Биография князя Владимира Красное солнышко очень богата: за годы правления в Новгороде и Киеве он успел сделать многое. Благодаря ему Русь обрела новый статус и стала по праву считаться одним из самых сильных государств на территории Европы. О том почему Владимира стали так называть вы можете почитать в статье «Владимир Красное солнышко почему его так назвали».
Родители и происхождение
Сведения о рождении Владимира и первых годах его жизни содержатся в Повести временных лет и более поздних Никоновской и Устюжской летописях. Известно, что он был третьим, младшим сыном князя Святослава и некой Малуши, ключницы (или милостницы) княгини Ольги.
Само слово «милостница» трактуется историками по-разному. Возможно, Малуша занималась раздачей милостыни от имени княгини Ольги, а возможно, термин «милостница» указывает на ее особое положение фаворитки и любимицы княгини, живущей «из милости».
О происхождении матери Владимира практически ничего не известно. Историки А. А. Шахматов, Б. А. Рыбаков, Д. И. Прозоровский, Н. И. Новиков выдвигают следующие версии:
- она была дочерью новгородского гражданина Калуфча и вместе со своими сестрой и братом отправлена в Киев в услужение княгини Ольги (при этом ее статус не определяется как рабский);
- отцом Малуши был некий Малк Любчанин, который сопровождал посланника германского императора Оттона I епископа Адальберга в Киев (после провала миссии епископа, дети Малка остались при княгине Ольге в Киеве в качестве воспитанников);
- она родилась в балтийском городе Любиче, а ее отцом был древлянский князь Мал, убитый Ольгой (по данной версии она – княжна и состояла в законном браке со Святославом; на возможную достоверность этой версии указывает и высокое положение ее брата Добрыни в Киеве).
Интересно. О рабском статусе Малуши говорит лишь Нестор в рассказе о сватовстве Владимира к полоцкой княжне Рогнеде. Княжна отказала княжичу, сославшись на то, что он «рабичич», то есть сын рабыни.
Предположительно где-то между 942-960 годом Малуша беременеет, и ее отправляют рожать в село Будятин. Нестор, описывая эти события, говорит, что Ольга была очень разгневана и отправила Малушу в ссылку, считая, что та совершила грех прелюбодеяния.
О месте рождения Владимира, селе Будятин, также есть несколько версий:
- Будятин, или Будник, – село под Псковом, которое принадлежало либо самой княгине Ольге, либо было подарено Малуше;
- Будятичи – село под Владимиром-Волынским (территория современной Украины).
Вскоре после рождения Владимира забирают у матери и отправляют в Киев. В первые несколько лет его воспитанием занималась сама княгиня Ольга. Этот факт также указывает на то, что мать мальчика никак не могла быть рабыней, иначе бы христианка Ольга не признала бастарда и не стала воспитывать его вместе с законными наследниками.
После смерти бабки воспитанием Владимира занимался его дядя по матери Добрыня (по скандинавской традиции, принятой и у варягов, ближайшим родственником мальчика считается не его отец, а дядя по материнской линии, в семье которого он воспитывается до совершеннолетия). Позднее, по приказу отца Святослава, Владимир вместе с дядей отправляется на княжение в Новгород. Там он постигает азы управления страной, обучается воинскому искусству, укрепляет связи с родственниками-норманнами и борется с сепаратизмом местного угро-финского населения.
Интересно. О дальнейшей судьбе матери Владимира почти ничего не известно. В скандинавской «Саге о йомсвикингах» есть упоминаний о матери князя Гардарики Владимира, прозорливой старушке, которая предсказала правление в Норвегии Олафа I Святого (Олафа спас из эстонского плена его дядя, находящийся на службе у Владимира; мальчик вырос в Новгороде и воспитывался вместе с Владимиром). Также есть упоминания о некой Мальфред (возможно, скандинавский вариант имени Малуша) в списках членов княжеского рода, умерших между 990-1000 годом. Ее имя стоит после имени Рогнеды, правда, родственная связь этих двух женщин не указана.
Борьба за власть между братьями Ярополком, Олегом и Владимиром
В 972 году на Дунае от рук печенегов погибает Святослав. Киевским князем становится его старший сын и любимец Ольги Ярополк (по некоторым данным он был христианином так же, как и его бабка). Следующий по старшинству брат, Олег, остается править в Искоростени, а Владимир – в Новгороде.
В 975 году Олег убивает сына киевского воеводы Свенельда (соратника Святослава) Люта, устроившего незаконную охоту в древлянских землях. Свенельд просит Ярополка наказать брата. В результате воинского столкновения у стен Искоростеня Олег погибает. Получивший известие о смерти брата Владимир, опасаясь за свою жизнь, решает бежать «за море», к варягам. После его бегства Ярополк назначает в Новгород посадника.
Заручившись поддержкой варягов и норманнов, Владимир через три года возвращается на Русь, захватывает Новгород и решает идти в поход на Киев, дабы отомстить за гибель брата Олега, взяв справедливую виру. В 977 году на Руси начинается первая княжеская междоусобица.
Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка
Путь к Киеву закрывали Полоцк и земли Полоцкого княжества, независимого от власти Рюриковичей. Правил в Полоцке князь Рогволд, о котором известно только то, что он «пришел из-за моря». Возможно, он был варягом, или норвежцем, или шведом, точных данных летописи не сохранили.
Владимир попробовал договориться с полоцким князем и даже посватался к его дочери Рогнеде, которая ему отказала, сославшись на его якобы рабское происхождение («не хочу за робичича»). Зато предложение от Ярополка она приняла, чем очень оскорбила и разозлила Добрыню, который потребовал от Владимира захватить Полоцк.
В. Н. Татищев прямо пишет о том, что Рогволд был союзником Ярополка в междоусобной войне 977-978 годов, вел активные боевые действия против Владимира и даже захватывал новгородские волости. Таким образом, отказ Рогнеды стал лишь поводом для вторжения Владимира в полоцкие земли.
В ПВЛ, Ипатьевском и Лаврентьевском сводах упоминается о том, что Владимир собрал большое войско из варягов, словен, чуди, кривичей и захватил Полоцк. Князь Рогволд и его сыновья были убиты, Рогнеда же (после публичного насилия) стала женой Владимира.
Интересно. Дети Владимира от Рогнеды, в частности Изяслав, правили в Полоцке, считая его своей родовой вотчиной, а не пожалованной киевским князем. Они не признавали Рюриковичей и себя к ним не относили, называясь «Рогволдовыми внуками». Ярославичи и Рогволдичи в дальнейшем часто будут воевать между собой, а Полоцк будет проводить независимую от Киева политику.
Поход на Киев и предательство Блуда
После взятия Полоцка Владимир с варягами и новгородской дружиной пошел на Киев. Здесь уже готовился переворот в его пользу. Подкупленный им воевода Блуд убедил Ярополка бежать из Киева в город Ровень, ссылаясь на готовящийся против него боярский заговор. Ярополк покинул столицу и ее свободно занял Владимир.
Уже в Ровене Блуд склонил Ярополка к переговорам с братом, обещая, что они будут одни и без оружия. Близкий друг Ярополка Варяжко отговаривал князя, предлагая ему бежать к печенегам и уже вместе с ними вести войну против Владимира.
Убийство Ярополка по приказу Владимира
Ярополк принял решение ехать на переговоры. Он свободно вошел в комнату, где его якобы дождался Владимир. Блуд запер за ним двери. В комнате князя «приняли на мечи» варяги-наемники. Ярополк погиб на глазах у Варяжко, которому чудом удалось бежать.
Летописцы по-разному описывают данное событие, но почти никто из них не осуждает Владимира, ссылаясь на то, что убийство Ярополка – инициатива варягов и норманнов, которым было выгодно вокняжение Владимира. Известно только, что после убийства брата Владимир «забыл» расплатиться с наемниками, отправив их в Византию, предварительно написав императору в Константинополь, чтобы тот отправил их служить в разные места.
Интересно. О дальнейшей судьбе Блуда известно мало. По одним источникам, он был «пестуном», то есть воспитателем Ярослава и продолжал жить в Киеве, по другим – его убили по приказу Владимира на третий день после смерти Ярополка. Варяжко же после трехлетней борьбы с Владимиром перешел к нему на службу. Князь умел ценить преданность в любом ее проявлении.
Начало правления Владимира I Святославича в Киеве
Летописцы указывают следующую дату начала правления Владимира в Киеве – 980 год. Современные ученые, опираясь на «Память и похвалу князю Владимиру» XI века, выводят более точную с хронологической точки зрения периодизацию – 978 год.
Владимир начинает свою деятельность с урегулирования конфликта с киевским боярством, а также с назначения в русские города своих наместников.
Внешняя и внутренняя политика
Владимиру досталось в наследство большое государство, окруженное со всех сторон сильными соседями. Его основными задачами в начале правления были:
- решение вопросов управления отдельными территориями государства;
- подавление сепаратизма и оппозиции в отдельных, уже присоединенных к Киеву славянских племенах;
- расширение территорий государства путем присоединения независимых славянских племен;
- защита границ;
- налаживание отношений и урегулирование спорных вопросов с Византийской империей, Хазарским каганатом, Волжской Булгарией, Польшей.
Объединение восточнославянских богов в пантеон
Для решения этих и других задач новому киевскому князю было необходимо сильное и преданное ему войско. Для привлечения на свою сторону военных-профессионалов, варягов и норманнов, Владимир проводит реформу языческого культа. Главным богом славянского пантеона он делает Перуна – бога войны, отождествляемого со скандинавским Одином. Кроме него, князь выделяет Даждьбога, Стрибога, Макошь и Семаргла, игнорируя при этом Велеса – бога смердов, покровителя земледелия и скотоводства. Более подробно о языческих богах вы можете почитать в статье(…)
Интересно. Ученые считают, что этот период княжения Владимира характеризуется языческой реакцией и гонениями на христиан, которые свободно чувствовали себя в Киеве со времен правления княгини Ольги. Так, на месте возведенного Владимиром языческого капища, археологи нашли останки слаженной христианской церкви.
Первое столкновение с Польшей и завоевание Червенских городов
Историю военных походов и завоеваний князя Владимира лучше всего отображать в таблице.
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
981 год | Польский король Мешко I (935-992 год) и чешский князь Болеслав II Благочестивый (932-999). | Спор за приграничные территории, города Перемышль и Червня (Червенская Русь – современная Галичина, западный регион Украины). | Включение земель в состав Киевской Руси. |
Интересно. Земли Червенской Руси населяло племя белых хорватов. Поэтому историки называют поход 981 года «хорватский войной». Некоторые относят ее к 992 году.
Подавление восстаний вятичей и радимичей
В следующие три года Владимир занимался покорением независимых (или проявляющих неподчинение Киеву) славянских, угро-финских и балто-литовских племен, по сути продолжая дело Олега, Ольги и Святослава.
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
981,982 (два похода) | Вятичи. | Неподчинение Киеву, контроль за торговыми путями в Хазарию и Волжскою Булгарию (в хазарских и скандинавских хрониках территория вятичей – страна Вантит, через которую проходят важные торговые пути на Восток). | Включение земель вятичей (бассейн рек Оки и Десны) в состав Киевской Руси, обязательства выплаты дани Киеву. |
983 | Ятвиги (балтские прессы). | Неподчинение Киеву, установление контроля за западными границами по рекам Неман и Бебжа (Судавия). | Установление контроля над Судавией. |
984 (воевода Владимира – Волчий Хвост) | Радимичи. | Неподчинение Киеву, отказ от уплаты дани. | Восстановление контроля над племенем. |
Интересно. После удачного похода в земли ятвигов варяги и норманны решили принести Перуну человеческую жертву в благодарность за помощь. Жребий пал на Иоанна, христианина по вере. Он и его отец Федор, заступившийся за сына, – первые киевские христиане-мученики.
Поход на Волжскую Болгарию
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
985 ( в союзе с племенем торков) | Волжская Булгария (волжские булгары еще назывались «серебряными», в противовес дунайским) | Контроль за торговыми путями, заключение нового договора. | Заключение нового, выгодного Киеву, мирного договора. |
Хазарский поход
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
985 | Хазария | Желание князя Владимира получить дань с ослабевшего (после воин с русами и арабами) Хазарского каганата | Получение дани с каганата, но закрепиться на нижней Волге Владимиру не удалось. |
Интересно. После успешного похода на Хазарию Владимира, по сведениям митрополита Иллариона, именовали каганом (титул правителей Хазарии).
«Выбор веры»
Киевский князь примерно к 986 году принимает решение сменить классическое язычество на монотеистическую религию. Этого требовала геополитическая обстановка: все соседи Руси уже отказались от язычества. В ПВЛ достаточно красочно описывается «испытание вер» Владимиром.
Исходя из летописного текста, в Киев были приглашены представители разных конфессий из разных стран (то есть Владимир выбирал не только веру, но и внешнеполитических союзников):
- ислама (из Арабского халифата);
- иудаизма (из Хазарского каганата);
- католицизма (из Германской империи и Рима);
- православия (из Византийской империи).
После длительных переговоров и совещаний в 987 году Владимир Святославович принимает решение креститься «по закону греческому».
Покушение Рогнеды на Владимира
Согласно данным, Рогнеда Рогволдовна, уставшая от измен мужа и желавшая мести за смерть отца и братьев, попыталась убить Владимира, когда тот посетил ее в очередной раз. Покушение не удалось, и разгневанный князь решил убить жену согласно языческой традиции. Но старший сын Рогнеды, Изяслав, заступился за мать. Тогда Владимир решает отправить княгиню с сыном в полоцкие земли. Ей он дает в отчину Изяславль, а сына делает князем Полоцким.
Интересно. О дальнейшей судьбе Рогнеды известно мало. После крещения Владимира она, скорее всего, приняла постриг с именем Анастасия и ушла в монастырь, где и умерла приблизительно в 1000 году.
Осада и взятие Корсуни
Согласно ПВЛ, Владимир Святославович принимает на себя обязательство помочь византийским императорам Василию II и Константину VIII подавить восстание мятежного военачальника Варда Фоки. За оказанную помощь у императоров была потребована их сестра Анна в качестве невесты князя. В Византии не спешили «рассчитаться» с Владимиром, и именно поэтому он решает осадить Корсунь (Херсонес Таврический).
Осада крепости продолжалась около 9 месяцев, и только благодаря предательству некого Анастаса (он указал откуда в город поступает вода) князю удалось ее взять.
Владимир потребовал к себе свою невесту и обещал принять православное крещение. В 988 году Анна прибывает в Корсунь и начинается подготовка к таинству.
Интересно. Вопрос о дате крещения Владимира и дате крещения Руси до сих пор остается открытым. Летописная хронология, считающаяся официальной, крайне спорна. Некоторые историки считают, что Корсунь была взята Владимиром уже после крещения, в 989-990 году, и Русь он крестил только после этого.
Крещение Владимира в Корсуни
Крещение Владимира в Корсуне также подробно описано в ПВЛ. Принцесса Анна потребовала совершить обряд до свадьбы, так как не хотела становиться женой язычника. Нестор пишет о том, что князь ненадолго и по неизвестным причинам ослеп, но после таинства зрение вернулось. Считается, что Владимир крестился в праздник Богоявления, 7 января, то есть в день крещения Иисуса Христа. Вслед за князем крест приняли и его дружинники.
После этого состоялся обряд венчания, и князь с молодой женой, свитой церковных иерархов, а также многочисленными военными трофеями, взятыми в Корсуне, отбыл на Русь. С Византийской империей был заключен мир.
Крещение Руси
Крещение киевлян и ближних к Киеву земель прошло достаточно мирно и быстро. Скорее всего, это было связано с тем, что многие местные жители уже были христианами (еще со времен княгини Ольги). Горожан Киева массово крестили в Днепре, а в других городах подобным же образом действовали священники, присланные из Константинополя. Языческие капища были разрушены, а несогласные просто уходили на север, где позиции язычества оставались крепкими. Более подробно о крещении Руси вы можете почитать в статье(…)
Крещение Новгорода
Новгородцы, в отличие от киевлян, не желали принимать новую веру. Владимир Святославович послал на север воевод Путяту и Добрыню, которым только «мечом и огнем» удалось покорить взбунтовавшийся город.
В 990-991 году новгородцев крестили насильно в Волхве, не желающих «принимать крест» наказывали или убивали. Языческие капища, как и в Киеве, были разрушены, кумиры (статуи языческих богов) сожжены или утоплены.
После массовых крещений, на Руси, по приказу константинопольского патриарха, учреждалась митрополия с делением на епархии в Новгороде, Чернигове и Переяславле. Митрополиты и епископы назначались в Константинополе.
Владимир Святославович взял на себя обязательство строительства церквей и монастырей, а также ввел новый налог – церковную десятину. Часть денег шло в Царьград, часть оставалась в Киеве и тратилась на нужды молодой русской христианской церкви.
Интересно. Язычество вплоть до XII века соседствовало на Руси с христианством. Долгое время крещению сопротивлялись кривичи и вятичи.
Поход против польского князя Мешко I и белых хорватов
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
990 | Мешко I (935-992 год) | Конфликт из-за спорных, приграничных территорий. | Победа, бегство Мешко в Краков, заключение мира. |
992 | Белые хорваты, | Спор за приграничные территории. | Окончательное включение земель белых хорватов в состав Киевской Руси, основание Владимира-Волынского, нового города-форпоста на юго-западе. |
Пиры Владимира и забота князя о дружине
Владимир еще со времен междоусобной войны особое внимание уделял своей дружине, считая, что верности можно добиться не золотом, а заботой. Дружинники князя удостаивались особых почестей:
- имели резиденции в Киеве и за его пределами;
- получали процент с военной добычи и регулярные денежные выплаты, и продовольственный паек;
- старшие дружинники могли посещать князя без доклада и входить в княжеский совет.
О пирах князя киевского летописи упоминают отдельно, относят их не столько к праздничным актам, сколько к актам милосердия. Каждое воскресенье по приказу князя раздавалась милостыня в виде продуктов всем нуждающимся в Киеве и за его пределами.
Борьба с печенегами
Основной проблемой на юго-востоке Руси оставались печенеги, которые, по свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, кочевали всего на расстоянии одного дня пути от границы. Степняки с 988 года совершали регулярные набеги на приграничные территории, разоряя города, уводя людей в плен.
Битва на реке Трубеже
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
992 | Печенеги | Очередной набег печенегов на южные русские земли | Победа дружины киевского князя. |
Интересно. Летописец достаточно подробно описывает битву на реке Трубеже. Главным событием стала победа некого Яна Усмаря, кожевника по профессии, над печенежским богатырем, после чего печенеги были деморализованы и легко разбиты Владимиром.
Битва с печенегами под Василевом
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
996 | Печенеги | Очередной набег печенегов, попытка прорваться к Киеву | Поражение войска князя и его чудесное спасение, в честь которого была возведена церковь Преображения в Василеве. |
Осада печенегами Белгорода
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
997 | Печенеги | Очередной набег печенегов, попытка воспользоваться отъездом князя Владимира в Новгород (князь хотел нанять варягов для борьбы с печенегами) | Длительная осада Белгорода. |
Дальнейшие столкновения с кочевниками
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
1000 год | Печенеги | Попытка захвата Киева в отсутствии князя Владимира. | Печенеги были разбиты киевским воеводой Александром Поповичем. |
1013 год | Печенеги, поляки | После поражения Болеслава I печенеги уходят с территории Руси. | |
1015 (не подтвержденные данные) | Печенеги | Смерть Бориса Владимировича на реке Альте (возможно, что весть о вторжении – провокация со стороны Святополка, попытка удалить княжескую дружину из Киева). |
Интересно. Владимир не только воевал с печенегами. Он занимался укреплением южных и юго-восточных рубежей Руси: ставил заставы, засеки, возводил земляные окопы («змиевые валы», длина которых достигала 800 метров). Им были построены оборонительные линии по рекам Рост и Сула.
Торговый договор с Волжской Булгарией
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
1000 год (совместно с Византией) | Армения | Выполнение союзнических обязательств (киевский князь предоставил шеститысячное войско) | Военная добыча. |
1000 год | Дунайская Болгария | Разведка, попытка возвращения территорий, завоеванных Святославом. | Захват Переяславца, военная добыча и заключение мирного договора. |
В 1006 году Владимир перезаключил договор с Волжской Булгарией. По этому договору:
- обеими странами гарантировалась безопасность волжского торгового пути;
- русские купцы могли беспрепятственно торговать на территории Волжской Булгарии;
- купцы из Булгары могли посещать любые русские города, но торговать – только с купцами, а не напрямую с местным населением.
Конфликт с Болеславом I Храбрым и заключение мира
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
1013 год | Сын Мешко I Болеслав I Храбрый в союзе с печенегами | Попытка поляков вывести города Червенской Руси из-под контроля Киева. | Поражение поляков и печенегов. Заключение мирного договора и династического брака: сын Владимира, Святополк, женился на дочери Болеслава. |
Интересно. В 1014 году Святополк и его молодая жена были обвинены в заговоре против Владимира и брошены в темницу. Таким образом, мирный договор и брак был нужен Болеславу для того, чтобы попытаться свергнуть стареющего Владимира с престола, совершив государственный переворот в пользу его пасынка.
Назначение сыновей на княжения
Еще при жизни князь Владимир назначил своих многочисленных сыновей на княжения в различные города Руси. Эту традицию он перенял от отца Святослава. Его дети занимали престолы следующих городов:
- Вышеслав – Новгород (до 1010 года);
- Святослав – Туров;
- Изяслав – Полоцк (до 1001 года, потом Полоцком самостоятельно от Киева правили его наследники);
- Ярослав – Ростов (до 1010 года), Новгород;
- Всеволод – Владимир-Волынский;
- Мстислав – Тмутаракань, Чернигов;
- Станислав – Смоленск;
- Судислав – Псков;
- Святослав – Искоростень;
- Борис – Ростов;
- Глеб – Муром.
Поступая таким образом (отправляя на княжение сыновей, а не ставя наместников), Владимир хотел обеспечить себе полный контроль над территорией государства.
Смерть
В последние годы жизни у Владимира был конфликт с двумя старшими сыновьями:
- Святополком (рожден от наложницы Ярополка, греческой монахини, но усыновлен Владимиром);
- Ярославом (младший сын Рогнеды Полоцкой, княжил после смерти старшего брата Вышеслава в Новгороде).
Святополк, будучи соправителем отца в Киеве, хотел при поддержке своего тестя, польского короля Болеслава, захватить великокняжеский престол. Заговор был раскрыт Владимиром, и Святополк отправился в темницу. Ярослав же прекратил отправлять в Киев собранные в Новгороде княжеские и церковные деньги. В начале 1015 года Владимир стал планировать поход в новгородские земли, но 15 июля 1015 года он внезапно умирает в своей резиденции, расположенной под Киевом – Берестове.
Интересно. Летописец указывает, что на момент смерти князю Владимиру было 73 года. Это говорит о том, что он был рожден в 942 году. Хронология и периодизация X века остается условной и в настоящее время.
Что сделал Владимир Красное солнышко – тезисно
Великий князь Владимир Святославович правил Киевом с 978 по 1015 год. За это время им было сделано очень многое. Благодаря этому князю, его грамотной внутренней политике и внешним политическим и военным акциям
- расширились и укрепились границы государства;
- были достигнуты договоренности с византийскими, польскими, чешскими, венгерскими правителями;
- была проведена денежная реформа.
Но главное – после христианского крещения преодолена цивилизационная обособленность Руси, и начался новый виток ее истории.
Историография.
- Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
- Карамзин Н. М. История государства Российского.
- Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
- Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. X-XIII вв, 1991.
- Михайлович Д. М. Сага о Рюрике и его потомках, 1995 год.
- Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв), 1998 год.
- Пчелов Е. В. История династии Рюриковичей, 2002 год.
- Семененко-Басин И. В. Владимир Киевский, 2002 год.
- Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в, 2003 год.
- Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь, 2005 год.
- Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014 год.