История России

Кто такие варяги в Древней Руси

Современные исследователи, рассматривающие тему пребывания варягов на Руси, до сих пор не могут определиться с этимологией и топонимикой слова «варяг» (и напрямую связанным с ним термином «Русь»), хотя оно в различных вариациях встречается и в скандинавских, и в греческих, и в арабских, и в европейских источниках.

В целом, «варяжский вопрос» в истории и историографии включает в себя две проблемы:

  • этническая принадлежность варягов (и Руси как части группы);
  • влияние варягов на формирование древнерусского этноса и восточнославянской государственности.

Характеристика варягов

На сегодняшний момент сформировалось несколько точек зрения, исходя из которых варяги – это

  • прибалтийская группа населения славяно-скандинавского происхождения;
  • кельтское (или франкское) племя, соседствующее со славянами в VIII-IX веках I тысячелетия;
  • это скандинавы по происхождению и воины по роду занятий и образу жизни, объединённые в дружины, служившие византийским императорам и европейским государям как наемники.

Варяги на руси

Интересно. В древних русских летописных источниках Балтийское море называется Варяжским. Из этого исследователи делают вывод об ареале расселения этой этнической группы и входящим в него племенем русь.

Первую точку зрения отстаивал в своих работах исследователь С. А. Гедеонов (термин произошел от балтославянского слова «warang» – меч).

Вторую – исследователи:

  • Г. З. Байер и В. Н. Татищев (от древнескандинавских слов «varas», «varg» – волк, вор, разбойник);
  • Гуннар Якобсон (от древнешведского «varang», «strang» – стяг, дружина);
  • Д. Пардуччи (от лангобардского слова «waregang» – нанятый служить по договору);
  • М. Фасмер (от скандинавских слов «var», «varingr» – верность, обет, союзники);
  • Л. С. Клейн и Е. А. Мельникова (от слова «var» – клятва);
  • О. И. Сенковский (от скандинавского термина «felag», обозначающего скандинавский хирд – дружину).

Третью точку зрения отстаивают такие историки, как В. Г. Васильевский, А. А. Шахматов, А. Е. Пресняков, А. Г. Кузнецов. Причём, последний указывал не только на кельтское (германское) происхождение варягов (от сельского слова «var» – вода), но и на факт их «ославянивания» в IX веке, то есть их обычаи, традиции и религия были схожи со славянскими, родственны им.  А. Г. Кузнецов отождествляет варягов с поморами, то есть людьми, живший «по морю».

Интересно. В западноевропейских хрониках X века есть упоминание о некой стране Рутеннии (балтийское Поморье). Сначала рутенны («рыжие люди») находились под властью данов, потом – поляков. Мир с Русью заключили при князе Святополке I Владимировиче.

Деятельность варягов

ВарягиВсе эти точки зрения объединяет, в целом, только характеристика варягов как монолитного союза племен: они жили отдельно от других славянских групп, занимались морским промыслом («варя» – название процесса выварки соли, отсюда и название моря), торговлей по «Варяжскому пути» (путь из «варяг в греки»), собирали дружины воинов для службы иностранным князьям и государям.

Согласно лингвистическим исследованиям, говорили варяги на северогерманском диалекте с примесью древнескандинавского. Но некоторые фонетические особенности указывают на то, что их язык постепенно славянизировался, возможно, под влиянием смоленских и польских кривичей, ведь варяги по роду занятий проживали в крупных славянских центрах, торгуя с местным населением.

Доспехи и оружие варягов

Так как варяги переняли многое от викингов, то их доспехи и оружие, конечно, сопоставимы со скандинавским вооружением этого периода времени.

Варяги использовали в бою:

  • топоры («бородатый», бродекс, датский, метательный);
  • секиры скандинавского типа («визитная карточка» варягов, находящихся на службе у византийского императора);
  • скандинавский меч (обоюдоострый, весом до двух килограммов, восьмидесятисантиметровый в длину);
  • скрамасакс (короткий меч, кинжал);
  • скандинавское метательные копье;
  • лук и стрелы;
  • скандинавский щит миндалевидной формы.

Шлем викингов вендельской эпохи

Тяжелые доспехи у варягов не были распространены, они использовали в основном кольчужную защиту – длинную рубаху до колен с короткими рукавами, сплетенную из толстых, но гибких колец. Использовались также капюшоны-подшлемники и рукавицы. Вес кольчуги мог достигать 15-18 килограмм. Под кольчугу надевали поддоспешник (стеганную куртку или кожаную рубаху), который смягчал силу рубящего удара. Шлемы представляли собой каркасные конструкции с полумаской, закрывающей глаза.

Варяги на Руси

О деятельности варягов в славянских землях, а потом и на Руси, рассказывают такие ранние источники, как

Интересно. Академик А. А. Шахматов считал, что авторы новгородских летописных текстов использовали в качестве первоисточника более древний, не сохранившийся в полном объеме текст, который им условно был назван «Начальным сводом».


Сведения о них также содержаться в более поздних источниках:

  • Радзивиловская летопись (XV век);
  • Иоакимовская летопись (известна только по трудам историка Н.В. Татищева);
  • «Житие Святого князя Владимира» (точная датировка неизвестна, возможно XI или XV век);
  • «Сказание о князья владимирских» (XVI век; на этот источник опирался М.В. Ломоносов, формируя свою антинорманнскую теорию);
  • Ипатьевская летопись (XVI век);
  • Никоновская летопись (XVII век).

В IX веке варягов знали в Гардарике (скандинавское название древнерусского государства) как

  • жителей Южного Приильменья, принадлежащих к «руському» племени, которое занималось добычей и продажей соли на Балтике;
  • выходцев из западнославянских племен ободритов, руян или поморян;
  • балтийских поляков, пруссов, россов или варгов (племя прибалтийских славян)
  • скандинавов, пришедших в славянские земли воевать, грабить и торговать.

Интересно. Сигизмунд фон Герберштейн, немецкий дипломат на русской службе, писал о городе Варгии на берегу Варяжского моря, откуда родом были первые русские князья.

В этом же веке, как повествует ПВЛ, союз славянских и угро-финских племен призвал неких варяжских («руських») князей править в Новгород: «пришли Рюрик и братья его Синеус и Трувор с племенем своим русью править в славянские земли, так как не было на них порядка» (862 год). Дальше Нестор повествует о варягах Аскольде и Дире, правивших в Киеве. В это время славяне не отождествляют себя с «варягами-русью», хотя признают их силу, право на управление и заключение договоров с Византией от их имени.

Оружие варягиПри первых киевских князьях, Олеге, Игоре, Ольге, Святославе положение это оставалось неизменным. Более того, славяне платили «урок» варягам как плату за охрану и обеспечение мирной жизни (так новгородцы ежегодно отправляли в Киев две тысячи гривен серебром, и это считалось «варяжским сбором»).

А вот уже при Ярополке, Владимире, Ярославе Мудром ситуация изменилась. Варягов стали воспринимать исключительно как наемников, членов княжеской дружины, которых взяли на службу для исполнения разных поручений, политических (помощь в междоусобных войнах, войнах с соседними странами и племенами) и административных (помощь в сборе дани, охране городов и границ государства).

Варяги в это время – исключительно иностранцы, скандинавы (свеи, урманы, доне, готы), и их положение как отдельной группы регулировалось нормами Русской правды.

Интересно. Варягов-наемников использовали и Владимир Святославич, и Ярослав Мудрый в междоусобных войнах с братьями. При Ярополке Святославиче служил некий советник Варяжко, которого потом переманил к себе на службу Владимир. В дружине самого Владимира еще в период его княжения в Новгороде состоял Олав Трюггвасон, будущий норвежский конунг и дядя Олофа I Святого, короля Норвегии. Святополк Окаянный использовал варягов-наймитов Рагнара и Эймунда для убийства младшего брата Бориса. Ярослав Мудрый, отправляясь в поход на Киев в 1015 году, нанял в свою дружину тысячу варягов.

Постепенно в XI-XII веках происходит процесс ассимиляции скандинавских наемников, превращающихся в русскую военную аристократию, а сам термин «варяг» либо выходит из употребления, либо используется в качестве обозначения купцов-гостей «из-за моря» – ганзейцев и немцев.

Варяги в Византии

В Византийской империи варягов (фарганов) знали с IX века. О них упоминают хронисты времен Константина Багрянородного. Очень часто их отождествляли с русью, так как приходили они в Империю в основном восточным путем, отслужив какое-то время в землях восточных славян. Варяги Аскольд и Дир, по версии Нестора-летописца, ушли от Рюрика наниматься на службу к византийскому императору.

Варяги в Византии

Потом они же осуществили военный поход на Константинополь в 860 году и заключили с греками военно-торговый союз. Их примеру последовал Олег в 907 году, а потом Игорь в 943 году. Владимир отправил варягов-наемников, убивших Ярополка, на службу в Константинополь, написав предварительно византийскому императору письмо, где просил не держать их вместе, а разлучить, отправив по разным местам службы.

После вокняжения тот же Владимир, заключивший мир с Империей, отправлял варягов в походы на Армению, в Малую Азию, выполняя свои союзнические обязательства. А будущий норвежский король Харальд III Суровый сначала служил Ярославу Мудрому, а потом перешел на византийскую службу.

Варяги в Византии либо просто служили в войсках императора («внешние» варанги), либо составляли костяк его гвардии («дворцовые» варанги).

Варяги в Византии дворцовые

Первых отправляли воевать с арабами (постоянные противники греков) в Малую Азию, на Сицилию, в Грузию. Причем, начиная с XI века, их не отождествляли ни с норманнами, заставляя воевать с ними в Италии, ни с Русью. Отношение к наемникам всегда было подозрительным, высокие военные должности они не занимали.

Вторые же («сикироносная» гвардия – хрисовулы) служили в основном в Константинополе и обеспечивали охрану императора и его семьи. Причем, к XII веку их этнический состав меняется. Это уже не только скандинавы (датчане, шведы), но и англичане. О дворцовой гвардии члены императорской семьи всегда отзывались положительно, считая, что в ее рядах состоят самые смелые и преданные воины. Последний раз они проявили себя в 1204 году во время осады Константинополя рыцарями-крестоносцами.

Таким образом, если кратко, на современном этапе развития исторической науки можно отождествлять варягов как со скандинавами (и следовать традиционной норманнской теории), так и со славянами Поморья. Но оспаривать их влияние на формирование русской государственности и восточнославянского этноса бессмысленно. Воины от рождения, они создали все условия для объединения славянских племен и укрепления позиций Руси на международной арене.

 Источники

  • Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского, 1883 год.
  • Шахматов А. А.Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А. Н. Пыпина), 1904 год.
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
  • Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтийском море, 1970 год.
  • Джаксон Т. Н.Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. X-XIII вв, 1991 год.
  • Кирпичников А. Н.Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника, 1997 год.
  • Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках, 2003 год.
  • Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских Руссо, 2007.
  • Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь, 2005 год.
  • Фомин В. В. Варяга – русский вопрос в отечественной историографии, 2005 год.
  • Лебедев Г. А. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси, 2005 год.
  • Петрухин В. Я.Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014 год.
Кто такие варяги в Древней Руси
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий