История России

Учреждение святейшего синода при Петре 1

Учреждение Святейшего правительствующего синода при Петре I ознаменовало новый, синодальный, период в истории православной церкви в России, который продлился до 1917 года. Синод, сосредоточив в своих руках всю полноту церковной административной и судебной власти, фактически заменил собой патриарха и Поместный собор.

Учреждение Святейшего правительствующего синода при Петре I

Предыстория создания Синода

Русская православная церковь в конце XVII – начале XVIII века переживала череду кризисов. Это было связано с ситуацией внутри страны, с начавшимися петровскими реформами.

Патриаршество Адриана

В 1690 году, сразу после смерти патриарха Иоакима, сторонника царицы Н. К. Нарышкиной и Петра Алексеевича, на патриарший престол сел Адриан, человек достаточно консервативных взглядов. За его избрание ратовало правительство Натальи Кирилловны, Л. К. Нарышкин и Б. А. Голицын. Петр Алексеевич был против его избрания, но его мнения не учли.

Интересно. Петр I, не любивший и не принимавший Адриана, 1 января 1692 года провел в Преображенском шуточное «поставление» во «все Яуза и всея Кукуя (Немецкая Слобода)» патриархи Н. Зотова.

Отношения царя и патриарха на протяжении следующих пяти лет оставались напряженными, но тезис о том, что Адриан выступал против всех нововведений Петра Первого не совсем верный. Патриарх, прислушиваясь к государю, настоятельно рекомендовал митрополитам, епископам и архимандритам «править многое», исполнять все, что требовал Петр Алексеевич.

Реформа церкви при Петре 1

Он приказал:

  • строго блюсти «церковное благочиние»;
  • снабжать приходы печатными книгами;
  • назначать в приходы только священников, обученных грамоте;
  • вести судебные дела только в присутствие сельских старост;
  • не устраивать новые монастыри без разрешения государя.

Ситуация обострилась в 1698 году, после стрелецкого бунта и после того, как Адриан отказался постричь в монахини первую супругу царя, Евдокию Лопухину. Хотя в то же время государь и патриарх обсуждали реформу образования в государстве, и Адриан поддержал идеи государя, реализация которых привела к созданию в 1724 году Академии наук.

В 1700 году патриарх умер. Петр Александрович отказался от избрания нового и назначил митрополита Рязанского и Муромского С. Яворского, человека очень образованного, экзархом, то есть «блюстителем» патриаршего престола.

Интересно. Стефан Яворский, уроженец Галичины и выпускник Киево-Магелянской академии, действительно был одним из самых образованных церковных иерархов своего времени. В 1700 году, по приказу царя, Адриан возвел его в сан митрополита, а после смерти патриарха он, опять же по приказу Петра I, стал экзархом.

Деятельность Стефана Яворского

Для Петра I Стефан Яворский стал идеальным кандидатом на место экзарха:

  • во-первых, Стефан был человеком новым, прибывшим в Москву из Малороссии, а значит свободным от традиций московской патриархии;
  • во-вторых, он был человеком «западной учености», что царь ценил особо и не находил в среде великорусского духовенства.

На первых порах экзарх не пришелся по душе как старорусский партии, так и греческим патриархам. Первые обвиняли его в излишней прогрессивности, вторые – в «латинянстве» (С. Яворский действительно одно время исповедовал униатство и это ставило под сомнение каноничность его взглядов и веры). Петр Алексеевич, напротив, получил в его лице «восхвалителя»: Яворский приветствовал как военные победы царя, так и его реформаторскую деятельность, особенно в области просвещения.

Но к 1711 году стало понятно, что экзарх скорее консерватор, чем реформатор, и не разделяет идей государя о подчинении Церкви государству. Он все более и более сближался со старорусской партией, обвиняя Петра в склонности к протестантизму.

Причины церковной реформы

К 1711 году Петр Первый окончательно утвердился в мысли о необходимости отмены патриаршества. Он желал полностью, и экономически, и юридически, и политически подчинить Церковь государству.

Учреждение Святейшего правительствующего синода при Петре I

Церковная реформа Петра первого Синод

К тому же государь, окруженный друзьями и соратниками иностранцами (в основном датчанами, англичанами, немцами и голландцами) действительно благосклонно относился к протестантизму, который отрицал главный принцип католичества и православия о главенстве Церкви и ее духовного лидера.

В 1711 году царь приказ ввести в церковные суды фискалов (контроллеров) от гражданских ведомств, что было негативно воспринято С. Яворским. В 1713 году, во время расследования дела Тверетинова, экзарх косвенно обвинил царя в тайном лютеранстве. В 1718-ом С.

Яворский пытался помочь царевичу Алексею (которому всегда сочувствовал и тайным сторонником которого являлся), добиваясь у царя помилования, но успехов не достиг. В этом же году начался его конфликт с Ф. Прокоповичем, который привел к тому, что экзарх был отстранен от церковно-административной деятельности. Фактически подготовка церковной реформы прошла без него.

Интересно. Ф. Прокопович был, как и С. Яворский, выпускником Киево-Могилянской академии. Как и экзарх, он когда-то принял униатство, чтобы обучаться в лучших католических школах Львова, Варшавы, Кракова и Рима, а потом отрекся от него и принял монашеский сан. Феофан, как и сам Петр, тяготел к протестантизму. Царь обратил внимание на священника после проповеди, проведенной им в честь победы под Полтавой. Именно Ф. Прокопович сравнил государя с Самсоном, раздирающим льва (на гербе Швеции были изображены львы; эта аллегория нашла отражение в центральной фонтанной группе Петергофа). В 1716 году Ф. Прокопович приезжает в Москву, а в 1718 становится епископом Псковским и получает резиденцию в Петербурге. Он становится советником государя, его помощником и в церковных, и в светских делах. Именно этому деятелю церковная реформа обязана своим «протестантским оттенком».

Церковная реформа

Конфликт с экзархом лишь убедил Петра I в том, что церковная реформа необходима. Можно сказать, что она началась еще в 1701 году, когда был вновь открыт Монастырский приказ, в ведение которого было передано все церковное землевладение.

Купол церкви

В 1718 году Ф. Прокопович по указу царя приступил к подготовке церковной реформы: созданию Духовной коллегии и ее основополагающего документа – Духовного регламента.

Духовный регламент

Петр 1Регламент был создан в 1720 году. Сначала его рассматривал и обсуждал Сенат, а потом он был подписан всеми церковными иерархами, включая С. Яворского, причем в некоторых случаях, особенно когда речь шла о «степенных митрополитах и игуменах», подписи собирались насильственным путем. 25 января 1721 года он был утвержден, подписан государем и выпущен в форме Манифеста.

Духовный регламент создавался на основе ранее написанных Ф. Прокоповичем произведений: «Правда воли монаршей» и «Розыск о понтифексах».

Документ состоял из трех частей, в которых описывались:

  • структура будущего коллегиального церковного органа и система управления им;
  • функции Духовной коллегии;
  • функции ее постоянных членов.

Основным тезисом Духовного регламента был тезис о том, что Духовная коллегия, как орган церковной власти, не представляет опасности для монархии. Что этот орган «монархом установлен и под державы монархом есть».

Интересно. Дабы оправдать проведение реформы в глазах народа и укрепить власть государя, Ф. Прокопович в Духовном регламенте называет царя не просто «помазанником Божьим», а «Христом Господним», руша тем самым основные догматы русской православной церкви.

Учреждение Синода

14 февраля, после молебна в Троицком соборе Петербурга, была создана Духовная коллегия, сразу же переименована в Святейший синод. Президентом его стал, несмотря на фактическую опалу, С. Яворский. В 1723 году Вселенский патриарх, а также Константинопольский и Антиохийский патриархи признали Синод как орган церковной власти, обладающий равнопатриаршим достоинством.

Троицкий собор

Интересно. По настоятельной рекомендации Ф. Прокоповича сам термин «патриарх» исчез из богослужений в русских храмах. Он желал, чтобы народ забыл его. Греческих патриархов можно было упоминать лишь во время богослужений в домашней, Синодальной церкви. С. Яворский в своих воспоминаниях писал об этом факте с большим возмущением, называя это решение «безумием и непристойностью».

Последним мероприятием церковной реформы стала реорганизация в 1725 году Монастырского приказа в Камер-Контору. В этом же году Патриаршая область переподчинялась Синоду и переименовывалась в Синодальную.

Состав Синода

Все члены Синода назначались императором Петром Алексеевичем. Его постоянными членами, с 1722 года, были:

  • президент (первым президентом был С. Яворский; до 1722 года);
  • два вице-президента (Ф. Прокопович и Ф. Янковский);
  • митрополиты Московский, Петербургский и Киевский;
  • обер-прокурор Синода (с 1722 по 1725 год эту должность занимал И. В. Болтин);
  • четыре помощника из архимандритов;
  • четыре помощника из протопопов;
  • один помощник от «греческих черных священников».

Все остальные члены коллегиального органа церковного управления, Священного Синода, назывались «присутствующими» и являлись на заседания по необходимости. Всего членами Синода являлись 79 главных архиереев русской православной церкви.

Интересно. Должность обер-прокурора была учреждена в 1722 году, тогда же была создана и Синодальная канцелярия, ему подчиняющаяся. Этот государственный чиновник был главным связующим звеном между Церковью и Государством, «государевым оком» в среде церковных иерархов. Первоначально его роль была невелика, но позже он сравнялся в своих полномочиях с министрами.

Все члены Синода приносили присягу, текст которой был разработан Ф. Прокоповичем совместно с Петром Алексеевичем. В ней также прямо указывалось на то, что «крайним духовным судьей» для всех русских иерархов являлся государь. Текст присяги оставался неизменным до 1901 года.

Схема управления русской православной церкви

В 1722 году, сразу после смерти С. Яворского, должность президента Синода была упразднена. В этом же году было издано так называемое «Прибавление к Регламенту», которое упорядочивало подчинение священников, служащих в армии и на флоте.

Полномочия Синода

Синоду передавались все функции, которые раньше исполняли патриарх и Поместный Собор. Правительствующий синод управлял, ведал и занимался:

  • синодальными приказами (бывшими патриаршими);
  • церковной цензурой;
  • епископским судом;
  • духовным просвещением;
  • избранием епископов;
  • бракоразводными делами;
  • учреждением новых церковных кафедр;
  • учреждением новых должностей;
  • открытием новых храмов и монастырей;
  • организацией духовных училищ;
  • контролем за «церковным благочинием»;
  • установлением церковных праздников;
  • канонизацией святых;
  • снятием сана с духовных лиц;
  • приданием мирян анафеме.

Все свои действия Синод совершал от имени императора и его функции строго регламентировались; императору принадлежали и право выносить окончательные рескрипты по всем церковным делам. Все распоряжения государя, касающиеся церковных дел, являлись окончательными и обязательными для Синода.

Итоги и последствия реформы

Церковная реформа стала одной из важнейших реформа Петра Великого. Все проведенные им мероприятия были направлены на интеграцию Церкви во вновь созданный, модернизированный государственный механизм.

Патриарх Адриан

Патриарх Адриан

Главным итогом создания Святейшего Синода стало полное подчинение Церкви государству: ее экономическая и юридическая независимость была утрачена, институт патриаршества ликвидирован. В государстве устанавливалась единоначалие светской власти.

Интересно. После учреждения Синода русских архиереев долгое время не возводили в сан митрополита, боясь усиления их влияния.


Историография:

  1. Смолич И. К. История РПЦ: 1700-1917 год, синодальный период, М.: 1964 год.
  2. Цапин В. А. Синодальный период в истории РПЦ, М.: 2007 год.
  3. Фирсов С. Л. Синод в истории российской государственности, М.: 2017 год.
Учреждение святейшего синода при Петре 1
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий