История России - РусИстори

Кунсткамера при Петре I — первый музей России

Открытие Кунсткамеры при Петре I стало важным событием для отечественной науки. Что собой представляла основанная Петром Кунсткамера? Фактически это был первый музей, организованный и открытый в России императором Петром Первым в 1714 году.

Музей Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Интересно. В начале XVIII века вновь созданную Кунсткамеру еще называли «Кабинетом редкостей» из-за того, что Петр Алексеевич, как и многие правители Западной Европы, увлекался собранием редкостей и аномалий, в том числе и анатомических, хотя в переводе с немецкого «Kunstkammer» означает «комната искусства».

Во время Великого посольства у Петра I появилось много идей о реорганизации и реформировании России. На страницах путевого дневника императора за 1697 год появилась запись о «зело дивных», «кумтах», то есть «кабинетов редкостей» Голландии и Англии. Петр Алексеевич был впечатлен, а после знакомства с анатомической наукой, начал покупать целые коллекции разных предметов и книг. Эти коллекции отправлялись в Москву, оформлялись на первое время в так называемый «государев кабинет», который стал основой Кунсткамеры.

Открытие кунсткамеры

После начала строительства Санкт-Петербурга Петр Великий приказал перевести «государев кабинет» в новую столицу, в Летний дворец. В 1714 году коллекция, разместившаяся в людских комнатах, получила название Кунсткамеры. Именно этот год считается датой основания музея, именно в это время он начал свою историю. В 1719 году коллекция стала доступна для публики. Петр Алексеевич отверг идею о входной плате и стал раздавать всем посещающим Кунсткамеру бесплатное угощение: чай, рюмку водки, сладости. На это из казны ежегодно выделялось около 400 рублей. Почему Петр I раздавал угощения посетителям? Таким образом он пытался привлечь их внимание к новому музею.

Музей Кунсткамера

В это время надзор и общее руководство Кунсткамерой осуществлял лейб-медик Р. К. Арескин, позже общее руководство было передано главе АН Л. Блюментросту. К этому моменту музей фактически становится ее научной площадкой. Сюда приезжали ученые со всей Европы, чтобы изучать экспонаты и расширять базу для своих исследований.

Интересно. В 1717 году государь приобрел для Санкт-Петербургской Кунсткамеры собрание А. Себы. Переписка с этим коллекционером шла давно, а покупка стала толчком к постоянному пополнению и расширению коллекции музея.

Строительство отдельно здания и его архитектура

Из Летнего дворца расширившуюся коллекцию перевезли сначала в палаты А. В. Кикина, а в 1717 году началось строительство нового здания на Стрелке Васильевского острова.

Интересно. Существует легенда, что место для строительства было выбрано лично императором: прогуливаясь по берегу Невы, он увидел необычную сосну, окруженную кольцами из собственных веток. Петр Алексеевич приказал срубить дерево и на месте, где оно росло, начать строительство Кунсткамеры.

Строительство в первой половине XVIII века

Близкий друг и соратник Петра Алексеевича Я. Брюс писал о том, что проект симметричного здания с башней был готов уже в 1716 году. Его автором стал А. Шлютер. Кунсткамера должна была занять восточное крыло, а центральную часть с башней и западное крыло заняли бы учреждения Академии Наук.

Петр 1 в Петербурге в 1714 году Кунсткамера

Архитекторами ансамбля в стиле классического петровского барокко выступили:

  • Г. И. Маттернови (начал работу в 1718 году после смерти А. Шлютера и по его проектам);
  • Г. Кьявери (продолжил работу после Г. Маттернови, переделал башню, спроектировал западную лестницу и большой зал с двухуровневой колоннадой);
  • Н. Ф. Гребель (спроектировал новую крышу и башню, более высокую, с куполом);
  • Х. ван Болес (непосредственно занимался возведением купола);
  • М. Г. Земцов (работал в 1727-1734 годах; оформил внутренние интерьеры, закончил внешнее убранство).

Интересно. М. Г. Земцов не учился за границей – он являлся ярким представителем «русской архитектурной школы». Считается, что Кунсткамера приобрела свой окончательный вид именно благодаря ему: им была достроена башня, расположены статуи по фасаду и внутренним нишам, закончены волюты боковых павильонов.

Петр I так и не увидел полностью построенного здания. Первую часть коллекции перевезли туда только в 1726 году уже по приказу Екатерины I, хотя и на тот момент здание еще не было достроено.

Строительство во второй половине XVIII – XIX веках

В 1734 году строительство музея было завершено, но в 1747-ом произошел пожар, который уничтожил башню. Она была реконструирована; во второй половине XVIII – начале XIX веков продолжалась отделка здания: оно было украшено скульптурами, бюстами и медальонами (скульптор М. П. Павлов), а также росписями (художник Ф. Рихтер).

Кунсткамера

В 1755-1758 годах работами занимался С. И. Чевакинский. В это время он построил академические мастерские и перестроил пострадавшую от пожара часть здания.

Свой окончательный вид Кунсткамера приобрела в начале XIX века при Р. Р. Марфельде. Именно он перестраивал здание для нужд вновь организованных музеев Академии Наук.

Экспозиция музея

Началом экспозиции Кунсткамеры стали покупки, сделанные Петром Первым во время Великого посольства, и покупки в 1717 году коллекций редкостей Ф. Рюйша и А. Себы.

Интересно. Ф. Рюйш формировал свою коллекцию около 50 лет; продать ее согласился только русскому государю, веря, что он сможет ее сохранить. Петр Первый приобрел коллекцию, которую впервые увидел в Амстердаме во время Великого посольства, за тридцать тысяч гульденов. Наиболее интересным предметом ее был детский скелет с двумя головами (в XVII-XVIII веках о сиамских близнецах еще, естественно, ничего не знали).

Начало собственной коллекции

В 1718 году император издал такой приказ: собирать анатомические и иного вида редкости со всех губерний России. Его особенно интересовало «все, что зело старо и необычно»: оружие, одежда, инструменты. В северную столицу привозили минералы, драгоценные камни, петроглифы, раковины, чучела необычных зверей, коллекции бабочек и прочее. Все это оформлялось и представлялось публике.

Кунсткамера при Петре 1

Кстати, согласно этому указу, за любые находки полагалось вознаграждение, а за сознательную утайку «редкостей» вводились штрафы.

В 1720 году в распоряжение музея была передана коллекция Д. Г. Мессершмидта, путешественника и этнографа, изучавшего народы Сибири. В 30-ых годах в Кунсткамеру передали собрание инструментов и механизмов Я. Брюса и коллекции, собранные во время Камчатской экспедиции 1733-1743 годов.

Интересно. В 40-ых годах XVIII века началась работа по каталогизации экспонатов музея. Было выпущено несколько путеводителей на русском и латинском языках.

Коллекция в XIX веке

Коллекция Кунсткамеры очень быстро росла, а в 1830 году она была разделена на отдельные музеи.

Экспозиции этих музеев рассказывали о биологических особенностях развития и материальной культуре народов, проживавших на территориях от Японии до Африки, от Америки, Северной и Южной, до Китая. Экспонаты привозились из экспедиций, покупались на средства, выделенные из государственной казны. Особенно значительно коллекция Кунсткамеры пополнилась во время царствования Екатерины II, хотя и другие Романовы внесли весомый вклад в расширение экспозиции: великая княгиня Елена Павловна передала музею знаменитую астролябию фламандца Г. Арсениуса, а Николай II привез много уникальных предметов из своего заграничного и дальневосточного путешествия.

В настоящее время раннюю историю музея освещают несколько экспозиций. В них представлены инструменты, собранные Петром I и его преемниками. Глобус-планетарий был приобретен императором ещё в 1713 году и весил более трех с половиной тонн. В 1747 году он сгорел, но его удалось реставрировать по старым чертежам. Остальные инструменты и приборы, в том числе ньютоновская труба, труба Доллона, зрительная труба Ломоносова, с помощью которой он наблюдал за Венерой, астрономические часы, идеально сохранились до нашего времени. Также до нашего времени дошла уникальная китайская механическая игрушка из янтаря и слоновой кости, купленная русским посланником Л. В. Измайловым в Китае в 1720 году – «ладья небесная».

Интересно. Во времена Петра Алексеевича в коллекции Кунсткамеры были и так называемые «живые экспонаты». При музее жили карлики, люди-гиганты, необычные животные. Например, известно, что некий карлик по имени Федор Игнатьев прожил при музее более шестнадцати лет.

Знаменитые сотрудники

Кунсткамера на протяжении XVIII-XIX веков работала как музей и как научный центр. В ее стенах трудились:

  • М. В. Ломоносов;
  • А. Эйлер;
  • Г. В. Крафт;
  • Ф. Х. Майер.

Все эти ученые стали основоположниками российской академической науки. Их работа дала начало дальнейшим исследованиям в области химии, физики, астрономии, математики.

Историография:

  1. Ключевский В. О. Курс истории России, М.: 1988 год.
  2. Радзюн А. Б. К истории анатомических коллекций Кунсткамеры, СПб.: 1996 год.
  3. Фоккеродт И. Г. Россия при Петре Первом, М.: 2000 год.
Кунсткамера при Петре I — первый музей России
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
1
1
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий