-XIII вв, 1991.
  • Михайлович Д. М. Сага о Рюрике и его потомках, 1995 год.
  • Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника, 1997.
  • Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель, 1998 год.
  • Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь, 2005 год.
  • Фомин В. В. Варяга – русский вопрос в отечественной историографии, 2005 год.
  • Лебедев Г. А. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси, 2005 год.
  • Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя, 2005.
  • Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014.

Князь Вещий Олег
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Юрий
23.10.2021

Лучшая статья про Олега, из того, что я читал.

Добавить комментарий