История России - РусИстори

Патриарх московский Филарет

Филарет патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев) – политический и церковный деятель времен Смуты, племянник московской царицы Анастасии Романовой, двоюродный брат последнего московского Калитича Федора Иоанновича, отец Михаила Федоровича Романова. Согласно официальной биографии – фактический правитель Московского государства и глава Русской православной церкви с 1619 по 1633 год.

Митрополит Филарет (Федор Никитич Романов)

Митрополит Филарет (Федор Никитич Романов)

Происхождение Филарета

Историки считают, что первые представители семьи Романовых прибыли в Москву в начале XIV века либо «из Немец» (Пруссии), либо из Новгорода Великого, либо из Костромы. Фамилия рода неоднократно изменялась согласно существовавшей традиции давать боярам и детям боярским личные прозвища или именовать их «по отцу».  Геральдическое древо патриарха Московского выглядит следующим образом.

Андрей КобылаАндрей Иванович Романов кобыла — Первый достоверно известный предок Романовых, служивший московскому князю Симеону Гордому, сватавший за него тверскую княжну Марию Александровну. По Русскому гербовнику 1797 года род «восходит» к легендарному прусскому королю Видевуту. Отец Андрея Гланда Камбилла прибыл в Новгород Великий во времена княжения там Александра Невского, спасаясь от рыцарей Тевтонского ордена. Он принял православное крещение с именем Иван (или Александр), а его сын получил прозвище «Кобыла» (легенда оспаривалась многими видными историками, но факт жизни и службы предков Романовых в Новгороде ни кем из них не отрицался)
Федор Кошка — Младший сын Андрея, боярин, служивший великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому как дипломат и воевода (управлял Москвой во время отъездов князя), возможно, воспитатель Василия Дмитриевича, пользовавшийся его доверием.
Иван Федорович Кошкин — Один из сыновей Федора, «ближник» Василия I, его советник и казначей
Захарий Иванович Кошкин — Младший сын Ивана, московский боярин, возможно, участник последней княжеской усобицы во время правления Василия II Темного.
Юрий Захарьевич Кошкин — Воевода Ивана III, член Боярской Думы; при нем фамилия семьи меняется из-за необходимости противопоставить ее другим представителям рода Кошкиных
Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев + Иулиана Ивановна — Боярин, член Боярской Думы, окольничий при Василии III;  его родной брат Михаил был, согласно завещанию великого князя, членом регентского совета при малолетнем Иване IV и его матери Елене ГлинскойРоман Юрьевич Захарьин-Юрьев + Иулиана Ивановна
Анастасия Романова — Первая жена Ивана IV Грозного Никита Романович + Евдокия Александровна Горбатая — Окольничий, боярин, дипломат, воевода своего шурина Ивана IV. Участник Ливонской войны, защитник южных рубежей Московского царства от ногайцев и крымцев. Член регентского совета при Федора Иоанновиче
Федор Иванович (последний московский царь из династии Калиты) Федор Никитич Романов

Историки связывают возвышение рода не только с браком Анастасии и Ивана IV, но и с женитьбой Никиты Романовича, отца Филарета, на дочери боярина А. Б. Горбатого-Шуйского (Суздальского) Евдокии Александровне. Горбатые-Шуйские «восходили» по прямой мужской линии к суздальским Рюриковичам, потомкам Андрея Ярославича, младшего брата Александра Невского. Этот факт, а также близкое родство с последним царем из династии московских Рюриковичей Федором Иоанновичем, дали Романовым право претендовать на московский престол в 1613 году.

царь В. Шуйский и царь М. Романов

Интересно. Андрей Кобыла был родоначальником не только Романовых, но и Шуйских. Таким образом, царь В. Шуйский и царь М. Романов приходились друг другу дальним родственникам.

Начало службы

Федор Романович родился между 1553-1554 годом.

Интересно. Год рождения Федора Никитича точно неизвестен. Поэтому до сих пор ведутся споры о том, кто была его мать. Есть версия, что он был рожден от В. И. Ховриной, первой жены его отца. Но Романовым было выгодно считать своей прародительницей Евдокию Александровну, так как таким образом они связывали себя с Рюриковичами.

Федор получил хорошее образование, слыл эрудитом, великолепным наездником и щеголем. Служить он начал при Федоре Иоанновиче в качестве дипломата: ездил в Литву и был принят Л. Сапегой. В 1585 году, сразу после смерти отца, он получил чин боярина и стал нижегородским, а потом псковским наместником. В конце царствования своего двоюродного брата Федор Никитич был главным дворовым воеводой, переговорщиком с иностранными послами и считался одним из руководителей ближней царской думы.

В 1585 году Федор Никитич женился на дворянке Ксении Ивановне Шестовой, которая была родом из Костромы. Возможно, ее семья была связана с ярославским Рюриковичами, но этот факт до сих пор не доказан. До 1599 года у супругов родилось шестеро детей, но выжило только двое: Татьяна и Михаил.

Насильственное пострижение и ссылка в монастырь

В 1584 году отец Федора Никита Романович сильно заболел. Понимая, что его ждет смерть, он заставил Б. Годунова поклясться, что его дети будут в безопасности. Борис Федорович клятву дал, но уже тогда он понимал, что, скорее всего, Романовы, как ближайшие родственники царя, станут его соперниками.

Интересно. В последующие годы Романовы и Годуновы укрепили свою связь: сестра Федора Никитича Ирина вышла замуж за родственника Бориса Федоровича И. И. Годунова. Но это не спасло Романовых от опалы. А вот Ивана Ивановича спасло: он был помилован Лжедмитрием I именно из-за родства с Федором Никитичем.

После смерти Федора Иоанновича многие считали Феодора Никитича законным преемником престола. По Москве ходили слухи, что перед смертью последний Калитич прямо назначил его своим преемником. Борис Годунов ссылался на народное избрание и дал Романову клятву, что он будет участвовать в государственном управлении. Были ли у самого Феодора Никитича планы на воцарение, неизвестно, но, как бы то ни было, он подписался под избирательной грамотой Годунова.

Царь Борис Федорович Годунов

В 1600 году почти все Романовы подверглись опале. Новый царь боялся возможного политического соперничества. По навету Борисом Годуновым в 1601 году был арестован и Федор Никитич. Он был отправлен в Сийский мужской монастырь, где был пострижен в монахи и получил имя Филарет. Ксения Ивановна также была арестована и сослана в Заонежье на Толвуйский погост. Там она также была насильно пострижена в монахини и получила имя Марфа. Михаила и Татьяну тайно вывела из Москвы их тетка М. Н. Черкасская и они оказались в селе Клин близ Юрьева (Белоозерский край).

Интересно. Насильственное пострижение Филарета было не случайным: принявший постриг не мог претендовать на престол. Именно это и нужно было Б. Годунову.

Епископ Ростовский и «тушинский патриарх»

В 1605 году Филарет был возвращен из ссылки, принят Лжедмитрием I как родственник и назначен митрополитом Ростовским. Впрочем, в Ростове он бывал редко, предпочитая жить в Москве. Свой пост он сохранил и при В. Шуйском, который использовал своего дальнего родственникам как дипломата и переговорщика с тушинцами, а также воспользовался его услугами при пересмотре угличского дела.

Лжедмитрий I и Лжедмитрий II

В 1608 году Лжедмитрий II фактически пленил Филарета (его схватили прямо в ростовской церкви солдаты, посланные Л. Сапегой) и сделал его «нареченным патриархом», как бы подчеркивая свое «родство» с ним. Филарет хорошо играл свою роль в тушинском лагере, но сам всегда считал себя пленником и патриарший сан не принял, тем более, что еще был жив патриарх Гермоген, который всегда хорошо отзывался о ростовском митрополите.

Великое посольство 1611 года и плен

В 1610 году Филарет был освобожден из тушинского плена и отправлен гетманом С. Жолкевским к Сигизмунду III (так называемое Великое посольство 1611 года; всего к польскому королю под Смоленск «отъехало» сто двадцать человек). С Филаретом отправились такие известные люди, как:

  • князь В. В. Голицын;
  • князь Д. И. Мезецкой;
  • Авраамий Палицын и другие.

Послы должны были договориться об условиях воцарения в Москве королевича Владислава, сына Сигизмунда. Филарет был не против его кандидатуры, но настаивал на переходе королевича в православие. Так как этот переход был неприемлем, договор был составлен без этого пункта, и Филарет отказался подписать его. После этого он был арестован и отправлен в Польшу. В Варшаве его содержали в доме Л. Сапеги вместе со смоленским воеводой М. Б. Шеиным, с которым они крепко подружились.

Патриарх Филарет Никитич

Филарет находился в польском плену во время освобождения Москвы от поляков, во время работы Земского собора, во время избрания его сына Михаила новым русским царем. Во время работы Земского собора 1613 года казаки, вероятно послушав кого-то из бояр, выдвинули предложение сделать новым царем Федора Никитича Романова, а потом заменили его кандидатуру на его же сына. Именно казачество, пригрозившее боярам новой Смутой в случае избрания иностранца или затягивания процесса выборов, сыграло решающую роль в избрании Михаила Романова. Недаром польский полководец Л. Сапега, рассказывая Филарету о восшествии его сына на престол, упомянул: «Посадили сына твоего на Московское государство одни казаки донцы».

Интересно. Когда посол Желябужский, посланный Михаилом Федоровичем, встретился с Филаретом в Польше, последний упрекнул земство в том, что его сын был выбран на царство без его согласия.

Патриарх Московский

По условиям Деулинского перемирия 1618 года военнопленных возвращали в свои государства 1 марта 1619 года. Удалось добиться возвращения митрополита Филарета, воеводы М. Б. Шеина, князя В. В. Голицына и дьяка Т. Луговского, хотя Польша оттягивала передачу этих заложников до июня, желая сохранить рычаг влияния на Москву. Под Вязьмой, где должен был состояться обмен военнопленными, А. Гансевский, говоря о том, что с поляками в Москве плохо обращались и из-за этого передача митрополита Филарета невозможна, хотел «выторговать» дополнительные территории, но бояре-послы ответили ему категорическим отказом, ссылаясь на приказ царя. Их непоколебимость поставила польского посланника в тупик, и он вынужден был передать Филарета Романова Москве. Будущего патриарха обменяли на польского полковника Струся.

Фёдор Никитич Романов Филарет

Филарет прибыл в столицу 14 июня, а 24-го был интернирован как патриарх Московский Феофаном III, патриархом Иерусалима.

Политическая деятельность

После возвращения из польского плена в 1619 году и вплоть до своей смерти патриарх был соправителем своего сына и фактически руководил внутренней и внешней политикой государства. Именно «Великому государю Филарету Никитичу» пришлось заниматься восстановлением разоренного Смутой государства. Он созвал Земский Собор, на котором был поставлен принципиальный вопрос: «чем Московскому государству полниться и устроить так…чтобы пришло все в достоинство».

За годы фактического двоевластия Филарет развил бурную деятельность. Если кратко, то он:

  • укрепил центральную власть, назначая «на места» воевод и старост;
  • учредил особую канцелярию для рассмотрения жалоб и челобитных от простых людей;
  • инициировал реорганизацию русской армии по европейскому образцу;
  • покровительствовал развитию торговли и промышленного производства.

При Филарете начала издаваться первая русская газета «Вестовые письма», получила развитие светская живопись, в Москве появилась Немецкая слобода, где жили иностранные специалисты, привлеченные на русскую службу.

Церковные реформы

Сразу после возвращения патриарх инициировал созыв двух Церковных Соборов:

  • 1619 год – были оправданы «справщики» церковных текстов, ранее обвиненные в ереси, в том числе и настоятель Троице-Сергиевой Лавры Дионисий;
  • 1620 год – было установлено правило «вводить» в православие иноверцев только через крещение, а не миропомазание (в этом вопросе Филарет поддержал умершего патриарха Гермогена, который настаивал только на крещении католиков).

В следующие года Филарет занимался устройством Патриаршего Двора и Патриаршей области, церковными реформами. Он

  • провел полную опись движимого и недвижимого церковного имущества;
  • разобрал жалованные грамоты монастырям и провел учет земельных вкладов, приведя в порядок церковное землевладение;
  • учредил Приказы (по примеру государственных), ведавшие всеми вопросами церковной жизни;
  • создал новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады;
  • получил право суда над духовным и светским населением патриарших земель;
  • учредил несколько новых епархий в Сибири;
  • инициировал канонизации нескольких святых;
  • возобновил дипломатические отношения с греческой и другими восточными православными церквами

Патриаршество при Филарете стало полностью автономным институтом, но, при этом, очень влиятельным.

Купол церкви

Интересно. При патриархе Филарете русские земли обрели важную христианскую реликвию – ризу Господню. Ее преподнес в дар персидский шах Аббас I.

Книгопечатание

Патриарх возродил московское книгопечатание, восстановив Московскую Типографию, которая была открыта еще Иваном Грозным. В ней печатались в основном церковные тексты, отредактированные и исправленные специальными комиссиями, но и их было много. Книги по себестоимости или бесплатно распространялись по церквам и монастырям.

Забота об образовании

Филарет был очень образованным человеком, знал несколько языков, включая английский и латынь. Известно, что им была разработана «тайнопись», т. е. шифр, для дипломатических бумаг. Понятно, что он, несмотря на строгое отношение к мирской жизни (запретил кулачные бои, «развратные скопища», четверобрачия, некоторые языческие обряды, такие как кликания коляды, овсеню), заботился о распространении образования, о «насаждении» школ. Филарет призывал к учреждению училищ при архиерейских домах, основал в Чудовом монастыре греко-латинское училище. В 1632 году приехавший посланец александрийского патриарха Иосиф был оставлен патриархом в Москве для устройства греческой школы.

Главные заслуги Филарета

Патриарх Филарет умер 1 октября 1633 года на восьмидесятом году жизни. Он сыграл важную роль в восстановлении политического, экономического и социального порядка в Московском государстве после Смуты. Также он укрепил институт патриаршества, фактически «подготовив почву» для дальнейших, никонианских событий.

Историография.

  1. Костомаров Н. И. Филарет Никитич Романов, 1912 год.
  2. Морозова Л. Е. Смута начала ХVІІ века глазами современников, 2000 год.
  3. Морозова Л. Е. Смута: ее герои, участники, жертвы, 2004 год.
  4. Солодкин Я. Г. Филарет (в миру Федор Никитич Романов-Юрьев), 2004 год.
Патриарх московский Филарет
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
3
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий