Церковная реформа Петра I – комплекс мероприятий, направленных на реорганизацию Церкви. Они проводились Петром Великим с 1701 по 1722 год. Церковная, или Духовная, реформа привела к изменению всей системы управления Русской православной церковью: теперь монарх, самодержец сосредотачивал в своих руках всю полноту церковной административной и судебной власти. Фактически заменив собой и подконтрольным ему органом (Синодом) патриарха и Поместный собор.
Предпосылки и причины проведения реформы
РПЦ в конце XVII века переживала определенный кризис, вызванный неудачными реформами Никона и последовавшим за этим Расколом, но, несмотря на это, ее позиции были очень сильны.
За век, прошедший со времени Смуты, РПЦ сумела:
- установить прочные контакты с Вселенским православием,
- воссоединиться с Киевской митрополией,
- восстановить утраченные богатства, приобрести новые (в том числе земельные),
- получить от государства ряд льгот, которые делали ее финансовое положение еще более стабильным,
- получить монопольное право суда над духовными лицами.
Корме того, РПЦ пережила эпоху управления ею сильными патриархами, способными влиять не только на духовную жизнь общества, но и на политические события: патриарх Филарет фактически управлял государством вместо сына, Михаила Романова, а Никон открыто соперничал с Алексеем Михайловичем за власть, выдвигая тезис «священство выше царства».
Естественно, что тот же Алексей Михайлович, видя такое положение Церкви, понимал, что вопрос ее реформирования «назрел», что управлением Церковью должно «озаботиться» государство, что она не должна быть угрозой ни российскому самодержавию и нарождающемуся абсолютизму, ни, например, купечеству (Церковь, благодаря ряду государственных льгот, могла продавать свои товары гораздо дешевле рыночной цены).
Именно отец Петра I начал те преобразования, которые в будущем помогли провести церковную реформу, стали ее предпосылками. Он:
- учредил Монастырский приказ (1649 год);
- ограничил свободную передачу тягловых земель духовенству.
После суда над патриархом Никоном Алексей Михайлович столкнулся с протестом в среде высшего духовенства, и этот протест был настолько сильным, что он был вынужден уступить и вернуться к устоям и правилам, действовавшим до 1649 года.
Таким образом, идея проведения церковной реформы назрела еще во времена Алексея Михайловича, но политической воли на ее проведение хватило лишь Петру Алексеевичу.
Почему Петр I стремился полностью подчинить Церковь
Петр Алексеевич, несмотря на всю бессистемность своего образования, прекрасно понимал, что РПЦ является угрозой самодержавию. Это необходимо было изменить, назревал конфликт Петра и Церкви.
В 1690 году, сразу после смерти патриарха Иоакима, сторонника царицы Н. К. Нарышкиной и Петра Алексеевича, у молодого правителя произошел конфликт с новым патриархом Адрианом, человеком достаточно консервативных взглядов, за избрание которого ратовало правительство Натальи Кирилловны, Л. К. Нарышкин и Б. А. Голицын. В последующие годы отношения постепенно наладились, но государь с подозрением относился ко всему, что происходило в Церкви.
В последующие десятилетия у государя наметился еще ряд претензий к РПЦ как личного, так и общегосударственного характера, которые и стали причинами начала духовной реформы:
- во-первых, патриарх отказал царю в его желании развестись с первой супругой, Евдокией Лопухиной, и постричь ее в монахини;
- во-вторых, Адриан заступился за стрельцов, которые подверглись массовым репрессиям после восстания 1698 года;
- в-третьих, Церковь отказала ему в финансовой поддержке после начала Северной войны и ряда поражений, в том числе под Нарвой, где была потеряна вся русская артиллерия;
- в-четвертых, Петр Алексеевич не раз сталкивался с неудовольствием духовенства его преобразованиями.
Все это привело Петра Первого к выводу о том, что Церковь необходимо реформировать и подчинить Государству.
Цели реформы
Если говорить кратко, то свои преобразования Петр Первый «замыслил» ради достижения трех главных целей:
- не допустить превращение русского патриарха во второго «папу» или «государя», авторитет которого будет соперничать с авторитетом абсолютного самодержца;
- переподчинить Церковь Государству и основным государственным законам (фактически взять церковное управление на себя);
- взять под контроль все богатства, накопленные Церковью за предыдущее столетие, и не допустить ее дальнейшее бесконтрольное обогащение.
Интересно. Основную суть задуманных Петром Алексеевичем преобразований отразил в своих трудах Ф. Прокопович: Церковь и патриарх не могут стоять выше Государя. Его власть от Бога, и никто не может препятствовать ему в его начинаниях.
Ход церковной реформы
Для достижения указанных выше целей необходимо было решить большое количество задач, провести последовательные мероприятия, отвечающие стремлению государя полностью подчинить РПЦ. События в период проведения церковной реформы развивались следующим образом (таблица).
Дата | Событие |
1699 год | Запрет на строительство новых монастырей в Сибири. |
1700 год | Смерть патриарха Адриана. Петр Алексеевич, находящийся в это время под Нарвой, отказался от избрания нового и назначил митрополита Рязанского и Муромского С. Яворского, человека очень образованного, экзархом, то есть «блюстителем» патриаршего престола. Фактически произошло упразднение патриаршества как формы руководства Церковью. По решению государя был ликвидирован Патриарший приказ, а все скопившиеся в нем дела были переданы соответствующим по тематики государственным Приказам. |
24 января 1701 года | Была проведена частичная секуляризация церковных и монастырских земель, а также проведен учет церковных крестьян. Экономическая независимость Церкви была ликвидирована. |
1701 год | Был вновь открыт Монастырский приказ, в ведение которого передавалось все церковное землевладение. |
30 декабря 1701 года | Был издан указ о запрете строительства новых монастырей и обязательном уменьшении числа монахов; вся монашеская братия переводилась на содержание государства. |
1704 год | Были введены в действия указы, облегчавшие положение старообрядцев, а также официально разрешающие исповедовать на территории государства любую традиционную конфессию, включая католицизм и протестантизм. |
1705 год | Была проведена ревизия духовного сословия. Из него были «выключены» поповичи, пономари, дьячки, так называемые монастырские слуги и все их родственники. |
1710 год | Архиереи РПЦ переводились на государственный оклад; им было запрещено принимать участие в светских делах и мероприятиях, а также оказывать какое-либо давление на подчиненных. |
1710 год | Всему духовенству было запрещено самостоятельно объявлять о появлении новых «святых мощей», о «чудесах», о чудотворных иконах. Канонизация должна была проводиться только с разращения царя. |
1711 год | Начался конфликт Петра I с экзархом, который оказался скорее консерватором, чем реформатором, и не разделял идей государя о подчинении Церкви государству, обвиняя Петра в склонности к протестантизму и сближаясь с представителями из старомосковской партии. |
1715 год | Петр I начал борьбу с таким институтом «древнего благочестия» как нищенство. Был издан указ, по которому всех нищих и юродивых необходимо было доставлять в Монастырский приказ для «розыска». Все, кто подавал милостыню нищенствующим, облагались штрафами. |
1718 год | Ф. Прокопович по указу царя приступил к подготовке церковной реформы: созданию Духовной коллегии и ее основополагающего документа – Духовного регламента. |
1718 год | Был издан ряд указов, которые обязывали обывателей регулярно посещать церковные службы и исповедоваться. Для тех, кто уклонялся от этого, вводилась система штрафов (раскольники, не посещавшие службы в никонианских церквях, обязаны были платить штраф в двойном размере). |
1718 год | Был издан ряд дополнительных указов, направленных на борьбу с нищенством: всех просящих милостыню нужно было опрашивать, после либо отправлять помещикам, либо определять на место жительства в специально организованные богадельни. Если нищенствующий попадал в Монастырский приказ второй или третий раз, его нужно было принудительно отправлять на работы в государственные мануфактуры. Все помещики, которые доводили своих крестьян до нищенства, облагались штрафами. |
1720 год | Духовный регламент и его основные положения рассматривал и обсуждал Сенат, а потом он был подписан всеми церковными иерархами, включая С. Яворского |
25 января 1721 года | Духовный регламент был утвержден, подписан государем и выпущен в форме Манифеста. |
14 февраля 1722 года | Была создана Духовная коллегия, сразу же переименованая в Святейший синод; первым его президентом стал С. Яворский, вице-президентами — Ф. Прокопович и Ф. Янковский. |
1722 год | Была учреждена должность обер-прокурора Синода, тогда же создана и Синодальная канцелярия, ему подчиняющаяся (с 1722 по 1725 год эту должность занимал И. В. Болтин). |
1722 год | Была упразднена должность президента Синода. В этом же году было издано так называемое «Прибавление к Регламенту», которое упорядочивало подчинение священников, служащих в армии и на флоте. |
1723 год | Вселенский патриарх Косьма, а также Константинопольский и Антиохийский патриархи признали учреждение Духовной коллеги как органа церковной власти, обладающего равнопатриаршим достоинством (Петр I добился этого относительно легко, так как греческие патриархи фактически содержались Россией). |
1722-1724 год | Проведена «чистка» белого и черного духовенства, а также произошли изменения в его иерархии и положении, определены штаты епархий, монастырей, церквей и приходов. |
1724 году | Был издан указ «О звании монашеском и монашеских обителях», по которому монашество фактически должно было исчезнуть, сохранившись только для определения архиерейского чина. При монастырях в обязательном порядке должны были открываться госпитали и семинарии. |
1725 год | Произошла реорганизация Монастырского приказа в Камер-Контору, а Патриаршая область переподчинялась Синоду и переименовывалась в Синодальную. |
Интересно. В течение всего периода проведения церковных преобразований Петр Великий вел борьбу с духовенством, которое не принимало изменений. В 1707 году был сослан в один из северных монастырей глава нижегородской митрополичьей кафедры Исая, в 1716 году были лишены сана, сосланы или казнены ростовский епископ Досифей, Яков Игнатьев, Федор Пустынный, киевский митрополит Иоасаф.
Итоги и результаты
Главным итогом церковной реформы стало полное подчинение Церкви государству:
- экономическая, юридическая и административная независимость Церкви были утрачены,
- институт патриаршества ликвидирован,
- влияние духовенства снижено,
- количество монастырей уменьшено,
- в государстве устанавливалось единоначалие светской власти.
Также последствиями реформы стало увеличение доходов государственного бюджета за счет конфискации церковных земель и отмены ряда привилегий для духовенства, пополнение армии за счет рекрутирования крестьян, принадлежащих Церкви. Эти результаты вполне устраивали императора, который постоянно нуждался в свободных денежных средствах и сильной армии.
Значение церковной реформы
Основное значение церковной реформы Петра Первого состоит в том, что Церковь была полностью интегрирована в государственный аппарат и сама стала одной из государственных структур со всеми присущими ей характеристиками: назначаемый государством управленческий персонал, ведение отчетности, в том числе и финансовой, отсутствие самостоятельности в принятии решений и строгое подчинение законом.
Оценка этого свершившегося факта в продолжение всех последующих столетий не была однозначной. Многие говорили о неканоничности Синода и необходимости возврата к патриаршему управлению. Плюсов и минусов у церковной реформы действительно было много, но политика преемников Петра I в отношении Церкви оставалась без изменений.
Историография:
- Смолич И. К. История РПЦ: 1700-1917 год, синодальный период, М.: 1964 год.
- Цапин В. А. Синодальный период в истории РПЦ, М.: 2007 год.
- Фирсов С. Л. Синод в истории российской государственности, М.: 2017 год.