Рюрик Новгородский – личность легендарная. Точных сведений о его происхождении, жизни до 862 года, то есть до «призвания» в Новгород, нет. Да и о последующих событиях сохранились лишь короткие упоминания. Ученые и по сей день продолжают изучать источники, чтобы пролить свет на жизнь и деяния человека, с которого началась история Руси.
Краткая биография
О биографии Рюрика выдвигают различные версии о родине князя. Самые важные из них:
- Повесть временных лет (XII века);
- Новгородская первая летопись (XV век);
- Новгородская четвертая летопись (XV век);
- Софийская первая летопись (XV век);
- Радзивиловская летопись (XV век);
- Иоакимовская летопись (известна только по трудам историка Н.В. Татищева);
- «Житие Святого князя Владимира» (точная датировка неизвестна, возможно XI или же XV век);
- «Сказание о князьях владимирских» (XVI век; на этот источник опирался М.В. Ломоносов, формируя свою антинорманскую теорию);
- Ипатьевская летопись (XVI век);
- Никоновская летопись (XVII век).
Интересно. Академик А. А. Шахматов считает, что авторы новгородских летописных текстов использовали в качестве первоисточника более древний, не сохранившийся в полном объеме текст, который им условно был назван «Начальным сводом».
На основе этих источников к началу XXI столетия были сформированы следующие версии о происхождении призванного на Русь князя.
- Варяжская.
По данной версии князь Рюрик был родом из Южного Приильменья, из некого «руського», варяжского племени, которое занималось добычей и продажей соли на Балтике. Причем слово «варяг» в данном случае характеризует не этническую принадлежность, а образ жизни: варягами на Руси называли и воинов-наемников и иностранных, чаще всего скандинавских, купцов. В переводе на современный русский язык этот термин понимается, как «человек присягнувший», «человек, давший обет», «принесший клятву».
- Норманская.
По этой версии происходит отождествление варягов со шведами-норманнами (хотя норманами называли на Руси всех жителей Скандинавии). Некоторые исследователи считают, что Рюрик (Hrærekr или Hrœríkr) – это Эрик Эмундарсон из города Уппсала, или сын конунга Арнвида из рода Скильвингов. Последний вариант более вероятен, чем первый.
Арнвид из Норвегии правил в Альдейгьюборге, на месте которого позднее была построена Старая Ладога. Он контролировал торговый путь и собирал дань со многих городов Гордарики (так скандинавы называли Русь). Из города его изгнали шведы, а после того, как славяне и угро-финны дали им отпор, его сын Рорик Скильвинг с острова Готланд был призван на княжение неким посланником Лютом.
Интересно. Версия с Эриком Эмундарсоном основана на скандинавской хронике, в которой упоминается, что Эрик ходил в Восточные земли (Аустрлен-дом) и по Восточным путям (Аустрвеги). Кроме этих упоминаний больше никаких доказательств нет.
- Датская.
Авторы теории считают Рюрика датским принцем Рориком или Рериком (Hrørek) Ютландским (Фрисландским), возможно братом или племянником конунга Харольда Кларка. После изгнания из Дании он жил во Фризии (Нидерланды) в провинции Rustringer, в месте Wieringen. Кроме созвучия топонимов с терминами «варяг» и «рус» никаких доказательств о сопоставимости двух этих исторических персоналий нет.
- Западнославянская (мекленбургские генеалогии)
Рюрик – выходец из западнославянских племен ободритов, руян или поморян. Он сын правителя Годлава, а Рюрик (Рерик) – это родовое имя, а не собственное. Н. В. Татищев утверждает, что родовым знаком рода отца Рюрика был рарог, славянский или венедский пикирующий сокол, позднее трансформировавшийся в герб Рюриковичей – тризуб.
Впервые эта теория была озвучена французом Ксавье Мармье в XIX веке. Он опирался на данные, полученные от мекленбургских крестьян, живших на бывших землях славянских племен бодричей и ободритов.
Интересно. Эта теория «всплывает» и в документах XVIII века, подготовленных к свадьбе дочери Петра Великого Екатерины и Мекленбургского герцога. Но современные историки нашли в ней серьезные хронологические ошибки. Если следовать ей, то Рюрику на момент прихода в новгородские земли было уже шестьдесят лет, а сын Игорь появился у него в семидесятилетнем возрасте.
- Прусская
Автор этой версии – М. В. Ломоносов, который опирался на «Сказание о князьях владимирских» и польскую историографию XVI века. Ученый считал Рюрика балтийским поляком, пруссом, россом или варгом (племя прибалтийских славян) княжеского рода, ведущего свою историю от Августа – римского императора.
Как уже упоминалось выше, на основе этой версии Михаилом Васильевичем была сформирована антинорманнская теория происхождения и формирования государства Русь.
Историки XIX века эту теорию полностью отвергли, считая, что доказательной базы недостаточно. А вот советские историки «возродили» ее, используя как противовес нацистской пропаганде о «третьесортности» славян и невозможности создания ими самостоятельного государства.
Интересно. Западнославянская и прусская теории близки между собой. Здесь особое внимание необходимо обратить на топонимы. Скандинавы, а за ними и немецкие историки, называли всех поморских, прибалтийских славян венедами. Отсюда и «венедский сокол». А слово «пруссы» не имеет никакого отношения к современным немцам. С точки зрения М. В. Ломоносова, пруссы – это славянские племена, жившие по реке Руссе, на берегах Балтийского моря.
- Новгородская.
Эту версию впервые озвучил Н. В. Татищев, используя данные Иоакимовской летописи (факт ее реального существования современными историками до сих пор не подтвержден). Исходя из его теории, Рюрик – наследник некого Гостамысла, правившего в «Великом граде», возможно Старой Ладоге (город основан на месте более древних славянских и скандинавских поселений – Любишь и Альдейгьюборг) или Велиграде (столица племени бодричей).
Его дочь Умила вышла замуж за неизвестного варяжского князя и родила нескольких детей. Гостамысл, за неимением собственных сыновей, передал свою власть, согласно матрилинейной традиции, старшему из внуков, Рюрику.
Интересно. Тема родины Рюрика тесно связана с топонимом «Русь». Некоторые исследователи считают, что так называлось его племя, другие – что это место, где он был рожден. Есть версия о том, что небольшое политическое образование Русь находилось в Южном Приильменье (Старая Русса) и оттуда были родом как Рюрик, так и Аскольд и Дир.
Семья и личная жизнь
О версиях происхождения князя уже было сказано выше. Что касается семьи, то согласно летописным, данным у него было двое братьев и несколько жен. О личной жизни Рюрика известно мало. В летописных сводах упоминается его брак с «урмандкой»-нормандкой Ефандой, скорее всего, дочерью норвежского конунга. Этот брак, скорее всего, был политическим: варяги и норвежцы объединились против датчан, хотевших завладеть частью Норвегии. По некоторым сведениям, приданным принцессы был город Ижора, ставший частью владений Рюрика.
Братья
По летописной традиции, братья князя, Синеус (Signjótr) и Трувор (Þórvarr), отправились править в Изборск и Белоозеро. По «прусской теории» Сигар Победоносный и Трувор Верный были соправителями брата Рюрика Мудрого и погибли в ходе восстания кривичей в Новгороде.
Интересно. Исследователи, такие как Л. Н. Гумилев, А. Б. Рыбаков, Г, Миллер, считают, что братьев у Рюрика на самом деле не было. Просто летописцы неправильно перевели информацию о прибытии князя с «домом»-родом (sine hus) и дружиной (thru voring). Современная археологическая наука также отрицает возможность княжения Синеуса в Белоозере между 862 и 864 годом. Археологическая датировка Белоозера начинается с X века.
Дети
Ефанда родила Рюрику сына Игоря (Ингоря, Ингвара). Брат Ефанды Одда (Хелг) был хевдингом (воеводой) и советником князя. В отечественной историографии этот человек известен под именем киевского князя Олега Вещего. Именно он стал опекуном малолетнего Игоря после смерти Рюрика в 879 году, объединил Киев с Новгородом и обеспечил наследникам великого Рюрика господство на русских землях.
Интересно. В договоре с Византийской империей от 944 года упоминаются некие племянники Игоря Рюриковича: Игорь Младший и Акун. Считается, что Акун был сыном неизвестной дочери Рюрика, а Игорь Младший рожден от также неизвестного сына.
Княжение в Новгороде
7 сентября 862 года Рюрик с братьями и дружиной прибывает в новгородские земли и начинает править. Это событие в отечественной историографии называют «призванием варягов на Русь».
Причины «призвания» достаточно точно установлены историками. Славянское и угро-финское население Приильменья, Балтики, Приладожья и ряда других земель долгое время страдало от внутренних междоусобиц и агрессии норманнов-скандинавов. Именно для решения внутренних проблем, а также защиты от внешнего врага и был призван князь- конунг с сильной дружиной.
Интересно. По данным некоторых источников, князь до прибытия в Новгород служил франкским Калорингам, наследникам Карла Великого, в Европе. Его дружина была сильной, обладала достаточным боевым опытом.
Единовластие
После прибытия в Старую Ладогу, «Великий град», Рюрик и его дружина активно насаждали в Приильменье «варяжский» порядок. Сам он княжил сначала в Старой Ладоге, а потом переехал во вновь построенную резиденцию, которую археологи окрестили «Рюриковым городищем» (находилось недалеко от Новгорода).
Рюрик подавлял славянскую оппозицию среди кривичей и словен ильменских; им был «задушен» мятеж некого Вадима Храброго, в ходе которого погибли, по версии летописцев, Синеус и Трувор. После их смерти Рюрик правил единовластно, опираясь на наместников в городах и дружину.
Интересно. Сведения летописей об этом периоде времени крайне неточны хронологически. Например, по Никоновскому своду, бунт Вадима Храброго в Новгороде произошел в 864 году, а по Ипатьевской летописи, 864 год – год основания Новгорода. Более точные данные в этом плане дает археология, которая разделяет Новгород и Рюриково городище.
Управление страной
Постепенно княжеская власть распространилась на все племена и города северо-западного региона. Под «руку» Рюрика пошли словены ильменские, кривичи, меря, чудь, весь, мурома. Он посадил своих наместников в таких городах, как Муром, Гнездо, Смоленск, Ростов, Полоцк.
С 862 по 879 г Рюрик укреплял свою власть: он строил новые города, крепости, форпост на Балтике для защиты от норманнов; в 864-866 году им было начато строительство «Ново град великого» – будущего Новгорода Великого.
Внешняя политика
Князь, вероятнее всего, воевал с Киевом и после уплаты выкупа Аскольдом и Диром в 870 году заключил с ним мир. Также в летописях есть сведения о том, что Рюрик неоднократно посещал скандинавские страны. Возможно, с норманнами у него был заключен мир, так как на новгородские земли они в период его княжения не нападали.
Итоги и результаты правления
Главным итогом правления Рюрика в Новгороде стало укрепление княжеской власти в северо-западных славянских землях, упорядочение системы отношений «князь-наместник», которые позже стали использовать киевские князья.
Вероятнее всего, в X-XI веке сказание о Рюрике приобрело статус династической легенды. Это и стало причиной поисков его княжеских корней русскими летописцами. Перед ними всегда стояла задача укрепления легитимности власти Рюриковичей. В настоящее время воспринимать личность Рюрика Новгородского нужно проще: он прародитель рода, правящего на Руси до XVII века.
Историография
- Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
- Карамзин Н. М. История государства Российского.
- Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А. Н. Пыпина), 1904.
- Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
- Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтийском море, 1970 год.
- Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. X-XIII вв, 1991.
- Михайлович Д. М. Сага о Рюрике и его потомках, 1995 год.
- Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника, 1997.
- Мельникова Е. А. Рюрик, Синиус и Трувор в древнерусской историографической традиции, 1998 год.
- Пчелов Е. В. История династии Рюриковичей, 20020 год.
- Пчелов Е. В. Рюрик, 2010 год.
- Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь, 2005 год.
- Фомин В. В. Варяга – русский вопрос в отечественной историографии, 2005 год.
- Лебедев Г. А. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси, 2005 год.
- Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014.