История России - РусИстори

Князь Рюрик

Рюрик Новгородский личность легендарная. Точных сведений о его происхождении, жизни до 862 года, то есть до «призвания» в Новгород, нет. Да и о последующих событиях сохранились лишь короткие упоминания. Ученые и по сей день продолжают изучать источники, чтобы пролить свет на жизнь и деяния человека, с которого началась история Руси.

Краткая биография

О биографии Рюрика выдвигают различные версии о родине князя. Самые важные из них:

  • Повесть временных лет (XII века);
  • Новгородская первая летопись (XV век);
  • Новгородская четвертая летопись (XV век);
  • Софийская первая летопись (XV век);
  • Радзивиловская летопись (XV век);
  • Иоакимовская летопись (известна только по трудам историка Н.В. Татищева);
  • «Житие Святого князя Владимира» (точная датировка неизвестна, возможно XI или же XV век);
  • «Сказание о князьях владимирских» (XVI век; на этот источник опирался М.В. Ломоносов, формируя свою антинорманскую теорию);
  • Ипатьевская летопись (XVI век);
  • Никоновская летопись (XVII век).

Князь Рюрик

Интересно. Академик А. А. Шахматов считает, что авторы новгородских летописных текстов использовали в качестве первоисточника более древний, не сохранившийся в полном объеме текст, который им условно был назван «Начальным сводом».

На основе этих источников к началу XXI столетия были сформированы следующие версии о происхождении призванного на Русь князя.

  • Варяжская.

По данной версии князь Рюрик был родом из Южного Приильменья, из некого «руського», варяжского племени, которое занималось добычей и продажей соли на Балтике. Причем слово «варяг» в данном случае характеризует не этническую принадлежность, а образ жизни: варягами на Руси называли и воинов-наемников и иностранных, чаще всего скандинавских, купцов.  В переводе на современный русский язык этот термин понимается, как «человек присягнувший», «человек, давший обет», «принесший клятву».

  • Норманская.

По этой версии происходит отождествление варягов со шведами-норманнами (хотя норманами называли на Руси всех жителей Скандинавии). Некоторые исследователи считают, что Рюрик (Hrærekr или Hrœríkr) это Эрик Эмундарсон из города Уппсала, или сын конунга Арнвида из рода Скильвингов. Последний вариант более вероятен, чем первый.

Арнвид из Норвегии правил в Альдейгьюборге, на месте которого позднее была построена Старая Ладога. Он контролировал торговый путь и собирал дань со многих городов Гордарики (так скандинавы называли Русь). Из города его изгнали шведы, а после того, как славяне и угро-финны дали им отпор, его сын Рорик Скильвинг с острова Готланд был призван на княжение неким посланником Лютом.

Интересно. Версия с Эриком Эмундарсоном основана на скандинавской хронике, в которой упоминается, что Эрик ходил в Восточные земли (Аустрлен-дом) и по Восточным путям (Аустрвеги). Кроме этих упоминаний больше никаких доказательств нет.

  • Датская.

Авторы теории считают Рюрика датским принцем Рориком или Рериком (Hrørek) Ютландским (Фрисландским), возможно братом или племянником конунга Харольда Кларка. После изгнания из Дании он жил во Фризии (Нидерланды) в провинции Rustringer, в месте Wieringen. Кроме созвучия топонимов с терминами «варяг» и «рус» никаких доказательств о сопоставимости двух этих исторических персоналий нет.

  • Западнославянская (мекленбургские генеалогии)

Рюрик – выходец из западнославянских племен ободритов, руян или поморян. Он сын правителя Годлава, а Рюрик (Рерик) – это родовое имя, а не собственное. Н. В. Татищев утверждает, что родовым знаком рода отца Рюрика был рарог, славянский или венедский пикирующий сокол, позднее трансформировавшийся в герб Рюриковичей – тризуб.

Впервые эта теория была озвучена французом Ксавье Мармье в XIX веке. Он опирался на данные, полученные от мекленбургских крестьян, живших на бывших землях славянских племен бодричей и ободритов.

Интересно. Эта теория «всплывает» и в документах XVIII века, подготовленных к свадьбе дочери Петра Великого Екатерины и Мекленбургского герцога. Но современные историки нашли в ней серьезные хронологические ошибки. Если следовать ей, то Рюрику на момент прихода в новгородские земли было уже шестьдесят лет, а сын Игорь появился у него в семидесятилетнем возрасте.

  • Прусская

Рюрик ВаряжскийАвтор этой версии – М. В. Ломоносов, который опирался на «Сказание о князьях владимирских» и польскую историографию XVI века. Ученый считал Рюрика балтийским поляком, пруссом, россом или варгом (племя прибалтийских славян) княжеского рода, ведущего свою историю от Августа – римского императора.

Как уже упоминалось выше, на основе этой версии Михаилом Васильевичем была сформирована антинорманнская теория происхождения и формирования государства Русь.

Историки XIX века эту теорию полностью отвергли, считая, что доказательной базы недостаточно. А вот советские историки «возродили» ее, используя как противовес нацистской пропаганде о «третьесортности» славян и невозможности создания ими самостоятельного государства.

Интересно. Западнославянская и прусская теории близки между собой. Здесь особое внимание необходимо обратить на топонимы. Скандинавы, а за ними и немецкие историки, называли всех поморских, прибалтийских славян венедами. Отсюда и «венедский сокол». А слово «пруссы» не имеет никакого отношения к современным немцам. С точки зрения М. В. Ломоносова, пруссы – это славянские племена, жившие по реке Руссе, на берегах Балтийского моря.

  • Новгородская.

Эту версию впервые озвучил Н. В. Татищев, используя данные Иоакимовской летописи (факт ее реального существования современными историками до сих пор не подтвержден). Исходя из его теории, Рюрик – наследник некого Гостамысла, правившего в «Великом граде», возможно Старой Ладоге (город основан на месте более древних славянских и скандинавских поселений – Любишь и Альдейгьюборг) или Велиграде (столица племени бодричей).

Его дочь Умила вышла замуж за неизвестного варяжского князя и родила нескольких детей. Гостамысл, за неимением собственных сыновей, передал свою власть, согласно матрилинейной традиции, старшему из внуков, Рюрику.

Интересно. Тема родины Рюрика тесно связана с топонимом «Русь». Некоторые исследователи считают, что так называлось его племя, другие – что это место, где он был рожден. Есть версия о том, что небольшое политическое образование Русь находилось в Южном Приильменье (Старая Русса) и оттуда были родом как Рюрик, так и Аскольд и Дир.

Семья и личная жизнь

О версиях происхождения князя уже было сказано выше. Что касается семьи, то согласно летописным, данным у него было двое братьев и несколько жен. О личной жизни Рюрика известно мало. В летописных сводах упоминается его брак с «урмандкой»-нормандкой Ефандой, скорее всего, дочерью норвежского конунга. Этот брак, скорее всего, был политическим: варяги и норвежцы объединились против датчан, хотевших завладеть частью Норвегии. По некоторым сведениям, приданным принцессы был город Ижора, ставший частью владений Рюрика.

Братья

По летописной традиции, братья князя, Синеус (Signjótr) и Трувор (Þórvarr), отправились править в Изборск и Белоозеро. По «прусской теории» Сигар Победоносный и Трувор Верный были соправителями брата Рюрика Мудрого и погибли в ходе восстания кривичей в Новгороде.

Рюрик Синеус и Трувор

Интересно. Исследователи, такие как Л. Н. Гумилев, А. Б. Рыбаков, Г, Миллер, считают, что братьев у Рюрика на самом деле не было. Просто летописцы неправильно перевели информацию о прибытии князя с «домом»-родом (sine hus) и дружиной (thru voring). Современная археологическая наука также отрицает возможность княжения Синеуса в Белоозере между 862 и 864 годом. Археологическая датировка Белоозера начинается с X века.

Дети

Ефанда родила Рюрику сына Игоря (Ингоря, Ингвара). Брат Ефанды Одда (Хелг) был хевдингом (воеводой) и советником князя. В отечественной историографии этот человек известен под именем киевского князя Олега Вещего. Именно он стал опекуном малолетнего Игоря после смерти Рюрика в 879 году, объединил Киев с Новгородом и обеспечил наследникам великого Рюрика господство на русских землях.

Интересно. В договоре с Византийской империей от 944 года упоминаются некие племянники Игоря Рюриковича: Игорь Младший и Акун. Считается, что Акун был сыном неизвестной дочери Рюрика, а Игорь Младший рожден от также неизвестного сына.

Княжение в Новгороде

7 сентября 862 года Рюрик с братьями и дружиной прибывает в новгородские земли и начинает править. Это событие в отечественной историографии называют «призванием варягов на Русь».

Причины «призвания» достаточно точно установлены историками. Славянское и угро-финское население Приильменья, Балтики, Приладожья и ряда других земель долгое время страдало от внутренних междоусобиц и агрессии норманнов-скандинавов. Именно для решения внутренних проблем, а также защиты от внешнего врага и был призван князь- конунг с сильной дружиной.

Интересно. По данным некоторых источников, князь до прибытия в Новгород служил франкским Калорингам, наследникам Карла Великого, в Европе. Его дружина была сильной, обладала достаточным боевым опытом.

Единовластие

После прибытия в Старую Ладогу, «Великий град», Рюрик и его дружина активно насаждали в Приильменье «варяжский» порядок. Сам он княжил сначала в Старой Ладоге, а потом переехал во вновь построенную резиденцию, которую археологи окрестили «Рюриковым городищем» (находилось недалеко от Новгорода).

Варяги

Рюрик подавлял славянскую оппозицию среди кривичей и словен ильменских; им был «задушен» мятеж некого Вадима Храброго, в ходе которого погибли, по версии летописцев, Синеус и Трувор. После их смерти Рюрик правил единовластно, опираясь на наместников в городах и дружину.

Интересно. Сведения летописей об этом периоде времени крайне неточны хронологически. Например, по Никоновскому своду, бунт Вадима Храброго в Новгороде произошел в 864 году, а по Ипатьевской летописи, 864 год – год основания Новгорода. Более точные данные в этом плане дает археология, которая разделяет Новгород и Рюриково городище.

Управление страной

Постепенно княжеская власть распространилась на все племена и города северо-западного региона. Под «руку» Рюрика пошли словены ильменские, кривичи, меря, чудь, весь, мурома. Он посадил своих наместников в таких городах, как Муром, Гнездо, Смоленск, Ростов, Полоцк.

С 862 по 879 г Рюрик укреплял свою власть: он строил новые города, крепости, форпост на Балтике для защиты от норманнов; в 864-866 году им было начато строительство «Ново град великого» – будущего Новгорода Великого.

Внешняя политика

Князь, вероятнее всего, воевал с Киевом и после уплаты выкупа Аскольдом и Диром в 870 году заключил с ним мир. Также в летописях есть сведения о том, что Рюрик неоднократно посещал скандинавские страны. Возможно, с норманнами у него был заключен мир, так как на новгородские земли они в период его княжения не нападали.

Итоги и результаты правления

Главным итогом правления Рюрика в Новгороде стало укрепление княжеской власти в северо-западных славянских землях, упорядочение системы отношений «князь-наместник», которые позже стали использовать киевские князья.

Вероятнее всего, в X-XI веке сказание о Рюрике приобрело статус династической легенды. Это и стало причиной поисков его княжеских корней русскими летописцами. Перед ними всегда стояла задача укрепления легитимности власти Рюриковичей. В настоящее время воспринимать личность Рюрика Новгородского нужно проще: он прародитель рода, правящего на Руси до XVII века.

Историография

  • Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского.
  • Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А. Н. Пыпина), 1904.
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
  • Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтийском море, 1970 год.
  • Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. X-XIII вв, 1991.
  • Михайлович Д. М. Сага о Рюрике и его потомках, 1995 год.
  • Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника, 1997.
  • Мельникова Е. А. Рюрик, Синиус и Трувор в древнерусской историографической традиции, 1998 год.
  • Пчелов Е. В. История династии Рюриковичей, 20020 год.
  • Пчелов Е. В. Рюрик, 2010 год.
  • Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь, 2005 год.
  • Фомин В. В. Варяга – русский вопрос в отечественной историографии, 2005 год.
  • Лебедев Г. А. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси, 2005 год.
  • Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014.
Князь Рюрик
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
6
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий