История России

Церковная реформа Петра I

Церковная реформа Петра I – комплекс мероприятий, направленных на реорганизацию Церкви. Они проводились Петром Великим с 1701 по 1722 год. Церковная, или Духовная, реформа привела к изменению всей системы управления Русской православной церковью: теперь монарх, самодержец сосредотачивал в своих руках всю полноту церковной административной и судебной власти. Фактически заменив собой и подконтрольным ему органом (Синодом) патриарха и Поместный собор.

Петр 1

Царь Петр I

Предпосылки и причины проведения реформы

РПЦ в конце XVII века переживала определенный кризис, вызванный неудачными реформами Никона и последовавшим за этим Расколом, но, несмотря на это, ее позиции были очень сильны.

За век, прошедший со времени Смуты, РПЦ сумела:

  • установить прочные контакты с Вселенским православием,
  • воссоединиться с Киевской митрополией,
  • восстановить утраченные богатства, приобрести новые (в том числе земельные),
  • получить от государства ряд льгот, которые делали ее финансовое положение еще более стабильным,
  • получить монопольное право суда над духовными лицами.

Корме того, РПЦ пережила эпоху управления ею сильными патриархами, способными влиять не только на духовную жизнь общества, но и на политические события: патриарх Филарет фактически управлял государством вместо сына, Михаила Романова, а Никон открыто соперничал с Алексеем Михайловичем за власть, выдвигая тезис «священство выше царства».

Царь Петр 1

Естественно, что тот же Алексей Михайлович, видя такое положение Церкви, понимал, что вопрос ее реформирования «назрел», что управлением Церковью должно «озаботиться» государство, что она не должна быть угрозой ни российскому самодержавию и нарождающемуся абсолютизму, ни, например, купечеству (Церковь, благодаря ряду государственных льгот, могла продавать свои товары гораздо дешевле рыночной цены).

Именно отец Петра I начал те преобразования, которые в будущем помогли провести церковную реформу, стали ее предпосылками. Он:

  • учредил Монастырский приказ (1649 год);
  • ограничил свободную передачу тягловых земель духовенству.

После суда над патриархом Никоном Алексей Михайлович столкнулся с протестом в среде высшего духовенства, и этот протест был настолько сильным, что он был вынужден уступить и вернуться к устоям и правилам, действовавшим до 1649 года.

Таким образом, идея проведения церковной реформы назрела еще во времена Алексея Михайловича, но политической воли на ее проведение хватило лишь Петру Алексеевичу.

Почему Петр I стремился полностью подчинить Церковь

Петр Алексеевич, несмотря на всю бессистемность своего образования, прекрасно понимал, что РПЦ является угрозой самодержавию. Это необходимо было изменить, назревал конфликт Петра и Церкви.

В 1690 году, сразу после смерти патриарха Иоакима, сторонника царицы Н. К. Нарышкиной и Петра Алексеевича, у молодого правителя произошел конфликт с новым патриархом Адрианом, человеком достаточно консервативных взглядов, за избрание которого ратовало правительство Натальи Кирилловны, Л. К. Нарышкин и Б. А. Голицын. В последующие годы отношения постепенно наладились, но государь с подозрением относился ко всему, что происходило в Церкви.

Купол церкви

В последующие десятилетия у государя наметился еще ряд претензий к РПЦ как личного, так и общегосударственного характера, которые и стали причинами начала духовной реформы:

  • во-первых, патриарх отказал царю в его желании развестись с первой супругой, Евдокией Лопухиной, и постричь ее в монахини;
  • во-вторых, Адриан заступился за стрельцов, которые подверглись массовым репрессиям после восстания 1698 года;
  • в-третьих, Церковь отказала ему в финансовой поддержке после начала Северной войны и ряда поражений, в том числе под Нарвой, где была потеряна вся русская артиллерия;
  • в-четвертых, Петр Алексеевич не раз сталкивался с неудовольствием духовенства его преобразованиями.

Все это привело Петра Первого к выводу о том, что Церковь необходимо реформировать и подчинить Государству.

Реформа церкви при Петре 1

Цели реформы

Если говорить кратко, то свои преобразования Петр Первый «замыслил» ради достижения трех главных целей:

  • не допустить превращение русского патриарха во второго «папу» или «государя», авторитет которого будет соперничать с авторитетом абсолютного самодержца;
  • переподчинить Церковь Государству и основным государственным законам (фактически взять церковное управление на себя);
  • взять под контроль все богатства, накопленные Церковью за предыдущее столетие, и не допустить ее дальнейшее бесконтрольное обогащение.

Интересно. Основную суть задуманных Петром Алексеевичем преобразований отразил в своих трудах Ф. Прокопович: Церковь и патриарх не могут стоять выше Государя. Его власть от Бога, и никто не может препятствовать ему в его начинаниях.

Персидский поход Петра 1

Ход церковной реформы

Для достижения указанных выше целей необходимо было решить большое количество задач, провести последовательные мероприятия, отвечающие стремлению государя полностью подчинить РПЦ. События в период проведения церковной реформы развивались следующим образом (таблица).

ДатаСобытие
1699 годЗапрет на строительство новых монастырей в Сибири.
1700 годСмерть патриарха Адриана. Петр Алексеевич, находящийся в это время под Нарвой, отказался от избрания нового и назначил митрополита Рязанского и Муромского С. Яворского, человека очень образованного, экзархом, то есть «блюстителем» патриаршего престола. Фактически произошло упразднение патриаршества как формы руководства Церковью. По решению государя был ликвидирован Патриарший приказ, а все скопившиеся в нем дела были переданы соответствующим по тематики государственным Приказам.
24 января 1701 годаБыла проведена частичная секуляризация церковных и монастырских земель, а также проведен учет церковных крестьян. Экономическая независимость Церкви была ликвидирована.
1701 годБыл вновь открыт Монастырский приказ, в ведение которого передавалось все церковное землевладение.
30 декабря 1701 годаБыл издан указ о запрете строительства новых монастырей и обязательном уменьшении числа монахов; вся монашеская братия переводилась на содержание государства.
1704 годБыли введены в действия указы, облегчавшие положение старообрядцев, а также официально разрешающие исповедовать на территории государства любую традиционную конфессию, включая католицизм и протестантизм.
1705 годБыла проведена ревизия духовного сословия. Из него были «выключены» поповичи, пономари, дьячки, так называемые монастырские слуги и все их родственники.
1710 годАрхиереи РПЦ переводились на государственный оклад; им было запрещено принимать участие в светских делах и мероприятиях, а также оказывать какое-либо давление на подчиненных.
1710 годВсему духовенству было запрещено самостоятельно объявлять о появлении новых «святых мощей», о «чудесах», о чудотворных иконах. Канонизация должна была проводиться только с разращения царя.
1711 годНачался конфликт Петра I с экзархом, который оказался скорее консерватором, чем реформатором, и не разделял идей государя о подчинении Церкви государству, обвиняя Петра в склонности к протестантизму и сближаясь с представителями из старомосковской партии.
1715 годПетр I начал борьбу с таким институтом «древнего благочестия» как нищенство. Был издан указ, по которому всех нищих и юродивых необходимо было доставлять в Монастырский приказ для «розыска». Все, кто подавал милостыню нищенствующим, облагались штрафами.
1718 годФ. Прокопович по указу царя приступил к подготовке церковной реформы: созданию Духовной коллегии и ее основополагающего документа – Духовного регламента.
1718 годБыл издан ряд указов, которые обязывали обывателей регулярно посещать церковные службы и исповедоваться. Для тех, кто уклонялся от этого, вводилась система штрафов (раскольники, не посещавшие службы в никонианских церквях, обязаны были платить штраф в двойном размере).
1718 годБыл издан ряд дополнительных указов, направленных на борьбу с нищенством: всех просящих милостыню нужно было опрашивать, после либо отправлять помещикам, либо определять на место жительства в специально организованные богадельни. Если нищенствующий попадал в Монастырский приказ второй или третий раз, его нужно было принудительно отправлять на работы в государственные мануфактуры. Все помещики, которые доводили своих крестьян до нищенства, облагались штрафами.
1720 годДуховный регламент и его основные положения рассматривал и обсуждал Сенат, а потом он был подписан всеми церковными иерархами, включая С. Яворского
25 января 1721 годаДуховный регламент был утвержден, подписан государем и выпущен в форме Манифеста.
14 февраля 1722 годаБыла создана Духовная коллегия, сразу же переименованая в Святейший синод; первым его президентом стал С. Яворский, вице-президентами — Ф. Прокопович и Ф. Янковский.
1722 годБыла учреждена должность обер-прокурора Синода, тогда же создана и Синодальная канцелярия, ему подчиняющаяся (с 1722 по 1725 год эту должность занимал И. В. Болтин).
1722 годБыла упразднена должность президента Синода. В этом же году было издано так называемое «Прибавление к Регламенту», которое упорядочивало подчинение священников, служащих в армии и на флоте.
1723 годВселенский патриарх Косьма, а также Константинопольский и Антиохийский патриархи признали учреждение Духовной коллеги как органа церковной власти, обладающего равнопатриаршим достоинством (Петр I добился этого относительно легко, так как греческие патриархи фактически содержались Россией).
1722-1724 годПроведена «чистка» белого и черного духовенства, а также произошли изменения в его иерархии и положении, определены штаты епархий, монастырей, церквей и приходов.
1724 годуБыл издан указ «О звании монашеском и монашеских обителях», по которому монашество фактически должно было исчезнуть, сохранившись только для определения архиерейского чина. При монастырях в обязательном порядке должны были открываться госпитали и семинарии.
1725 годПроизошла реорганизация Монастырского приказа в Камер-Контору, а Патриаршая область переподчинялась Синоду и переименовывалась в Синодальную.

Интересно. В течение всего периода проведения церковных преобразований Петр Великий вел борьбу с духовенством, которое не принимало изменений. В 1707 году был сослан в один из северных монастырей глава нижегородской митрополичьей кафедры Исая, в 1716 году были лишены сана, сосланы или казнены ростовский епископ Досифей, Яков Игнатьев, Федор Пустынный, киевский митрополит Иоасаф.

Итоги и результаты

Главным итогом церковной реформы стало полное подчинение Церкви государству:

  • экономическая, юридическая и административная независимость Церкви были утрачены,
  • институт патриаршества ликвидирован,
  • влияние духовенства снижено,
  • количество монастырей уменьшено,
  • в государстве устанавливалось единоначалие светской власти.

Также последствиями реформы стало увеличение доходов государственного бюджета за счет конфискации церковных земель и отмены ряда привилегий для духовенства, пополнение армии за счет рекрутирования крестьян, принадлежащих Церкви. Эти результаты вполне устраивали императора, который постоянно нуждался в свободных денежных средствах и сильной армии.

Значение церковной реформы

Церковная реформа Петра 1Основное значение церковной реформы Петра Первого состоит в том, что Церковь была полностью интегрирована в государственный аппарат и сама стала одной из государственных структур со всеми присущими ей характеристиками: назначаемый государством управленческий персонал, ведение отчетности, в том числе и финансовой, отсутствие самостоятельности в принятии решений и строгое подчинение законом.

Оценка этого свершившегося факта в продолжение всех последующих столетий не была однозначной. Многие говорили о неканоничности Синода и необходимости возврата к патриаршему управлению. Плюсов и минусов у церковной реформы действительно было много, но политика преемников Петра I в отношении Церкви оставалась без изменений.

Историография:

  1. Смолич И. К. История РПЦ: 1700-1917 год, синодальный период, М.: 1964 год.
  2. Цапин В. А. Синодальный период в истории РПЦ, М.: 2007 год.
  3. Фирсов С. Л. Синод в истории российской государственности, М.: 2017 год.
Церковная реформа Петра I
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий