Конец XV -XVI век в русской истории: укрепление государственности Великого Княжества Московского, его территориальный рост, повышение престижа в мире, начало активной политики государства. С этими событиями совпадает религиозный спор нестяжателей и иосифлян. В русской церкви появились два непохожих типа мышления. Одному из течений удалось победить.
Кто такие иосифляне и нестяжатели?
Сущность религиозной и социально-политической ситуации Руси 2 половины XV, середины XVI века подтолкнула к конфликту два основных течения духовной мысли — иосифлян и нестяжателей. Два этих термина возникли позже, нежели сама борьба. Представителей нестяжательтва еще именовали «заволжскими старцами». Это связано с тем, что они были выходцами отдаленных областей от центра страны. Понятие «нестяжание» православными объясняется как беднота, избранная по собственному желанию. Монахи при пострижении дают подобный завет.
Движение иосифлян стало так называться по имени духовного лидера Иосифа Волоцкого. Они выступали против любых групп, желающих реформировать церковь. Им хотелось, чтобы монастыри владели землей. Призывали к физическому уничтожению ереси.
К нестяжателям относились сторонники Нила Сорского. Они хотели, чтобы монахи безукоризненно соблюдали свои обеты. Главным среди них выделяли обет бедности и снисходительность к раскаявшимся еретикам. Кратко об иосифлянах, нестяжателях можно сказать, что их противостояние оставило большой след на духовно-общественной ситуации XV-XVI веков.
Возникновение движений
Взгляды иосифлян (стяжателей) стали появляться еще в начале XVI века. Первый их выход пришелся на 1503 год. Тогда они насмелились резко осудить нестяжателей.
Вот таблица их духовно-политических взглядов:
№ п/п | Признаки |
1. | Отстаивали монастырские земли, считали их важным инструментом для проповедничества. |
2. | В основу государства полагали теократическую теорию. |
3. | Требовали смертной кары жидовствующим и нераскаявшимся еретикам. |
4. | Царя считали основным ставленником Бога. |
Деятельность иосифлян осуществлялась по нескольким направлениям. Они несли службу в обители преподобного Иосифа, владели несколькими русскими монастырями, работали на архиерейских кафедрах. Их деятельность была сосредоточена вокруг Иосифо-Волоколамского монастыря. Стандарты обучения здесь были высокими. Выпускники монастыря занимали высокие духовные посты. Заведение имело большое влияние на Руси. Его игумены участвовали в церковных и земских соборах. Представители монастырской обители часто гостили в резиденции царя.
Вскоре иосифлянам стали противостоять нестяжатели. Это представители религиозно-философского течения Руси Средних веков. Название возникло от идеи «нестяжания». Основатели течения призывали глав монастырей отказаться от любого вида имущества, в том числе и земельных угодий. Они предлагали монахам исповедовать сугубо духовную жизнь.
Суть их взглядов выражает следующая таблица:
№ п/п | Признаки |
1. | Считали, что преображения происходят в душе, а не во внешнем мире. |
2. | Чтобы человек духовно развивался, ему нужна свобода от внешнего мира, материальных благ и ценностей. К тому же, они не требовали крайностей — отшельничества. |
3. | Внутреннее совершенствование человека не должно опираться на внешний мир. |
4. | Церковники и храмы должны отказаться от имущества и земельных владений. |
5. | Критическое отношение к церковной литературе. Монастырские книги считали лживыми. |
Идею нестяжательства распространили обитатели Кирилло-Белозерского монастыря. Первые недовольства были высказаны игуменом Трифоном. Он возмущался приобретением монастырских угодий. После этого монастырь отказался приобретать земли и принимать дарственные. В 1482 году игумену Серапиону подарил землю Иван III. В знак протеста 15 иноков оставили монастырь. В конфликт вмешался князь Белозерский, он отстранил игумена Серапиона, чтобы старцы вернулись в монастырь.
Во 2 половине XV века в Новгороде возникла рациональная секта жидовствующих. Ее еретические взгляды заинтересовали даже представителей правящих кругов и высших духовных персон. Ересь считалась отступлением от религиозных убеждений и уставов. В 1504 году церковный Собор решил сжигать еретиков.
Общество было возмущено такой новостью, так как Православная церковь раньше не принимала такие меры. Сторонники Нила Сорского препятствовали радикальным мерам. Они призывали к борьбе с ересью с помощью слов и убеждений. В итоге победили приверженцы Иосифа Волоцкого.
Интересно! Распространение ереси инициировал некий «жидовин Схария» (Захарья Евреин). Жидовствующими» в XVIII — начале XX веков называли религиозное течение «субботников». Они соблюдали все ветхозаветные законы и ожидали пришествия Спасителя. Субботников было много в Астраханской, Ставропольской и Тамбовской губерниях, а также на Кавказе. Император Николай I жестко боролся с ними.
Основным вопросом, вызывавшим трения среди монахов, было церковное и монастырское достояние. Сторонники Нила Сорского считали, что земные блага препятствуют развитию души. Верующий не может уделять достаточно времени молитве, если занимается возделыванием земли, добыванием денег и другими мирскими делами.
Монаха они видели преданного воле Бога и духовному подвигу. Иосифляне были убеждены, что предназначение послушника – помогать простым людям. Монастырская собственность давала возможность помогать нищим, строить больницы, приюты для детей, заниматься просвещением. Нестяжатели в любом правителе видели воплощение человеческих пороков.
Духовные лидеры объединений
В мировоззрениях Нила Сорского и Иосифа Волоцкого было много различий. Только факты их личной вражды отсутствуют. Настоятеля Нила не стало в 1508 году. Подтверждающих документов не сохранилось, но есть сведения, что он был канонизирован. Его взгляды в дальнейшем распространяли Артемий Троицкий, Максим Грек и Вассиан Косой.
Духовный наставник нестяжателей родился в Москве в 1433 году. В мирской среде его звали Николаем Майковым. Сначала он прислуживал в одном из приказов, а потом стал монахом Кирилло-Белозерской церкви. Больше всего он любил читать книги. У него была хорошая память, склонность к анализу прочитанного материала. Монах всегда размышлял над новой информацией, а потом делал свои противоречивые выводы. Получив необходимые знания, он попросил у наставника благословения и пошел в святое место Афон.
Зарядившись духом благодати на Святой Горе, он решил построить свой небольшой храм. Место было выбрано недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, возле речки Соры. Вот почему его стали именовать Нилом Сорским. Вместе с ним в его храме служили еще десяток учеников и соратников. Вскоре Нил написал «Устав о жительстве скитском». В нем были размышления об истинном призвании священнослужителя. Он видел его в постижении провидения Божьего и совершенствования внутренних нравственных норм.
Сорский самым страшным грехом считал обогащение за чужой счет. Поэтому старцу не нравилось монастырское землевладение. Наивысшим злом среди людей он считал накопительство богатства. Священникам и монахам он советовал придерживаться заветов бедности и смирения. Вот почему он боролся за нестяжательность. Это понятие имеет много синонимов: бескорыстие, благородство, великодушие, бессребреничество. Именно те черты, которыми должны обладать настоящие священнослужители. Вот почему о Ниле вспоминают, как поистине святом духовнике.
Основателя иосифлянства, Иосифа Волоцкого, в мирской жизни звали Иваном Саниным. Он появился на свет в 1440 году. Родиной будущего священника было село Язвище недалеко от Волоколамска. Отец его был служивым человеком. В возрасте 20 лет Иосиф принял постриг в Боровском монастыре. Вскоре у монаха проявились организаторские способности.
Через несколько лет Волоцкий построил Иосифо-Волоколамский монастырь. Вскоре храм стал одним из роскошных на Руси. Священнослужитель стал расчетливым хозяином, постоянно увеличивал достояние церкви и ее владения. Наставник избрал путь воздержания и вел строгий образ жизни. Он ограничивал себя в получении удовольствий и использовании материальных благ.
Для остальных монахов был разработан устав с тремя категориями иноков:
- Простым людям разрешался хлеб и вода, старая изношенная одежда, лапти на ногах.
- Монахам более богатым давали горячую пищу, добротную одежду и обувь.
- Элитных служителей снабжали блюдами из рыбы, калачами. У них имелось два сменных наряда и меховая шуба.
Роскошный храм Волоцкого славился на всю Русь. Иосифа почитал великий московский князь, духовенство. Со временем наставник стал сочинять произведения о различных церковных проблемах. Авторитетный богослов обрел себе славу.
Церковный собор 1503 года поднял вопрос о наказании разведенных священников. Те, кто заводил себе незаконных жен, требовалось строго карать. Лидер Волоцкий решил отстранять овдовевших служителей от обрядовых мероприятий. Это решение было принято Собором.
Конфликт между иосифлянами и нестяжателями
Дата 1503 года очень значимая. В конце Собора слово попросил глава далекого Белозерского монастыря — Нил Сорский. Он возмутился совершенно «пустой» повестке дня собрания. Его эмоциональная речь была направлена против священников, стремящихся к богатству и накопительству. За выступлением внимательно следил князь Иван III. Он предложил обсудить ноту протеста Сорского.
Приверженцы Волоцкого прислали своих гонцов и вступили в яростную дискуссию. Это и было начало спора. Духовные вожди столкнулись между собой.
Причины спора
Нил Сорский рекомендовал церковникам не заводить земельные наделы и крестьян. Главным признаком служителя Бога он видел бедность, ведь богатство ведет к греховности. В противостояние включился Иосиф Волоцкий.
По его мнению деньги нужны церкви для таких нужд:
- украшать храм;
- содержать служителей;
- подавать милостыню для убогих и нищих.
Волоцкий считал, что и в состоятельном монастыре можно вести воздержанный образ жизни. Только в речи Иосифа было много противоречий. Он не представлял, как благородный человек может принять постриг в бедном храме. Ставшие монахами купцы и знать хотели вести роскошную жизнь. Волоцкий видел в верхушке монашества только представителей знатного происхождения. Он не представлял себе епископа или архиепископа из низших слоев.
К сожалению, на Соборе присутствовало больше представителей Волоцкого. Требования Нила Сорского не были приняты. Великий князь, хотя и был заинтересован в изъятии церковных земель, но смирился с мнением большинства.
Собор принял решение, что стяжательство (корыстолюбие) церковное — Божие суть стяжательство. Только противостояние на этом не закончилось. В 1504 году состоялся еще один Собор. Как ни боролись нестяжатели, иосифляне все равно приняли постановление сжигать еретиков.
Интересно! Смертную казнь через сожжение для колдунов, волшебников, отступников было принято соборным уложением 1649 года, указом Алексея Михайловича 1653 года, распоряжением Петра I 1716 года.
Последствия конфликта
Окончательная победа пришла к иосифлянам только в 1551 году. Именно тогда состоялся Стоглавый Собор. В нем участвовал царь Иван Грозный, высшее духовенство и представители Боярской Думы. От иосифлян выступил священник Сильвестр. Он предлагал ограничить земельные наделы для служителей. Это предложение было отвергнуто большинством. Так иосифляне одержали победу.
У нестяжателей была высокая цель. Они стремились к возврату в период первоначального христианства, которое руководствовалось законами коллективизма и аскетизма. Требовали отказа от монастырского имущества. Иван Грозный принял идеи иосифлян, ведь они утверждали абсолютную царскую власть во главе с царем. Его еще называли помазанником Божьим.
Иосифлянские взгляды на церковь и государство повлияли на мировоззрение Ивана Грозного. Он посчитал себя святым и абсолютно не прислушивался к голосу Церкви. Царь дошел до того, что приказал в стенах храма замучить митрополита Филиппа. Именно победившие идеи иосифлянства стали началом страшного периода в истории Московского государства под названием — опричнина.
В дальнейшем Петр I опирался на западный образец правления. Он боролся с самостоятельностью церкви и требовал ее подчинению царю. Император частично реформировал Русскую церковь и не поддерживал сторонников Иосифа Волоцкого. Петр издавал указы для устранения самостоятельности и независимости духовенства. Хозяйство храмов отдавали под присмотр Монастырского приказа. Был установлен царский абсолютизм. Именно это проповедовали иосифляне.
Екатерина II продолжала лишать церковь земель и собственности и ослабляла власть духовенства. Иосифлянские представители поддержали будущую императрицу, надеясь сохранить свое состояние. Но со временем Екатерина стала отнимать церковное имущество и окончательно покончила с идеями Иосифа Волоцкого.
Оценка конфликта современными историками
Религиозные споры оказали большое влияние на развитие социально-политической жизни в России. Даже в XX веке не раз обсуждали вопрос о конфликте двух религиозных течений. Философ и историк Николай Бердяев видит в победе иосифлян трагические последствия истории России. Особенно это отразилось во времена правления Ивана Грозного, мечтавшего воплотить идею «цезарепапизма». Царь совершил много кровавых преступлений.
Богослов и философ Георгий Флоровский в произведении «Пути Русского богословия» видят хорошие стороны в обоих течениях. В каждом из них он увидел что-то рациональное. Сторонников нестяжательства Флоровский считает представителями совершенствования человеческой личности. Они мечтали, чтобы священнослужители осуждали недостойные дела государства. В победе иосифлян философ видит прогрессивную сторону становления державы.
Советским ученым Яковом Соломоновичем Лурье высказана мысль о классовом характере спора. Он говорит о незначительных расхождениях во взглядах противоборствующих течений. У каждого из них был свой путь, но цель оставалась одна – усилить Русскую церковь и государство.
Историк Николай Лисовой защищает оба взгляда. Каждое течение по-своему видело жизнь монашеской общины. Сорский предлагал отказаться от богатства и молиться, совершенствовать свою веру и дух. А вот помощи другим они оказать не смогут, так как сами бедны. Волоцкий считал, что у монастыря должно быть хозяйство. На случай голода обитель сможет помогать бедным, при необходимости строить школы и больницы. Лисовой считает, что оба взгляда дополняют друг друга. В одном просматривается умное делание, в другом — социальное служение.
Литература:
- Романенко Е. В. «Нил Сорский и традиции русского монашества». – М.: –2003 г.
- Плигузов А. И. «Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия». М.: — 2002 г.
- Карташев А.В. «Очерки по истории Русской Церкви». Том 1. М.: — 2009г.