История России - РусИстори

Благословение Сергия Радонежского

Куликовская битва считается одной из величайших побед русского народа над иноземными захватчиками. Благословение князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, полученное им от Сергия Радонежского, знаменует собой не только торжество православной веры, но и заступничество высших сил. В то время Золотая Орда была настоящим бедствием для Руси. Ханские войска, почти не встречая сопротивления, шли по русской земле, подвергая города и сёла разорению и поджогу.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского

Тысячи мирных жителей были угнаны в плен. Воеводы должны были униженно просить и получать ярлык на княжение у ордынских ханов. Непомерная дань привела к обнищанию некогда богатых городов. Наконец настала ситуация, когда нужно было выбирать или бесконечное рабство или решающая битва. Объединённое войско русских князей возглавил воевода князь Дмитрий Иванович. Глубоко верующий князь решает просить благословения у игумена русской земли Сергия Радонежского.

Важно: К тому времени Русь более 240 лет находилась под игом Золотой Орды.

Кто такой Сергий Радонежский

После отказа от язычества и принятия христианской православной веры, на Руси стали появляться религиозные подвижники. Это были глубоко верующие люди, полностью порвавшие с мирскими заботами и посвятившие себя служению Богу. Они не только способствовали укреплению веры, но и занимались просветительской деятельностью.

В церковных летописях сохранились описания многих чудес, которые творили эти люди. Здесь изгнание бесов, исцеление больных, а так же предсказания будущего, которые сбывались. Одним из самых известных подвижников был игумен Сергий Радонежский.

Ранние годы

Родители будущего святого были ростовскими боярами. О семье Сергия Радонежского известно немного. Они были людьми достаточно знатными, но жили тихо и с достоинством. Отца звали Кирилл, а мать Марией.

Интересно: Кириллу неоднократно приходилось сопровождать ростовских князей в Орду, но никаких чинов от своей службы он не получил.

Когда в семье родился мальчик, он был крещён именем Варфоломей. Месяц рождения известен точно – это май, но годом рождения, в разных источниках, называется 1314, 1319 и даже 1322. У мальчика есть брат по имени Стефан. Когда дети подросли, их отдали учиться грамоте и письму. Стефан хорошо успевал и прилежно учился, а Варфоломею науки не давались.

Всё изменил случай, который воспринимается как чудо. Мальчик Варфоломей в лесу встретил почтенного старца, которому и пожаловался на неуспехи в науках. Старец помолился и дал отроку съесть частичку просфоры. Затем они вдвоём пошли домой к Кириллу и Марии. После трапезы старец велел юноше читать псалтирь. Тот попытался отказаться, ссылаясь на неумение, но старец приказал снова. Когда Варфоломей начал читать, все были поражены, как хорошо, чисто и быстро он читает.

Нестеров видение отроку Варфоломею

Интересно: Теперь ты лучше всех будешь знать грамоту и другие науки, сказал старец и ушёл. Больше его никто никогда не видел.

После этого события мальчик сильно изменился. Он стал делать вещи, которые сильно пугали его мать:

  1. В течение недели питался только хлебом и водой.
  2. В среду и пятницу не потреблял пищу.
  3. Мог, стоя на коленях, всю ночь молиться Господу.

Варфоломей говорил родителям, что хочет посвятить свою жизнь служению Богу. Они его не отговаривали, но просили дождаться, когда они умрут. Юноша до последнего оставался с ними и ухаживал.

Лесной скит

После кончины родителей, юноша оправился в монастырь, где иноком был его брат Стефан. Уговорив его отречься от мирской суеты, Варфоломей вместе с ним оправился в чащу Радонежского бора, где своими руками построил небольшую церковь Святой Троицы и простое жилище. Тяжёлый образ жизни в глухой чаще испугал брата Стефана, и он покинул скит.

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского

Интересно: Варфоломей не уговаривал своего брата остаться, так как в детстве ему было видение, что он совсем один живёт в глухом лесу.

В дальнейшем он станет игуменом московского Богоявленского монастыря. Оставшись совсем один, Варфоломей просит навестить его игумена Митрофана, от которого принимает монашеский постриг под именем Сергий. Игумен так же дал своё благословение на пустынную жизнь. Это событие произошло, когда юноше было двадцать три года.

Основание монастыря

В глухом лесу и в полном одиночестве Сергий Радонежский прожил несколько лет. По известной легенде он спас от голода умирающего медведя, после чего они стали лучшими друзьями. Постепенно слух о монахе отшельнике разошёлся по окрестностям и к лесному скиту потянулись люди, прося принять их в обитель.

Сергий отговаривал, ссылаясь на тяготы и лишения лесной жизни, но поток желающих не прекращался. Было построено полтора десятка келий, а обитель обнесли крепким забором из брёвен для защиты от диких зверей. Новые послушники сами плотничали, корчевали пни и выращивали злаки и овощи на небольшом огороде.

Основание монастыря

Интересно: Несмотря на очень тяжёлые условия жизни, никто не стремился покинуть обитель. Современники отмечали чувство лёгкости и благости, которое охватывало всех прибывших в лесную обитель.

Прошло несколько лет. Небольшая обитель постепенно превращалась в настоящий лесной монастырь. Братия пожелала, чтобы Сергий принял на себя сан игумена. Он долго отказывался, говоря, что для него лучше учиться, чем учить и лучше подчиняться, нежели властвовать. Но монахи продолжали настаивать и Сергий уступил.

За получением сана следовало обращаться к митрополиту московскому, но поскольку он был в отъезде, Сергий со старшими монахами направился к высшему святителю, который замещал митрополита. Епископ Афанасий провёл соответствующую церковную службу и возвёл Сергия Радонежского в сан игумена. Несмотря на высокую церковную должность, отец Сергий не гнушался никакой работой.

При монастыре он делал следующее:

  • Катал воск для свечей
  • Варил кутью и делал просфоры
  • Делал деревянную мебель
  • Шил одежду и обувь

Постепенно в обитель стали поступать дары и денежные средства. Всё это на лесной монастырь жертвовали богатые бояре, прослышавшие про лесную обитель, и священнослужители из городских храмов и монастырей. Это позволило построить новую большую церковь. Число послушников постоянно росло. Кельи стали располагать в правильном порядке создавая подобие улиц.

Игумен Сергий не сразу проводил обряд пострижения вновь прибывших. Он какое-то время наблюдал каждого, желающего принять монашество и остаться в монастыре. Некоторым было категорически отказано и им приходилось покидать обитель.

Монастырь расширялся, постепенно у него появились пахотные земли, которые нужно было обрабатывать. Были проложены дороги и построен гостевой дом, где не зазорно было остановиться не только знатному боярину, но и великому князю. Митрополит Алексий стал частым гостем в лесной обители. Это ещё больше добавило уважения и почтения к деятельности Сергия Радонежского.

Благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву

К тому времени, как слава о лесном монастыре игумена Сергия Радонежского пошла по всей русской земле, ордынская власть постепенно разрушалась. Орда, которую сплачивал Батый, теряла свою силу. Ханы стали отделяться, борьба за власть активизировалась и вместо опустошительных набегов на русские города, ханы стали сражаться друг с другом. В результате кровопролитной борьбы, в Орде возвысился хан Мамай. Это был хитрый, умный и опасный противник. Русь снова оказалась на грани катастрофы.

Благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву

Мамаю удалось собрать под свои знамёна большие силы:

  • Хивинцы
  • Буртасы
  • Ясы

Ясы и хивинцы давно принимали участие в набегах на Русь, а буртасы, потеснившие мордву на средней Волге, очень хотели расширить свои владения и прогнать русских с волжских берегов. Кроме этих племён в битве должны были участвовать силы литовцев, которые собирались подойти непосредственно к полю битвы. После полного разгрома войска темника Бегича, Мамай решил, что Москва должна быть уничтожена, вместо князей будут править ордынские наместники, а православную веру нужно заменить на ислам.

Дмитрий был умным и дальновидным воеводой. За всеми передвижениями вражеского войска следили специально посланные разведчики, а посыльные обо всём докладывали князю. Понимая, что битва будет очень серьёзной, русский полководец разослал гонцов во все пределы, призывая удельных князей поднимать свои дружины на бой с врагом. Впервые за всю историю Руси было собрано такое сильное войско.

К месту сбора подошли дружины:

  • Москвы
  • Владимира
  • Суздаля
  • Серпухова
  • Ростова
  • Нижнего Новгорода
  • Мурома
  • Пскова
Святой Преподобный Сергий Радонежский

Святой Преподобный Сергий Радонежский

Поднялась вся Русь и кроме воинов, на войну собрались простые крестьяне, которые умели только обрабатывать землю. Для них ковалось оружие, а опытные воины быстро обучали их основам боя. После того, как огромная русская рать собралась и была готова выступить в поход, Дмитрий со всеми князьями и воеводами поехал в Лавру, чтобы просить благословения у Сергия Радонежского.

Преподобный старец был крёстным отцом двух детей князя Дмитрия. Воспитанный в традициях православия Дмитрий часто вёл со старцем беседы не только на христианские, но и на бытовые темы. Считая Сергия Радонежского своим духовным отцом и наставником, князь, накануне битвы, решил просить о благословении и победе русского оружия.

После встречи в Лавре начался молебен о даровании победы над врагом. Даже во время службы в обитель прибывали гонцы, сообщая о передвижениях ордынского войска. Князь Дмитрий собрался покинуть обитель и двинуть русские силы навстречу врагу, но Сергий упросил его остаться на трапезу, сказав, что ещё не время выступать.

Интересно: Зная о том, что старец Сергий Радонежский мог предвидеть будущее, князь и воеводы остались в монастыре.

После трапезы преподобный отец Сергий благословил Дмитрия, всех князей и воевод на победоносное сражение. Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву сыграло значительную роль в победе русского оружия. До поездки князя в Лавру были сомневающиеся, которые считали, что сражаться с ордынцами не нужно, достаточно заплатить дань и наступит мир. После благословения Сергия Радонежского все, кто колебался, присоединились к войску.

Преподобный отец Сергий дал в помощь князю Дмитрию двух монахов. Их звали Пересвет и Ослябя. Они были воинами, но приняли монашеский постриг. Наступил час, когда они должны были исполнить священный долг перед Богом и людьми.

Благословение Дмитрия Донского в искусстве

Победа князя Дмитрия Донского на Куликовом поле являлась одной из наиболее значимых побед русского оружия. Но в ранней историографии нет никаких памятников, посвящённых этому событию. Изображения Дмитрия Донского начали появляться в XV веке в храмовой живописи. Так первые изображения князя есть в росписи Благовещенского и Архангельского соборов московского кремля. Из ранних памятников можно отметить красочную миниатюру из рукописной книги «Житие Сергия Радонежского». На ней изображён момент принятия Дмитрием благословения от преподобного старца.

Благословение Сергия Радонежского

Ситуация изменилась в XIX веке. Куликовская битва становится одной из наиболее популярных тем у художников. На экзамене в Академии художеств была предложена тема: «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

К этой теме обращались многие известные мастера живописи:

  • Кипренский О.А.
  • Сазонов В.К.
  • Чориков Б.А.
  • Кившенко А.Д.
  • Серов В.А.

В оформлении Исаакиевского собора достойное место занимает роспись «Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на битву». Одним из самых известных исторических памятников является монумент «Тысячелетие России», находящийся в Великом Новгороде. Победитель Мамая на Куликовом поле там изображён в среднем ярусе, среди семнадцати самых значительных фигур в истории российского государства. Барельефы изображающие благословение Дмитрия и эпизоды Куликовской битвы можно встретить в храмах многих городов России.

В XX веке, в период ВОВ, образ Дмитрия Донского часто фигурировал на плакатах, как символ воина победителя. Современные художники также обращаются к сюжету благословения воеводы преподобным Сергием. В 1988 году князь Дмитрий был канонизирован русской православной церковью. Это позволило художникам изобразить его при росписи храма Христа Спасителя уже в образе святого, принимающего благословение от преподобного Сергия.

Литература:

  • Балашов Д.М. – «Святая Русь»
  • Костомаров Н.И. – «Преподобный Сергий»
Благословение Сергия Радонежского
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
4
2
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий