История России

Пожар в Москве при Иване Грозном

Великий пожар 1547 года – это целый цикл пожаров в Москве при Иване Грозном, которые длились с апреля по конец июня, в результате чего погибло более четырех тысяч человек и была уничтожена одна треть города. Официальной причиной пожаров явилась засуха. Лучше всего московский пожар и последующее за ним восстание «людей посадских» описал Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского».

Иван Грозный Московский пожар 1547

Он опирался как на ранние, так и на более поздние летописные источники:

  • Новгородскую четвертую летопись;
  • Постниковский летописец;
  • Львовскую летопись;
  • Летопись начала царствования («Царственную книгу»).

Причины возникновения Московского пожара

Причинами первых возгораний действительно стала очень сильная засуха. В летописных источниках прямо указывается, что «…тая же весны пришла засуха великая и вода…спала, а суда…обсушило». Но распространение огня также было связано с плотной преимущественно деревянной застройкой столицы. Н. М. Карамзин так описывал XVI века и ситуацию с пожарами: «тленные громады зданий…ждали только искры огня, чтобы сделаться пеплом».

Первое крупное возгорание

Первое крупное возгорание, по сведениям все того же Н. М. Карамзина, произошло 12 апреля 1547 года. События разворачивались следующим образом:

  • возгорание произошло утром в районе Ильинки, Зарядья, Китай-города;
  • огонь, который уничтожил торговые и гостиные ряды, перебросился на Богоявленский монастырь;
  • днем полностью выгорел прибрежный посад;
  • к вечеру сгорел уже Соляной двор и пострадал Никольский монастырь с Чертольем;
  • ночью взорвалась крепостная башня Китай-города, где были расположены пороховые склады; в результате взрыва стена была разрушена, пострадало и погибло много людей.

Между 15-ым и 20-ым апреля произошло еще одно крупное возгорание: была полностью уничтожена Яузская сторона и церковь Спаса в Чигасах, где стены фресками расписывал известный иконописец Дионисий.

Первое крупное возгорание

По данным историков, только за апрель в городе было уничтожено более трех тысяч торговых лавок и мастерских, четырех тысяч домов, более восьми тысяч жителей столицы остались без крова и средств к существованию. Случившееся воспринималось как наказание от Бога за «умножение грехов».

Интересно. 3 июня с Благовестной колокольни упал колокол, что было воспринято москвичам как дурной знак. Также в «Степной книге» есть рассказ о предсказании, которое московский юродивый Василий Блаженный сделал о начале «великого пожара», находясь на молебне в Вознесенском монастыре на Воздвиженке.

Великий пожар

21 июня, как и предсказывал Василий, Москва загорелась. Возгорание произошло от свечи, упавшей в Крестовоздвиженском монастыре. Очень быстро огонь перекинулся на Арбатскую и Неглинную улицы.

Ситуация сильно усугубилась еще и тем, что в Москве в этот день разразилась «сухая» буря с сильным ветром и молниями. Кроме того, в столице шли приготовления к походу на Казань, были накоплены большие запасы пороха, которые сдетанировали, став дополнительной причиной пожаров, разрушений и жертв.

Великий пожар 1547 года

Ход «великого пожара» описывал Н. М. Карамзин, ссылаясь на Никоновскую летопись:

  • после Арбата огонь перекинулся на Варварскую, Покровскую, Мясницкую, Дмитровскую, Тверскую улицы и на храм Успения, где молился о спасении города и его жителей митрополит Макарий, который получил сильный ожог глаз, едва не задохнулся от дыма; его силой вывели на улицу и увезли из Москвы;
  • потом загорелся Кремль с Оружейной палатой, Казенным двором и царские палаты;
  • следом произошел еще один взрыв на Пороховой башне;
  • к обеду огонь перекинулся на восточную часть города и были полностью уничтожены Никитская, Леонтьевская и Тверская улицы, Волхонка, Воздвиженка, Арбат;
  • к вечеру выгорел Пушечный двор.

Главной потерей для города и его жителей стали уничтоженные огнем церкви, монастыри и реликвии. Сгорели

  • церковь Благовещения с работами иконописца А. Рублева;
  • Чудов в монастырь;
  • церковь Вознесения (мощи святителя Алексея были спасены из огня служителями храма);
  • Рождественский монастырь (позднее его полностью восстановили на личные средства царицы Анастасии).

Буря закончилась ближе к вечеру, а ночью пожары стали затухать. По оценкам историков за время пожара погибло около четырех тысяч человек.

23 июня Иван IV на один день приехал в Москву, посетил митрополита Макария, отдал приказ о раздаче «царского жалования» погорельцам и назначил «комиссию», члены которой бояре и князья Ф. И. Скопин-Шуйский, Ю. И. Темкин-Ростовский, И. П. Федоров, Г. Ю. Захарьин, Ф. М. Нагой должны были разобраться в причинах пожара.

Политические последствия пожара

Иван Грозный 26 июня в Москве вспыхнуло восстание. Народ искал виновных, и подозрения пали на бабку царя, княгиню Анну Глинскую. Ее обвинили в колдовстве, поджоге города («Анна Глинская спалила Москву, сорокой обертаючись»), а семью Глинских – в государственной измене (обвинили в пособничестве крымскому хану). Подворья бояр Глинских были разрушены, а Юрий Васильевич, сын Анны и дядя Ивана IV, был убит.

Сам царь с женой Анастасией Романовной, бабушкой, братом Юрием Углицким и вторым дядей Михаилом Васильевичем находился в селе Воробьеве, куда перебрался из села Остров, где жил всю весну. Именно туда двинулись толпы, призывая выдать родственников. Иван Васильевич сам вышел к ним и, пообещав отставку Михаила, уговорил народ разойтись. По возвращении в Москву царь нашел зачинщиков бунта и приказал казнить их.

Интересно. Некоторые историки считают, что причиной бунта стало недовольство московского боярства усилением позиций Глинских. Иван Васильевич подозревал что-то подобное и именно поэтому решился на массовые казни, хотя обстановка им не благоприятствовала. С его стороны это стало актом устрашения недовольных и демонстрацией силы.

Социальные последствия пожара

Иван IV, вернувшись в Москву, приказал Боярской думе обратить внимание на вопросы пожарной безопасности столицы. По его указу были проведены следующие мероприятия:

  • перепланированы улицы с уменьшением плотности застройки;
  • на крышах домов москвичам предписывалось держать бочки с водой;
  • очаги и печи для приготовления пищи должны были строиться в огородах, на расстоянии от деревянных домов;
  • печи для отопления на лето предписывалось опечатывать.

Интересно. Еще одна часть изменений коснулась церковной жизни. В Москву, которая из-за пожара лишилась почти всех своих христианских реликвий, везли иконы из Новгорода, Пскова, Смоленска, Дмитрова. Так, например, в Москве оказался чудотворный образ «Устюжское Благовещение».

В конечном итоге, пожары и народный бунт привели молодого семнадцатилетнего царя к мысли об укреплении собственной власти: он полностью отстранил от управления государством Глинских и ряд других боярский семей, освободившись от остатков опеки времен регентства. Как раз в это время на политической арене появились протопоп Сильвестр и А. Ф. Адашев. Наступило время прогрессивных реформ Избранной рады. Недаром Н. М. Карамзин написал, что «для исправления Иоаннова  надлежало сгореть Москве».

Историография.

  1. Смирнов И. И. Очерки политической истории Русского государства 30-50 годов XVI века, 1958 год.
  1. Кобрин В. Б. Иван Грозный, 1989 год.
  2. Шокарев С. Ю. Повседневная жизнь средневековой Москвы, 2012 год.
Пожар в Москве при Иване Грозном
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий