История России - РусИстори

Взятие Киева в 1169 году великим князем Владимирским Андреем Боголюбским

Захват Киева Андреем Боголюбским в 1169 году считается одним из важнейших внешнеполитических решений великого Владимирского князя. В начале XII века Киев можно было назвать «яблоком раздора», которое манило властолюбивых правителей, мечтающих обогатить собственные владения. Сын Юрия Долгорукого, напротив, преследовал иные цели. Именно благодаря точным расстановкам возможностей, имеющихся планов и договоренностей он смог взять столь важный на мировой арене центр под свое влияние.

Андрей Юрьевич Боголюбский

Андрей Боголюбский как великий Суздальский князь

После смерти Юрия Долгорукого титул великого князя был получен его сыном, Андреем Юрьевичем. Однако он не поехал в Киев, а остался в Суздале с желанием сотворить из этого города княжество, наполненное богатствами и набожным убранством. Молодой правитель за считанные годы добился немаловажных успехов в укреплении новой столицы, в чем ему помогли православные взгляды, присущие его деду, Владимиру Мономаху.

«Андрея можно было всегда видеть в храме на молитве, со слезами умиления на глазах; всенародно раздавал он убогим милостыню, чтил духовенство, монахов и за это слышал себе постоянные похвалы. Как дед, не любя войны, он, тем не менее, был готов постоять за русскую землю против всякого врага».

Важно! Суздальского князя не интересовали только внутриполитические действия. Андрея Боголюбского принято считать первым правителем, который задумался установить на Руси так называемое единодержавие (государственное единовластие), чтобы положить конец усобицам на русских землях.

Благоверный князь Андрей Боголюбский

Таким образом, Андрей Юрьевич пришел к тому, что:

  1. не делился властью в Суздале с младшими братьями;
  2. отстранил от государственно важных постов некогда приближенных к его отцу бояр;
  3. не советовался в принятии многих политических решений с дружинниками;
  4. задумывался о подчинении других князей и их территорий.

Мстислав Изяславич как беспринципный Киевский князь

Мстислав ИзяславичАндрей Боголюбский в 1169 году принимал на суздальских землях посольства из 50 русских городов, жители которых подавали жалобы на Мстислава Изяславича, правившего в то время в Киеве. Жестокими поступками и варварским поведением он не только лишался уважения народа, но и наживал множество врагов в лице правителей других княжеств.

Однако, предпринять поход против Киевского князя Андрей Юрьевич решил только после того, как на новгородский престол назначили Романа Мстиславича, сына Изяславича, поскольку данное решение не было согласовано с высокопоставленными чинами сторонних государств бескрайней Руси.

Причины похода на Киев

Можно выделить пять основных причин, которые привели к захвату Боголюбским Киева:

  1. Мстислав Изяславич не по праву занял Киевский престол и впоследствии без согласия правителей других княжеств посадил в Новгороде князем своего отпрыска, Романа Мстиславича.
  2. Конфликт Мстислава с Владимиром Андреевичем, сыном Андрея Юрьевича, из-за пограничных владений.
  3. Грабительские налеты Киевского князя на половцев;
  4. Игнорирование Изяславичем общепринятых на Руси традиций и его жестокость по отношению к русскому народу и влиянию высокопоставленных чинов иных княжеств.
  5. Единовластие, к которому стремился Суздальский князь.

Собор о войне против Киева

В 1169 году во Владимире Андрей Боголюбский собрал собор, во время которого было принято решение «пойти войной» на Киев. В этом походе приняли участие следующие лица:

  1. Глеб и Всеволод (в будущем получивший наименование «Большое Гнездо») Юрьевичи, занимавшие Переяславль и приходящиеся братьями Суздальскому князю;
  2. Сын Боголюбского Владимир Андреевич, занимающий Добродуж;
  3. Смоленские князья так называемой «ветви Мономаховичей»: Роман Ростиславич Смоленский, Рюрик Ростиславич Овручский, Давыд Ростиславич Вышгородский и Мстислав Ростиславич;
  4. Северские князя так называемой «ветви Олеговичей»: Олег Святославич Новгород-Северский, Игорь Святославич Курский и Игорь Святославич Путивльский;
  5. И, разумеется, Суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский, который возглавил поход.

Важно! Также коалиция из 11 князей заручилась поддержкой половцев, которые, в свое время, настрадались от варварских набегов жестокого Киевского князя.

Основные события

В 1169 году армия, превосходящая врага по численности, подошла к Киеву, в котором обосновался Мстислав Изяславич со своей дружиной. Несмотря на ужасную славу и слухи, распространенные по близлежащим территориям, Киевского князя искренне поддерживали городская знать и местные жители. Однако на стороне Андрея Боголюбского, которому собор присудил титул «Великий», была сила, способная удивить объемами и арсеналом.

Андрей Юрьевич Боголюбский

На третий день осады началось великое кровопролитное событие — сплоченная коалиция из одиннадцати правителей взяла Киевские земли «копьем» (приступом или, проще говоря, штурмом), что в истории считается первым действием подобного легендарного масштаба. В иные времена город в трудные военные годы самостоятельно открывал ворота врагу, и никому не удавалось ворваться в его крепкие стены с применением силы и жестокости. Но тут войска решили отбиваться и не устояли.

Впоследствии на протяжении нескольких дней сплоченные союзники занимались разорением некогда великого, непоколебимого и желанного многими города. Множество киевлян были уведены в плен. А столицу разграбили полностью: дружинники, бесстрашные бойцы и некоторые из князей уносили все, что было дозволено, — ценные заморские товары, священные церковные иконы и колокола, многочисленные драгоценности, принадлежащие не только местной знати, но и обычным невинным жителям.

Интересно! В истории этот момент принято считать одним из самых жестоких, поскольку в прошлом кочевникам и прочим европейским завоевателям не удавалось в полной мере разгромить и «обокрасть» так называемую «мать городов русских». А в 1169 году этим занимались соотечественники и братья, в основе воспитания которых лежала православная вера.

И в день, когда от великого и прекрасного Киева ничего не осталось, город в полноправной мере перешел под власть и влияние Суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского.

Последствия: «И грабиша… весь град»

Андрей Юрьевич БоголюбскийИтоги осады Киева, впервые взятого войсками соотечественников, можно охарактеризовать как крайне плачевные и ожесточенные по отношению к городу и его жителям. Некогда великие земли прекрасной русской земли были не только разграблены, но и по большей части сожжены. А к победителям никто не вышел навстречу, поскольку это военное решение нельзя было назвать «сменой одного князя на другого». Это было обычное взятие города врагами в лице православных братьев.

Андрей Боголюбский хоть и получил государство в свои владения, но не решился задерживаться в полуразрушенном Киеве. Князь отправился во Владимир, оставив разгромленную и уничтоженную прежнюю столицу Руси в управлении своего брата, Глеба Юрьевича, ныне занимавшего Переяславль.

Уже во Владимире Суздальский князь провозгласил себя Великим князем Владимирским, что открыло новую эру в жизни Владимирской Руси, а также поставило последнюю точку в жизни Киевского государства.

«Несвятой» святой Боголюбовский

Многие историки современности и прошлого, со времен творческих и исследовательских работ Татищева и Карамзина, размышляют на тему того, почему князь Андрей Боголюбский, отличающийся набожностью и сильной верой, позволил войскам разграбить храмы, монастыри, церкви великого Киева.

Штурм Киева в 1017 году

Исторический деятель Николай Воронин в советские годы высказывался по этому поводу следующим образом:

«Киев, который был взят штурмом северным князем, в последующие годы прославленным церковью и получившем наименование «Боголюбский», в полной мере раскрывает общий характерный нрав феодальных правителей того времени в отношении православной веры и религиозности в целом, — пишет историк. — Безусловно, Андрея Юрьевича можно считать православным человеком. Однако тот факт, что князь, сотворивший столько важных вещей в обогащении Суздаля набожным убранством, не остановился перед разграблением и уничтожением киевских храмов, монастырей, церквей и прочих ценных святынь, демонстрирует нам, что его личные суждения касательно единовластия на Руси стояли выше религиозных взглядов».

Интересно! К подобной оценке православных черт великого Владимирского князя нас наталкивают и летописные источники, которые освещают конфликты Андрея Юрьевича с церковной иерархией на южной стороне Руси.

Поход на Киев как значимое историческое событие

Таким образом, можно прийти к выводу, что поход Андрея Боголюбского на Киев стал одним из самых легендарных и немыслимых событий Древней Руси XII века. Завоевав столицу, Суздальский князь стал одним из самых мощных и прославленных из русских правителей.

Андрей Боголюбский взятие Киева

С одной стороны, сын Юрия Долгорукого был одержим монархическими взглядами и принципами, царившими в те времена в политической жизни Византийского государства. С другой — своими действиями и решениями он был готов забыть о религиозных обетах в надежде беспрекословно подчинить собственным влиянию и власти других государственных деятелей.

К боярам и дружинникам Андрей Боголюбский относился как к своим подчиненным, а не как к соратникам и важным советникам. А в близлежащие территории от Владимира в качестве «вассалов» назначал братьев и прочих родственников, которые не пошли бы против него. Киев не стал исключением, что положило конец его выдающемуся положению на мировой арене.

Источники

  1. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», К. Н. Иванович
  2. «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории», И. Я. Фроянов
  3. «Андрей Боголюбский», А. Ю. Карпов
  4. «Владимиро-Суздальская Русь», А. Ю. Лимонов
  5. «От Руси до России», Л. Н. Гумилев
Взятие Киева в 1169 году великим князем Владимирским Андреем Боголюбским
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
1
1
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий