История России

Крестоцеловальная запись Василия Шуйского

Клятва, данная при целовании креста, является одним из важнейших актов в древнерусском обществе, а потому каждая подобная клятва является объектом споров и обсуждений. Сама по себе процедура принесения клятвы на кресте менялась по мере развития истории Руси, а потому в различные эпохи этот процесс происходил по-разному.

Крестоцеловальная запись Василия Шуйского

Государством использовался этот акт, чтобы повысить собственную легитимность в глазах поданных, показывая, что в руках государя не только светская, но и духовная власть. Такая традиция сохранялась вплоть до 18 века. Одним из самых известных и спорных подобных актов является крестоцеловальная запись Шуйского, появившаяся в мае 1606 года, когда он был провозглашён русским царём.

Эта запись представляет собой документ, в котором содержатся принципы и обещания, согласно которым Василий Шуйский обещал руководить государством. Документ назван так, поскольку при его составлении царь поцеловал крест, на котором он клялся, что будет соблюдать каждый пункт записи. Как только это произошло, запись была разослана по всем уголкам Русского царства.

По своей структуре документ состоял из двух частей:

  • В первой Василий Шуйский обосновывал свои права на царский трон;
  • Во второй приводились его обещания и клятвы.

Василий Шуйский крестоцеловальная клятва

Так, значение крестоцеловальной записи Василия Шуйского велико, ведь она остаётся важным историческим источником, поскольку этот документ стал одной из первых попыток ограничить власть царя.

Интересно: Крестоцеловальные надписи приносили не только государственные деятели, но также служивые люди и казаки. Как правило, в ней человек клялся в верности правящему царю, сопровождая это целованием креста и перечнем обещаний и обязанностей перед государством.

Содержание крестоцеловальной записи

Чтобы в полной мере оценить значение и вклад крестоцеловальной записи в отечественной историографии, посвящённой обществу России XVII века, необходимо проанализировать её содержание.

Начинается документ с вводной части, в которой даётся краткая информация о конкретных достижениях царя. То есть, автор текста даёт представление читателям о том, кем является Василий Шуйский. В том числе там упоминается его родословная, доказывающая, что он является потомком Рюриковичей, а именно Суздальской ветви династии. Стоит отметить, что в документе упоминается образ Александра Невского, подчёркивая, что он является предком самого царя.

Крестоцеловальная грамота Василия Шуйского

Основная часть текста касается обещаний, данных царём своим поданным. Так, он обязуется защищать родственников и близких людей обвиняемых на суде. Таким образом, если член семьи обвиняемого не имеет причастности к судебному процессу, то он не должен никак к этому привлекаться. Также упоминается, что каждое расследование должно проводиться последовательно и тщательно, чтобы избежать наговоров, клеветы, ложных доносов и соответственно несправедливых приговоров. Особого внимания заслуживает пункт, согласно которому царский суд должен проводиться с боярами.

В конце документа упоминаются те, для кого эта клятва предназначена, а именно православные христиане. Кроме того, он содержит краткое описание предыдущих пунктов: справедливый и праведный суд, не допущение опалы, и защита невинных от судебного произвола. Здесь необходимо отметить, что именно в этой части текста отсутствуют упоминания о боярах, что позволяет сделать вывод, что упоминание боярства в начале документа могло быть лишь формальностью, дающей ложное представление о каком-либо авторитете боярских родов в государственных делах.

Споры о крестоцеловальной записи

До сих пор среди историков продолжаются споры о том, является ли этот документ ограничителем царской власти, или же наоборот, он закреплял самодержавие Василия Шуйского. Первая точка зрения ярче всего представлена историком Ключевским. В своих работах он излагает теорию, согласно которой при венчании на царство Шуйский должен был пойти на сотрудничество с Земским собором, а потому во многом от них зависел. Среди боярских кланов росло недоверие к царской власти, и устранить это он мог, только согласившись на ограничение собственной власти. Таким образом, можно предположить,  что запись служила именно этой цели.

Другая точка зрения представлена исследованиями историка Сергея Платонова, высказавшего предположение, что документ отнюдь не является способом ограничения власти государя, а скорее наоборот, он подтверждал права Шуйского на полную власть на царском престоле. Согласно этой трактовке Василий Шуйский дал крестоцеловальную клятву, чтобы создать в народе образ справедливого и честного царя.

Царь Василий Шуйский

Царь Василий Шуйский

Он должен быть благородным, но в то же время у него должна была быть вся полнота власти. Таким образом, крестоцеловальная запись является не сколько договором между боярами и Шуйским, сколько манифестом, в котором выражались интересы царя и его окружения. Но благодаря своему происхождению, Шуйский не только возвращал престол Рюриковичам, но ещё и успокоил опасения знати, заверив, что больше никакого произвола со стороны государства не будет.

Можно с уверенностью предположить, что сама по себе крестоцеловальная запись является одним из последствий изменившейся политической системы Русского царства в начале 17 века. Понимая, что его власть не может опираться на одни лишь традиции, он ищет легитимности и поддержки со стороны поданных, будучи избранным на всенародном собрании. Поэтому ему необходимо заверить, как знать, так и простых людей в том, что он будет хорошим и справедливым государем.

Таким образом, всего присутствуют две точки зрения историков на этот документ:

  1. Крестоцеловальная запись является договором между боярством и царём, где последний соглашается на ослабление своей власти ради их поддержки.
  2. Документ закрепляет личную власть царя, создавая образ самодержавного и честного монарха. Никакой речи об ограничениях полномочий царя не идёт.

Историческое значение

Царь Василий Шуйский

Царь Василий Шуйский

Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал перед тем, как взошёл на русский престол, оказалась важным явлением русской политической культуры. Она оказала огромное влияние на развитие российского государства, а также стала предметом споров, как среди очевидцев, так и среди современных историков. Она показывает, в каком положении тогда находилась фигура государя, что ему было необходимо для удержания власти, а также то, какие главные проблемы вставали перед русским обществом того времени.

Согласно одной точке зрения запись является доказательством ослабления царя, а с другой, она наоборот закрепляла его власть. Как бы то ни было, этот документ является важным литературным памятником той эпохи, показывая, что политический механизм за последнее столетие изменился, требуя от царя завоевать доверие подданных. Кроме того, нельзя не отметить, что в тексте важную роль играют доказательства легитимности Шуйского, что доказывает шаткость его положения, если у него была необходимость в подобном документе.

По мере развития российского государства отношение общества к этой записи менялась. Например, хоть обычные клятвы и обещания порицались в Библии, сама по себе клятва, данная на кресте, считалась богоугодной, если она была честной. Так, по мнению одних это было грехом, поскольку царь не сдержал эту клятву, в то время как другая часть населения благосклонно приняла эту запись. Само по себе целование креста доказывало серьёзность намерений царя в глазах подданных. Из этого можно сделать вывод, что документ всё же существенно помог Шуйскому закрепиться на царском престоле.

Интересно: Хоть в крестоцеловальной записи и содержатся обещания боярам и Земскому собору, эти клятвы так и не были соблюдены. После того, как была принесена клятва, начались гонения, и преследования на неугодных царю людей, в том числе и на знатнейших бояр. Есть точка зрения, согласно которой именно нарушение крестоцеловальной записи и стало причиной снижения легитимности Шуйского, а, следовательно, и его дальнейшего падения.

Последствия крестоцеловальной записи для русской истории и культуры:

  • Это была одна из первых попыток ограничения власти монарха
  • Гарантия законности и справедливости судебного процесса
  • Закрепление положения боярских кланов, в том числе и рода самого Шуйского
  • Одна только эта запись стала предметом дискуссии о положении царской власти в начале XVII века

Список литературы:

  1. Ключевский В.О. Сочинения. В 9-ти т. Т. 3. Курс русской истории.
  2. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время.
Крестоцеловальная запись Василия Шуйского
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Диана
19.04.2022

Помогите выписать кресто-целовальную запись. 7 класс

Добавить комментарий