История Руси и России - РусИстори

Первый Земский собор

Сущность понятия «Земский собор»

Земский собор — организация, руководствующая принципами сословно-представительской монархии и имеющая право на обсуждение и разработку законопроектов. Действовала с середины XVI по XVII века, впервые была созвана по приказу Ивана IV.

Земский собор 1649

Интересно: в источниках того времени самого термина «Земский собор» не существовало, он был введен позже, в середине XIX века в статье «Конституция и Земский собор» Н.П. Огарева, причем слово «земский» трактовалось в зависимости от автора; так, писатель Н.Н. Черепин понимал его как «государственный», а историк Х.Й. Торке – «тот, что относится к местному самоуправлению».

В 1883 г. благодаря трагедии Хомякова «Дмитрий Самозванец» в заключении прозвучали такие строки:

«Это что?

Без выбора, без земского собора?»

Таким образом, доказывая концепт государственной целостности и единства с народом данного понятия. Позже термин был применен в неоконченной рукописи предположительно 1850 г. С. Аскакова и в статье «Несколько слов о русской истории, возбужденных Историей» С.М. Соловьева 1851 года. Под словом «собор» понимали собрание или совещание, а под словом «земский» – всю землю. Во времена активности данной организации он обычно именовался как «совет», или «земский совет».

Предпосылки для первого Земского собора

Как было сказано в Степенной книге, «На двадцатом году возраста своего, видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина».

Первый Земской собор был созван во время государственной нестабильности, в период правления Ивана Грозного: народный бунт, который появился вследствие московских пожаров, крымских и казанских набегов, привел к необходимости в принятии кардинального решения для изменения текущей ситуации.

По источникам, записанным во время Стоглавого Собора, молодой правитель долгое время не мог морально восстановиться после пожаров 1547 года: «вниде страх в душу мою и трепет в кости моя, и смирися дух мой, и умилихся и познах своя согрешения».

Первый Земский собор Ивана Грозного

В последствии он желал реформации государственного строя и начал относиться к своему правлению более серьезно. Царю были необходимы люди и средства, которые помогли бы найти выход из положения.

Существует множество теорий по поводу причин созыва первого Земского собора; к примеру, что его создание было связано с поиском народной поддержки и борьбой с боярами, что не имеет исторического подтверждения, потому как в 1550 году при сотрудничестве митрополитов Макария и Сильвестра Иван Грозный составил круг приближенных советников и помощников из лучших представителей боярского сословия.

На почве этого была определена вторая причина – первый Земской собор был создан для будущей борьбы с боярством, что опять-таки не подтверждено, потому как при наступлении ожидаемого противостояния царь не ожидал поддержки от него, а наоборот, создал организацию, которая противоречила его принципам – опричинину, разгромив в будущем сравнительно недавно присоединенные Новгородские и Псковские земли, утверждая диктатуру над всем государством.

Иван Грозный

Также существовали и другие варианты повода для создания Земского собора: необходимость в централизованной власти после объединения Руси с Москвой — органа, который бы мог рассматривать жалобы и требования подчиненных Русских земель, таким образом формируя понимание целостности общерусской земщины.

Созывая первый собор Иван IV мог также руководствоваться теми же принципами какие присутствовали у монархов из Западной Европы собирая парламент или Генеральные штаты – пресечь влияние крупного боярства в пользу мелких феодалов и купечества. Участие данных слоев общества в соборе наравне с боярами помогло бы укрепить их отношения с царем и обеспечить преданность к действующему правительству.

Созыв первого Земского собора

Год созыва первого Земского собора — 1549; позже историками он был назван «собором примирения». Заседание проходило два дня (27 – 28 февраля) и проводилось в Московском Кремле. На нем впервые присутствовали представители разных социальных сословий – духовенство, купцы и бояре, представители от разных земель и социальных слоев (кроме крепостных крестьян).

Иван IV выступил три раза, поднимая такие темы как:

  • злоупотребление боярами своих полномочий;
  • призыв к государственной общности для достижения цели целостности Русского государства;
  • обещание править справедливо, однако, в будущем царь не сдержал своих обещаний, в дальнейшем превратив собор в орган, который безукоризненно выполняет любой приказ правителя.

Созыв первого Земского собора

Главные задачи Земского собора

Причины созыва первого земского собора:

  • устранение разногласий между боярами и дворянами;
  • искоренение последствий бунта 1547 года возникшего на почве московских пожаров;
  • демонстрация доверия царя ко всем слоям населения, укрепление отношений с народом;
  • решение таких вопросов управления, как отмена кормлений или борьба с злоупотреблением чиновников на местах;
  • исправление Судебника и реформы «Избранной Рады»;
  • объявление царя, что по всему государству для всех областей будут написаны уставные грамоты, которые бы предоставляли возможность правления без волостителей или государственных наместников; старосты и целовальники, сотские и дворские будут избраны самими жителями;
  • указ провести ряд реформ таких как:
 

Военная

 

Судебная

 

Церковная

Реформа центрального и местного самоуправления (губная)
1. Центром армии являлось дворянское ополчение обязуясь быть надежной опорой для правительства Ивана IV.

2. Уложение о службе – дворянин становился военнообязанным с 15 лет, полномочия по службе передавались наследственно.

3. Создание стрелецкого войска в 1550 году.

Издательство «Судебника» в 1550 году для усиления централизованной власти. За исходник был взят Судебник Ивана III, были внесены такие изменения как:

Переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день.

Увеличение платы за «пожилое» — сумма передаваемая крестьянином хозяину в случае перехода к другому феодалу.

Реформы повлияли на создание Стоглавого собора (назван в честь уложения, принятого на нем объёмом в сто глав), в 1551 году. Он принял реформы Ивана IV, согласился на принятие судебника 1550 г.

В следствии на Стоглавом соборе были приняты такие нововведения:

1. Оформление общерусского списка святых.

2.Проверка церковной литературы.

3. Унификация богослужений и обрядов.

4. В последствии священнослужители имели право на приобретение и дар земель лишь с позволения царя, при этом все земли, приобретенные до издания закона, оставались их собственностью и не изымались.

Начала проводится в 1550 – х годах. С данным указом власть переходила в руки губных и земских старост.

Рассмотрение и обсуждение поставленного вопроса распределялось по чинам и группам. Обсудив проблему, участники предоставляли группам свои мнения в письменно виде – «сказки».

Земский собор Иван 4

В отличие от западноевропейских аналогов собора – Парламента в Британии, Сейма в Речи Посполитой, Рейхстага в Священной Римской Империи Земской собор не имел точных обязательств, а действовал только в случае возникновения проблемы и угрозы для государства, представляя мнение народа или земли.

В последующем собрания проводились по тематике внутренней и внешней политики Российского государства, к примеру, в 1566 году было принято решение о продолжении Ливонской войны, также рассматривались положения о налогах и сборах.

Правительственную функцию собор частично взял на себя только в период Смутного времени в 1565 году, когда Иван Грозный удалился в Александровскую слободу, таким образом 30 июня 1611 года земским собором был вынесен приговор, согласно которому контролировать действия правительства был обязан военный всеземский совет.

В целом, по своим обязанностям в деятельность соборов входило рассматривание таких вопросов как:

  • избрание на престол;
  • утверждение нормативно — правовых актов;
  • замена функций правителя при его отсутствии;
  • соборы суть которых была в решении дел внутренней политики – подавлении бунтов

По характеру работы соборы делились на совещательные и избирательные. Также они могли быть созваны по разным инициативам, например, некоторые царь созывал самостоятельно, другие были собраны правителем по желанию сословий. В других случаях сословия имели право созывать самостоятельно.

Также наиболее известным стал собор 1649 года, произошедший по окончании Смутного времени во времена начала правительства династии Романовых. На нем было принят свод законов – Соборное Уложение, которое являлось памятником русского законотворчества. Интересно, что самого названия документ не имел, во времена его принятия он именовался как «нынешним Его Государевым указом и соборным уложеньем», «Судебником» или «Уложением всяких судных дел».

По словам Б.А Романова, земский собор имел систему двух «палат». Первая палата включала в себя бояр, окольничих, дворецких и казначеев, а вторая – воевод, княжеских и боярских сыновей, дворян. Не известно, была ли вторая палата созвана из тех, кто тогда находился в Москве, или был вызван в столицу специально.

При этом в дальнейшем общее число выборных участников не имело значения, его состав регулярно изменялся, не имея устойчивой организации. К примеру, на соборе 1619 года было приказано созвать такой состав: из каждого города по одному человеку из духовенства, по два человека от дворян и детей боярских, по два человека людей посадских. В 1648 году был приказ созвать собор из московских и провинциальных «больших городов» военных чинов по два человека, «из маленьких» по одному, от посадов, черных сотен и слобод — по одному, от высших сотен — два и от гостей – по три человека.

Во время скорого созыва Собора было достаточным даже появление выборных областных дворян, которые отбывали в Москве службу, иногда собор собирался лишь из столичных чинов. Например, 28 января в 1634 году царь издал приказ созвать собор по причине нового налога на военные нужды, в итоге на следующий день на самом соборе присутствовали лишь московские дворяне и столичные чины.

Особенности проведения первого Земского собора

Не известно, кто точно дал правителю идею на его создание (есть вероятность что она последовала от участника Избранной Рады), кроме этого, важно заметить, что не сохранилось ни одного документа в самом процессе, оставшиеся сведения и факты были извлечены из более поздних источников. Первый Земский собор состоял из высшего духовенства (Освященный собор), удельных князей и бояр (Боярской думы).

Особенностью проведения являлось отсутствие представителей купечества (хотя оно не имело особой роли и на последующих собраниях). В целом, на Первом земском соборе представители призванных сословий имели право лишь на высказать свое мнение или обсудить определенную тему, но не указывать царю на принятие какого – либо решения. Пока что отсутствовало право выбора, оно появилось позже, приблизительно во времена Смуты.

Ключевский писал: «Рядом с государевой волей, а иногда и на ее месте теперь не раз становилась другая политическая сила – воля народа, выражавшаяся в приговорах земского Собора.» 

Предназначение и главные цели Первого Земского собора создал Иван Грозный самостоятельно. Было необходимо срочно принять множество решений и законодательных актов в ситуации кризисного состояния государства. Царь разделил Первый собор по разным секциям в зависимости от чина и социального статуса участника.

Земский собор Ивана Грозного

Итоги первого Земского собора

Создание первого земского собора – государственного учреждения, которое послужило переходом Русского государства в сословно – представительскую монархию образом создания головного сословно – представительного органа который действовал за счет руководства представителей дворянства. Было принято решение о создании Судебника, утвержденного Иваном Грозным в 1550 году.

Благодаря данному сборнику законов стала развиваться система судопроизводства, к примеру, любой гражданин мог обратиться в суд с жалобой на боярина, что повлекло за собой создание Челобитной избы. Также собор регулировал и Церковь утверждая список русских святых и регламентируя общие правила поведение священнослужителей.

Тем временем, высшие сословия также не оставались в тени, противодействуя влиянию собора. После того, как данное учреждение принимало какое – либо постановление или выпускало закон, Боярская дума имела право накладывать на него вето, в следствии решение принимало только лишь форму рекомендации, не становясь общепринятым законом.

В дальнейшем некоторые положения и реформы, принятые на первых земских соборах, были не соблюдены, что в последствии привело государство в кризисное состояние, именуемое Смутным временем.

Источники литературы:

Черепнин Л. В.Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв

Ключевский В.О. Состав представительства на земских соборах древней Руси

Авалиани С. Л. Земские соборы. Литературная история Земских соборов. 2-е изд. Од., 1916;

Назаров В.Д. К истории земского собора 1566 г. // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосиб., 1990.

Оцените статью
История Руси и России - РусИстори
Добавить комментарий