История России - РусИстори

Петр I ввел новое летоисчисление

Петр I ввел новое летоисчисление в 1699-1700 годах. Календарная реформа стала лишь одной в череде масштабных преобразований Петра Великого. Несмотря на ее, на первый взгляд, чисто технический характер, она затронула и привнесла изменения во многие сферы жизни государства: от хозяйственно-экономической до дипломатической.

Новое летоисчисление от Рождества Христова Петр 1

Интересно. Историки небезосновательно считают, что почти все петровские реформы так или иначе связаны с войнами (либо с Турцией, либо со Швецией). Календарная реформа в данном случае – явное исключение. Она никаким образом не влияла на положении армии, флота или состояние финансов.

Допетровское русское летоисчисление

Допетровское русское летоисчисление основывалось на так называемом мартовском (или ультромартовском; разница заключалась в том, что в первом случае новый год по русскому календаря начинался на полгода раньше византийского, а во втором – на полгода позже), а позднее сентябрьском стиле. Согласно этому стилю, мир был сотворен либо 1 марта 5508 года до н.э., либо 1 сентября 5509 года до н. э., то есть летоисчисление велось с момента «сотворения мира». Этот стиль был взят за основу в Византии (приблизительно в VIII веке н. э.), и именно поэтому исчисляемая эра получила название Константинопольской, или Византийской (изначально называлась девятеричной эрой; была еще десятеричная эра и одиннадцатеричная эра, 5510 и 5511 года соответственно).

Допетровское русское летоисчисление

На территории расселения славянских племен этот стиль летоисчисления распространился примерно в X веке (мартовский тип существовал до XII века, а ультромартовский до XV века; в летописях чаще всего эти стили смешивались), то есть во время становления государственности и написания первых русских летописей. Окончательно и официально летоисчисление по сентябрьскому стилю было утверждено в 1492 году, в период правления Ивана III, который был женат вторым браком на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог и утвердил тезис о том, что православная Москва есть наследница великого Константинополя.

Теологические споры вокруг точной даты сотворения мира велись примерно с IV века. В конечном итоге появился целый ряд дат, которые стали основами для появления нескольких «летоисчислительных» эр:

  • 5493 год до н. э. – Александрийская эра (данный стиль летоисчисления характерен для Лаврентьевской летописи);
  • 5500 год до н. э. – Антиохийская эра (этот тип счета использовали при написании Ипатьевского списка ПВЛ);
  • 5504 год до н. э. – Старовизантийская эра (использовалась непосредственно для хронологии событий в Повести временных лет).

Русские летописцы использовали в своей работе практически все известные варианты. Кроме того, в X — XV веках они часто делали ошибки из-за перевода византийского сентябрьского (начало нового года – 1сентября) года на русский мартовский (начало нового года – 1 марта; только после 1492 года новый год в Московском царстве начали отмечать 1 сентября).

Причина изменения летоисчисления

Можно выделить объективные и субъективные причины, из-за которых Петр Алексеевич решился на календарную реформу.

Объективными причинами стали:

  • путаница календарных дат в официальных документах (из-за указанных выше причин отставание русского календаря даже от греческого составляла год и более),
  • невозможность соотнести национальную систему с западноевропейской системой летоисчисления, которая велась от Рождества Христова, а не от сотворения мира (к началу XVIII века многие славянские народы также вели отсчет времени именно от момента рождения Христа).

Субъективными причинами стало желание государя сделать Московское царство более европейским, светским, отдалиться от навязанных Церковью дат. Россия, по его мнению, не должна была «выпадать» из общеевропейского течения событий.

Введение нового летоисчисления

31 декабря 7208 года н.э. «от сотворения мира» Петр Великий издал указ о праздновании нового года № 1736, по которому государство осуществляло переход на новую систему летоисчисления — Юлианскую. Государь объяснил свое желание просто: большинство европейских народов считают отправной точкой своего летоисчисления именно Рождество Христово, а не сотворение мира. Основными моментами этого указа были (указ был составлен еще 20 декабря, то есть, если брать за основу счета петровскую реформу, 20 декабря 1699 года)

  • считать следующий за подписанием и изданием указа день 1 января 1700 года от Рождества Христова (позднее из-за этого нововведения появились термины «до нашей эры» и «после нашей эры»);
  • считать основой системы Юлианский календарь, по которому год длился 365 дней и делился на 12 месяцев (в каждом месяце – четыре недели; в каждой недели – семь дней);
  • отмечать новый год не 1 сентября, а 1 января, причем по европейским канонам, как светский праздник (с елкой, подарками и фейерверками; при Петре I этот праздник всегда праздновали роскошно, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге);
  • продолжать народные гуляния и празднования семь дней, то есть до 7 января 1700 года (по указу государя все дни до Рождества условно объявлялись нерабочими).

Введение нового летоисчисления

Понятие «век» в России XVIII века отсутствовал. Столетие на тот момент считалось слишком длинным временным отрезком, российское общество не испытывало потребности счете такими временными периодами. Хотя по указу Петра I в 1700 году москвичи были обязаны поздравлять друг друга не только с наступлением нового года, но и с наступлением нового столетнего века.

Указ Петра Первого не был категоричным. В нем указывалось, что те, кто желает продолжить использовать старую систему, могут это делать, только к старой дате нужно было в обязательном порядке в качестве дублирования приписывать новую.

Интересно. Некоторые историки, отмечая поспешность введения нового летоисчисления государем, говорят о том, что таким образом он попытался нивелировать распространявшиеся по государству слухи о «царе-антихристе» и наступлении «конца света». Шумным празднованием нового года, гуляниями и праздничными службами в церквях, Петр I сумел отвлечь народ от мрачных мыслей и нейтрализовать оппозиционные настроения.

Последствия введения нового летоисчисления

В целом система, введенная Петром Алексеевичем, была более четкой, строгой, понятной и удобной, так как соответствовала общеевропейским канонам. Но достаточно долгое время изменения не приживались, сохранялась некая путаница в датах, так как многие и светские чиновники, и церковные деятели продолжали использовать старую систему летоисчисления.

Исторический календарь

В народе нововведение также приживалось достаточно долго. Старая система была удобнее для земледельца-крестьянина, продуктивный, рабочий год которого длился как раз с марта по сентябрь.

Интересно. Указ Петра Первого сделал 1699 год самым коротким в русской истории, так как официально он длился всего четыре месяца: с сентября по декабрь.

Использование Юлианского календаря сделала реформу не такой «европейской», как ожидалось, ведь большинство стран Европы использовали Григорианский календарь. Более того, Юлианский календарь считался не самым точным: один лишний день «накапливался» по истечении 128 лет. Но, так или иначе, система летоисчисления, введенная Петром I, просуществовала вплоть до 1918 года, когда большевистским декретом была установлена Григорианская система и совершена «поправка» во времени на 13 дней. После реформы 1918 года в оборот в России вошли понятия «старый» и «новый» стиль.

Среди сторонников славянофилов, отвергающих важность и значимость реформ Петра Великого, есть мнение, что все реформы императора были «навязаны» народу сверху и приживались очень медленно. На самом деле, процесс «приживания» шел быстрее, чем ожидал сам государь. Например, удобство нового летоисчисления было быстро понято и принято большинством членов общества еще во время царствования Петра Первого. Так что реформу календаря можно было считать вполне удачной и своевременной.

Историография:

  1. Черепнин Л. В. Русская хронология, М.: 1944 год.
  2. Соловьев С. С. Чтения о Петре Великом, М.: 1984 год.
  3. Платонов С. Ф. Лекции по истории России, М.: 1993 год.
  4. Фоккеродт И. Г. Россия при Петре Первом, М.: 2000 год.
Петр I ввел новое летоисчисление
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
10
3
Комментарии
Hot Film
03.11.2022

А еще варианты?

Аноним
06.06.2023

Давайте перейдем на ГРИГОРИАНСКИЙ календарь. Я ЗА! Если это подтверждено земледельцами и церковью, это святое!!!!

Серик
06.06.2023

Чиркова Римма Павловна Однозначно Григорианский!!!

Расава
04.04.2024

«Сотворение мира» на само деле бьіло «Сотворение Мира в Звездном Храме» — т.е. пак про мир с Китаем.
Знаете его как 7700+ лят от СМЗХ.

Добавить комментарий