История России - РусИстори

Раскол русской православной церкви в 17 веке

Полное содержание
Кратко для школьников

Церковный раскол на Руси произошёл в середине 17 века во время царствования царя Алексея Михайловича Тишайшего. Последствия разделения русской православной церкви на старообрядцев и приверженцев новой веры ощущаются и в настоящее время. По мнению многих историков, основная суть церковной реформы заключалась в восстановлении Византийской империи и наследовании императорского трона царём Алексеем, а Никон возжелал сан Вселенского патриарха.

Патриарх Никон и Алексей Михайлович

Реформы церкви в 17 веке

В 988 году древняя Русь приняла христианство и отказалась от язычества. Тогда центром христианского мира была Византия и все церковные обряды и службы велись по принятому там канону. Богослужебные книги так же переписывались с византийских оригиналов.

Важно. Церковные книги переписывались множество раз, и постепенно в текстах стали появляться и накапливаться ошибки. Появились некоторые расхождения в церковной обрядовой символике и в пении псалмов.

В XVII веке группа священнослужителей высокого ранга осознала необходимость церковных реформ. Царь Алексей Михайлович Романов был не только глубоко верующим человеком, но и разносторонне образованным. Он так же понимал необходимость реформирования христианской веры, принятой в России. Нужно было отказаться от старославянских церковных обрядов и привести все службы и книги в соответствие с греческими (византийскими) канонами.

Реформы церкви в 17 веке

Это было вызвано следующими причинами:

  1. После того, как в 1453 Византийская империя пала, по мнению большинства священнослужителей, именно Россия должна была стать центром православной веры.
  2. Присоединённая к России левобережная часть Украины отправляла церковные службы по греческому образцу, в то время как в России продолжали использовать старославянский канон. Изменение религиозных ритуалов и приведение их к одному виду могло способствовать укреплению государства.
  3. Правление Алексея Романова было неспокойным. По всей территории возникали стихийные бунты и мятежи. Единообразие религиозных действий, по мнению руководящей верхушки, могло стать важным инструментом для укрепления страны, объединения всех слоёв населения и устранения внутренних противоречий.

Суть и осуществление религиозных реформ, прежде всего, поддерживал российский самодержец. Он понимал, что такие кардинальные изменения встретят не только сопротивление, но и активный протест. Поэтому было проведено что-то вроде референдума.

Реформы церкви в 17 веке

Большой группе священнослужителей был предложен выбор:

  • Сохранить древнерусский церковный канон;
  • Реформировать церковь по греческому образцу.

В результате споров и прений победили сторонники церковной реформы. Таким образом всё российское общество буквально раскололось на две части.

Важно. Против церковной реформы выступили не только многие церковники высокого ранга, но и бояре, военачальники и простой народ.

В этих непростых условиях реформирование русской церкви мог провести только умный и жёсткий религиозный деятель.

Греческий и древнерусский обычаи

Главным реформатором царь Алексей назначил патриарха Никона. Этот честолюбивый и властный церковник, как никто другой подходил для этой цели. В 1652 году, по настоянию самого царя Никон был избран патриархом всея Руси, а в 1653 он начал церковную реформу. С современной точки зрения многие положения церковной реформы настолько незначительны, что на них можно вообще не заострять внимание.

Например, как идти крестному ходу вокруг церкви: справа налево или слева направо. Тем не менее, из-за несогласия с такими изменениями люди спокойно шли на костёр. Суть реформ заключалась в том, чтобы внести только несущественные изменения, которые никак не могли повлиять на уклад жизни русского народа.

Греческий и древнерусский обычаи

В таблице кратко указаны основные отличия греческого канона от древнеславянского.

Греческий обычай Древнерусский обычай
Имя Христа писалось Иисус Имя Христа писалось Исус
Аллилуйя произносилось трижды Аллилуйя произносилось дважды
Крестный ход шёл против солнца Крестный ход шёл по солнцу
По греческому канону допускались поясные поклоны В русской церкви кланялись до земли
Крестное знамение совершалось тремя пальцами Русские крестились двоеперстием

Кроме этого, должны быть исправлены тексты некоторых молитв, псалмов и служб, и богослужебные тексты. Самым сложным вопросом в реформе вероисповедания была редакция религиозной литературы. В России были сотни церквей, храмов и монастырских подворий и в каждом были религиозные книги. Чтобы привести это всё в соответствие с византийскими правилами требовалась колоссальная работа.

Причины раскола

Патриарх Никон, получивший от царя все полномочия, крайне жёстко взялся за проведение церковной реформы. Это можно считать основной причиной раскола в России. Чтобы не переписывать богослужебные книги и иконы, написанные с нарушениями греческого канона, они насильно изымались из церквей и монастырей, затем публично сжигались. Подручные Никона обходили жилища москвичей и изымали домашние иконы. Святым образам выкалывали глаза, их рубили на части, жгли и били об пол. Такое отношение к святыням вызывало естественное негодование и ненависть в народе.

Патриарх Никон

Важно. Многие искренне верующие россияне стали воспринимать патриарха Никона, как антихриста, который поднялся из ада, чтобы уничтожить настоящую веру и навязать новую.

Ещё одним фактором сыгравшим сою роль в расколе православной церкви, являлось то, что большинство священников были малограмотными людьми и не могли правильно объяснить пастве суть проводимых изменений.

Крайне негативно верующие восприняли замену крещения двумя перстами на троеперстие. Этот символ, у самых рьяных сторонников старообрядчества, получил название «кукиш» за сходство с неприличной фигурой. Если замену земного поклона на поясной, русские христиане восприняли без отрицания, то изменение текста молитвы «Символ веры», было встречено с негодованием.

Большой Московский собор 1666-1667

Многие верующие не хотели отдавать свои иконы и древние книги, которые передавались из поколения в поколение. Этими святынями очень дорожили и прятали их от служителей патриарха. С такими христианами Никон расправлялся жёстко. Их пытали и подвергали публичным телесным наказаниям. Так возникло понятие «пострадать за веру», по аналогии, как принимали муки и смерть первые христиане.

Важно. Чем сильнее Никон и его подручные издевались над старой верой, тем быстрее крепло движение старообрядцев.

Среди иерархов церкви и рядовых священников не было единодушия по отношению к реформам, поэтому те, кто не приняли изменение канонов православия, возглавили это движение. Началом старообрядчества и церковного раскола считается 1654 год. Церковные реформы и гонения на староверов связывают с именем патриарха Никона.

Участники, реформаторы, противники

Основоположником религиозной реформы был царь Алексей. Ему это было необходимо, чтобы укрепить собственную власть, сгладить трения между Россией и Украиной и сделать государство центром православной веры. Совсем другие цели преследовал лидер религиозного раскола патриарх Никон. Он претендовал на роль соправителя России. Патриарх доказывал, что божественная власть выше царской и хотел править страной вместе с царём, но находясь выше его. Честолюбивым планам Никона не суждено было сбыться.

Алексей Михайлович Романов, по прозвищу Тишайший

Алексей Михайлович Романов

Важно. В 1660 царь Алексей Романов приказал церковному собору лишить патриарха Никона сана и сослать его в удалённый монастырь

Жёсткие методы патриарха привели к тому, что большое число верующих отошло от церкви. Тогда же сформировалось мощное движение поборников старой веры. Опальные священнослужители, не признавшие церковные реформы Никона, уходили в глухие леса и основывали там скиты. Потом к ним присоединялись сотни и тысячи людей исповедовавших старую веру и не принявшие реформы.

Особенно много староверческих скитов было на русском севере и в глухих лесах вдоль реки Керженец. Настоящим оплотом старой веры стал Соловецкий монастырь. Вся монастырская братия отказалась принимать новую веру, тогда к монастырю были стянуты царские полки. После длительной осады Соловецкий монастырь был взят. Было казнено более 400 монахов.

Соловецкий монастырь гравюра

Возглавил движение старообрядцев протопоп Аввакум. Он был сильной личностью, ни в чём не уступавшей патриарху реформатору. Две противоборствующие силы Никон и Аввакум ни в чём не хотели уступать друг другу.

Требования патриарха Никона Позиция протопопа Аввакума
Скорректировать богослужебные книги по греческому образцу Сохранить все древнерусские тексты
Изменить обрядовые действия по византийским канонам Унифицировать богослужения по канонам, сохранившимся с Древней Руси
Заменить старорусские иконы на образа греческого письма Использовать иконы древнерусского письма
Утвердить духовную власть выше светской Сохранение главенства царя над всеми верующими
Расширить связи русской православной церкви с другими странами Отмена налаживания международных связей

За приверженность к старой вере и за обличительные крамольные речи против реформ, протопоп был сослан в Сибирь.

Важно. Несмотря на гонения и лишения Аввакум не изменил своих взглядов и продолжал проповедовать и обличать Никона, как антихриста. За свою деятельность протопоп был заключён в глубокую яму, а затем сожжён.

Пострадал не один протопоп Аввакум. Многие ярые сторонники вероисповедания по старорусским законам были прилюдно сожжены на костре из древних рукописных книг и ликов святых. Этот факт положил начало страшной традиции самосожжения, когда жители религиозного скита, вместе с женщинами и детьми, запирались в деревянном строении и поджигали его изнутри. Как правило, спастись никому не удавалось. Самосожжение так же являлось экстремальной формой протеста против гонений и репрессий.

Идеология раскола

Несмотря на гонения и репрессивные меры, движение старообрядцев не прекратилось, а наоборот, захватывало всю территорию российского государства. Тогда церковь пошла на крайнюю меру. На православном Соборе, в середине 17 века все, кто исповедует древнюю веру, были отлучены от лона церкви и преданы церковному проклятию – анафеме. Тогда же, были официально приняты новые обрядовые действия и изданы новые богослужебные книги.

Самым негативным в церковной реформе было то, что всё исконно русское, связанное с многовековой историей России, подлежало безжалостному уничтожению.

Главные итоги церковного раскола

Итоги и последствия реформ были крайне негативными. Вместо того чтобы сплотить население страны, всё закончилось настоящей религиозной войной. По всей России вспыхивали народные волнения, которые активно поддерживались всеми слоями населения. Никониане продолжали применять жёсткие меры, но это только усиливало неприятие новой веры.

Купол церкви

В результате проведения церковной реформы в России произошли следующие изменения:

  1. Религиозный раскол между поборниками старообрядчества и тех, кто принял новую веру, стал национальной трагедией. Фактически весь русский народ разделился на два непримиримых лагеря. После того, как староверы были признаны еретиками и преданы анафеме, гонения на них усилились.
  2. Впервые в русском государстве возникла вражда на религиозной почве, что разрушило многовековое единство русского народа.
  3. В управлении государством, церковная власть отошла на второе место, уступив светской власти. Царь, а не патриарх был объявлен защитником всех православных. Важные церковные вопросы стали решаться государственными органами. Позже, патриаршество в России было полностью упразднено.
  4. Русская православная церковь стала активно налаживать связи с другими странами.

Старообрядческое движение позволило сохранить уникальные иконы и книги дореформенного периода. Кроме того староверам удалось сберечь огромный пласт древнерусской культуры. Это традиции древней иконописи, церковного уникального пения и обрядовых действий. Приверженцы патриарха Никона стремились всё уничтожить, но многое удалось сохранить.

Литература:

  • Богданов А.П. «Патриарх Никон и раскол Русской церкви»
  • Крамер А.В. «Раскол русской церкви в середине XVII века».
Раскол русской православной церкви в 17 веке

Никоновская реформа, а также радикальная деятельность царя, его позиция, ужесточившаяся к 1666 году, привели к тому, что страна оказалась на грани религиозной войны. Большое количество как лиц духовного звания, так и простых людей не поддержали реформу.

Еще в 1651-1652 годах Никон сталкивался с проявлением неповиновения со стороны лиц духовного звания. Священники отказывались от единогласия и от принятия новоизданных церковных книг. Ярым противником Никона стал его оппонент еще по «Кружку ревнителей древнего благочестия» протопоп Аввакум. У него было достаточно сторонников: священников, аристократов-бояр, служилых людей-дворян, посадских людей и крестьян.

В 1653 году Аввакум оказался в заточении в Андрониевском монастыре Тобольска. От смертной казни, на которой настаивал Никон, его спас царь Алексей Михайлович. Через три года гонениям подвергся соратник Аввакума и еще один противник реформ епископ Павел Коломенский. Он был сослан в Хутынский монастырь, где и был убит.

Интересно, что Раскол как церковное явление проявился ярче уже после ухода Никона с патриаршей кафедры. Лидеры старообрядцев хотели воспользоваться периодом междупатриаршества, чтобы вернуть себе утраченные позиции, но только ополчили против себя как часть нового духовенства, так и светские власти. В итоге, произошло ужесточение государственной политики в отношении раскольников.  И так как это произошло уже после опалы Никона, можно сделать вывод о том, что патриарх «подвел» РПЦ к расколу, но в гонениях на раскольников участия не принимал.

В дальнейшем события складывались следующим образом

  • вспыхнуло восстание в Соловецком монастыре, которое привело к его длительной осаде (только в 1676 году удалось заставить братию повиноваться центральным властям);
  • происходили столкновения церковной и светской власти с представителями отдельных влиятельных боярских родов – сторонников старообрядцев (так, была отправлена в ссылку, а затем казнена боярыня Ф. Морозова);
  • был казнен Аввакум (1682 год), и в этом же году вспыхнуло восстание стрельцов-старообрядцев, которое в историографии получило название Хованщины.

На протяжении длительного времени, несмотря на принятие различных законов о веротерпимости, старообрядцев преследовали. Раскол не был преодолен до конца даже в период правления Николая II. Только железная воля светских властей не допустила погружения страны в хаос религиозных воин.

Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
4
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий