История Древней Руси, несмотря на многовековую работу историков – исследователей, полна тайн и загадок. Одна из них – происхождение и деяния Аскольда и Дира, князей киевских, правивших городом в IX веке до прихода туда варяга Олега. Кто они такие и что сделали для становления Руси как государства – вопрос пока открытый.
Кто такие
Согласно Повести временных лет, а также Иоакимовской летописи и Устюжскому своду, Аскольд(Höskuldr) и Дир (Dýri) – варяги из дружины новгородского князя Рюрика. Они «не племени, но боярина», то есть не родственники, но лица благородного происхождения, отправленные конунгом на юг либо по личному желанию (на службу к императору Византии, в Царьград), либо с разведывательной целью (охранять торговые пути, взимать дань и выяснять обороноспособность южных славянских племенных союзов).
Нестор, автор ПВЛ, настаивает на первой версии: князья, не получившие в удел города в новгородских землях, отпросились на службу в Царьград, но горд Киев, встретившийся им по пути, изменил их планы.
Основными источниками, по которым можно определить происхождение князей, кроме ПВЛ, являются:
- Старшая Эда, «Речи Хамрида» (скандинавская хроника);
- «О происхождении и деяниях готов» (сочинение остгота Иордана);
- Брюссельская хроника;
- Сочинения и личные письма константинопольского патриарха Фотия;
- «Польская история» Яна Долгуша (XV век, написана по летописям и хроника, не сохранившимся до XXI века).
У этих авторов есть, прямо противоположная ПВЛ: Аскольд и Дир – природные поляне, потомки Кия, Щека и Хорива, отцов – основателей Киева.
Интересно. Версия о полянском происхождении Аскольда и Дира была выгодна польским историкам. Таким образом, они обосновывали претензии на южные и западные русские земли, ведь Кий, Щек и Хорив, согласно их данным – выходцы с польских земель.
Тема происхождения Аскольда и Дира очень важна. Исходя из полученных данных, можно было бы сделать вывод о законности власти Олега и Рюриковичей. Одно дело, когда смещают и убивают захватчиков некняжеского рода, другое – когда сами становятся узурпаторами. Нестор, писавший свой труд на «заказ», под патронажем киевских князей, четко определяет: Аскольд и Дин нарушили приказ Рюрика, узурпировали власть и на законных основаниях были смещены Олегом.
В теме происхождения князей проскальзывает еще одна гипотеза: Аскольд и Дин – это два разных человека или все-таки один… Сторонники «соправления» ссылаются на тексты Ипатьевской и Лаврентьевской летописей. А вот приверженцы второй теории используют такие аргументы:
- в летописных текстах деяния Аскольда и Дира авторы описывают как поступки одного человека, ставя глаголы в единственное число;
- в Старшей Эде и у Иордана, где прямо говорится о полянском происхождении князей, родом Кия называют роксоланский род Дир; таким образом, получается, что Аскольд – имя собственное, а Дин – родовое.
Интересно. У арабского автора X века аль – Масуди есть упоминание о Диме, славянском князе, правившим полянами до Аскольда. Возможно, речь идет о предке или еще об одном родоначальнике династии.
Этническую принадлежность князей можно было бы определить по их именам, что и пытались делать исследователи, но вот к консенсусу в этом вопросе они так и не пришли.
Существует несколько версий, по которым Аскольд и Дир – это
- классические скандинавские имена, причем в скандинавском варианте имени Хаскульдар опять проскальзывает суффикс – дар, – дир, что указывает на искусственное появление князя Дира в летописях;
- традиционные имена готов и роксолан (причем последних некоторые историки отождествляют с племенем Русь);
- имена, характерные для полянского племенного союза;
- скифские имена (самоназвание скифов – сколоты, что созвучно с именем Аскольд);
- итальянские или латинские имена (совсем «притянутая за уши» версия о рождении Аскольда и Дира на Аппенинском полуострове).
Интересно. Академик Б. А. Рыбаков не подвергает сомнению факт княжения в Киеве Аскольда (Оскольда), при этом прямо говоря об «искусственном присоединении имени Дир» и о мифичности этого исторического персонажа.
Что сделали
Прежде чем подробнее рассматривать период правления князей в Киеве, необходимо разобраться с хронологией событий. Согласно ПВЛ, Аскольд и Дир пришли и стали княжить в Киеве в 862 году, а в 866 году совершили поход на Царьград. Но современные историки оспаривают эти даты, опираясь на сведения скандинавских, греческих и европейских хронистов.
В Брюссельской хронике, в письмах патриарха Фотия Римскому папе Николаю I приведена точная дата начала похода – 860 год. Таким образом, князья могли начать править в Киеве в 858 – 859 году.
Данная хронология еще более затрудняет исследования, так как Рюрик был призван в Новгород лишь в 862 году. Теоретически быть его дружинниками Аскольд и Дир могли, но практически рассказ Нестора не выдерживает никакой критики.
Поход Аскольда и Дира на Византию
Так или иначе, по различным источникам выходит, что между 850 – 880 годами Аскольд с братом Диром правили в полянских землях, захватывая территории соседних племенных союзов, освобождая славянское население от уплаты дани хазарам. У историка М. Карамзина можно найти такую фразу: «начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве».
Поход на Константинополь
В 860 году они предпринимают поход на Константинополь – столицу Византийской империи, богатейший город, являющийся конечной точкой на пути «из варяг в греки».
Условными причинами нападения стали:
- нарушение условий торгового договора, заключенного ранее со славянскими и варяжскими купцами
- нападение греков на рыбаков и промысловиков в водах, находящихся под контролем Киева;
- насилие над славянскими послами и купцами в Константинополе.
Дружина князей состояла из восьми тысяч воинов, которые прибыли под стены Константинополя на двухстах ладьях – снеккарах. В «Брюссельской хронике» указана точная дата начала вторжения – 18 июня.
Нападение было внезапным, хорошо подготовленным и организованным. Исследователи предполагают, что Аскольд и Дир использовали полученные за год до этого разведывательные данные. Они знали, что ни императора, ни его армии и флота в городе не будет.
Интересно. Некоторые исследователи выдвигают версию о том, что варяги вступили в заговор с арабами, противниками Византии. Оттягивая императорские силы на себя, арабы таким образом хотели поспособствовать падению Константинополя и ослаблению Империи.
До 25 июня варяги и славяне осаждали город и грабили пригороды, а также Принцивы острова и острова в Мраморном море. Срочно вернувшийся из Малой Азии император Михаил и патриарх Фотий возглавляли оборону столицы империи.
Ситуация была настолько плохой, что правители города уповали только на чудо. По данным ПВЛ, оно произошло. В одном из храмов города хранилась чудотворная икона «Риза Богородицы». Богоматерь почиталась греками и считалась заступницей города. Нестор пишет о том, что патриарх Фотий, совершив богослужение в храме, опустил икону в воды Босфор и мгновенно началась страшная буря, уничтожившая почти весь флот русов. Лишь малой его части удалось вернуться в Киев.
Но Бог не гарантировал Империи полную защиту, поэтому император Михаил предпочел заключить с русами – варягами мир. По условиям договора:
- страны заключили военный союз;
- греки обязались выплачивать русам «откупные» золотом и серебром;
- император даровал право славянским и варяжским купцам свободно торговать на землях Империи.
Фактически государство Русь признавалось цивилизованным миром и вступило в систему международных отношений.
Интересно. В русских летописях более позднего времени есть еще упоминания о других походах Аскольда и Дира на Константинополь, но современные исследователи все же считают, что это пересказы событий 860 года.
После заключения мирного договора с Византией император отправляет на Русь епископов, целью которых было постараться обратить славян – язычников в христианскую веру. Согласно Никольской летописи и хронографу Кедрину первое крещение славян произошло именно при «князе русском Оскольде» в 876 году. Любопытно, что имя Дира в связи с этими событиями не упоминается.
Интересно. Согласно летописному тексту, епископы явили язычникам чудо: положили Библию в огонь, но она не сгорела. После этого, по данным автора Никольской летописи, «руси все крестишися». Возможно, по данным исследователя В. М. Ломановского, славян крестили Кирилл и Мефодий, а Аскольд принял христианское имя Николай.
В той же Никольской летописи есть упоминание о событиях, которые происходили уже после похода князей на Царьград:
- убийство «оскольдова сына» болгарами – 864 или 871 год (в тексте летописи не ясно, о каких именно болгарах идет речь: дунайских или волжских, ясно только, что с соседними государствами у Киева был конфликт);
- поход князей на половчан и кривичей– 865 или 872 год;
- голод в Киеве – 867 год;
- разгром Аскольдом и Даром печенегов – 867 или 875 год;
- принятие в Киеве бежавших из Новгорода «мужей» – 867 год.
Возможно, в середине 860 года начался конфликт Новгорода с Киевом, связанный с военными действиями киевских князей против половчан и кривичей. Рюрик и Аскольд пришли к некому соглашению после уплаты последним дани – «откупа».
У А. А. Шахматова, В. В. Фомина и Б. А. Рыбакова есть версия, что родина Аскольда и Дима – южное Приильменье. Именно там находилось первое древнее государство Русь с центром в Старой Руссе. После прихода на северо – запад Рюрика князья были вынуждены покинуть родину, затаив обиду на новгородских варягов и желая им мести.
Интересно. Некоторые историки, опираясь на данные Псковской второй летописи, называют князей Аскольда и Рюрика родственниками, вместе «призванными» в Новгород в 862 году. Возможно, что конфликт был связан с семейными разногласиями.
Захват Киева
В 879 году Рюрик умирает. Его преемник Олег, опекун малолетнего сына князя Игоря, решает идти в поход на юг и планирует захват Киева. Земли полянского союза давно прельщали его своими богатствами, также он желал полностью контролировать «путь из варяг в греки».
В 882 году он с дружиной приплывает под стены Киева и захватывает его. Южные и северо – западные славянские земли объединяются «под одной рукой». Это становится предпосылкой для образования единого государства – Киевской Руси.
Кто убил Аскольда и Дина
По сведениям Нестора, Олег обманом выманивает князей из детинца на Подол, притворившись богатым гостем – купцом. Там они и были убиты, а Олег, представив киевлянам Игоря как прямого наследника Рюрика, объявляет себя киевским князем до его совершеннолетия.
Интересно. Нестор писал своеобразно, по праву считая, что «история – это политика, обращенная в прошлое». Он оправдывал действия Олега и убийство Аскольда и Дира, называя князей узурпаторами законной власти Игоря.
Погребены Аскольд и Дир были на берегу Днепра, «на Угорской горе близ Ольмина двора». Аскольда положили возле храма Святого Николая, а Дира – за храмом Святой Ирины. Убили братьев одновременно, а похоронили отдельно друг от друга (это еще одна загадка истории).
В истории жизни и правления князей Аскольда и Дира больше вопросов, чем ответов. Что – то можно списать на искажение фактов летописцами, что – то на неточности хронологии, кое – что только предстоит узнать. Но многие вопросы так и останутся без ответов.
Историография
- Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
- Карамзин Н. М. История государства Российского,
- Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
- Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтийском море, 1970 год.
- Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках, 2003.
- Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских Руссо, 2007.
- Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь, 2005 год.
- Фомин В. В. Варяга – русский вопрос в отечественной историографии, 2005 год.
- Лебедев Г. А. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси, 2005 год.