Кабинет министров Анны Иоанновны – новый орган государственной власти с самыми широкими полномочиям (в эпоху дворцовых переворотов его появление было вполне объяснимо). Его учреждение стало логичным завершением истории с Верховным тайным советом и ознаменовало тот факт, что вокруг новой императрицы наконец сложился круг доверенных лиц.
Учреждение Кабинета министров
Анна Иоанновна, как и двое ее предшественников, не имела четкого представления о том, как грамотно управлять Империей, доставшейся ей, можно сказать, случайно. Еще в первые месяцы ее царствования около нее сложился небольшой кружок, который можно назвать ее личным секретариатом. Руководил всеми делами этого негласного властного учреждения А. И. Остерман.
В соответствии с указом от 26 октября 1731 года этот «секретариат» был преобразован в Кабинет министров, который и занялся фактически управлением государства и разбором текущих дел. Создала его Анна Иоанновна, ориентируясь на работу Верховного тайного совета.
Причины учреждения Кабинета
Можно выделить объективные причины учреждения Кабинета:
- усложнение функционала императора (императрицы) в постреформенный период;
- потребности российской абсолютистской системы в логическом завершении бюрократической пирамиды
Состав Кабинета
В состав Кабинета попеременно вошли все приближенные Анны Иоанновны, кроме Э. Бирона: А. Остерман, А. Черкасский, Г. Головкин (в 1731 году именно эти трое стали первыми кабинет-министрами), П. Ягужинский, А. Волынский (как протеже Бирона), А. Бестужев-Рюмин (также ставленник Э. Бирона и будущий вице-канцлер Российской Империи), Б. Миних, М. Головкин (эти люди стали поочередно занимать должность второго, третьего, четвертого кабинет-министра после смерти Г. Головкина).
Официально Кабинет состоял из трех кабинет-министров; в некоторые года только из двух (только один раз при Анне Иоанновне состав кабинета министров был расширен до четырех человек). Постоянными его членами были только А. И. Остерман и князь А. Черкасский, который позже стал канцлером Империи.
Полномочия и компетенция Кабинета
Можно сказать, что Кабинет министров с 1735 года фактически являлся тем же самым Верховным тайным советом: подписи трех кабинет-министров с этого времени приравнивались к подписи самой императрицы (также кабинет-министры получали право издавать собственные указы и рескрипты). То есть это был уже и орган исполнительной, и орган законодательной власти.
На рассмотрение Кабинета министров поступали все дела, касающиеся важных вопросов жизнедеятельности государства:
- объявление войны и заключение мира;
- содержание и реформы армии и флота;
- введение новых налогов и сборов;
- реформы органов государственной власти.
Кабинет не заменял собой Сенат и Синод, как это было во времена Верховного тайного совета, хотя сенаторы и члены духовной коллегии работали совместно с министрами и были им подконтрольны. Также кабинет-министры были ответственны за оглашение именных указов и резолюций императрицы.
Напрямую Кабинету министров подчинялись:
- Счётная кригс-комиссариатская комиссия,
- Счётная провиантская комиссия,
- Главная полицеймейстерская канцелярия,
- Военная коллегия,
- Камер-коллегия и ряд других учреждений.
Тайная канцелярия, которой руководил А. Ушаков, а также московская Контора тайных розыскных дел, управлявшаяся С. Салтыковым и учрежденная императрицей, также были напрямую подчинены Кабинету. Только наиболее важные дела рассматривала лично императрица.
Интересно. Говорить о том, что Анна Иоанновна полностью самоустранилась от исполнения своих прямых обязанностей после 1735 года некорректно. Кабинет-министры обязаны были докладывать императрице обо всем, что происходило в Сенате, Синоде и коллегиях. Императрица же лично, или же через своих доверенных лиц отправляла распоряжения Кабинету министров и требовала от чиновников их неукоснительного исполнения. Позднее для облегчения коммуникации между императрицей и данной властной структурой была введена должность кабинет-секретаря.
Историческое значение существования Кабинета министров
Кабинет министров не стал чем-то новым в истории становления российской управленческой системы. По сути, это был административный орган власти с широкими полномочиями, которые определялись связями его членов с семьей императрицы и Двором. В целом кабинет-министры были заняты рутинной управленческой работой, сосредоточив в своих руках все нити государственного управления.
Интересно. Практически все исследователи говорят, что на протяжении всего периода существования Кабинета ведущую роль в нем играл А. И. Остерман (фактически он и был тем, кто создал данный орган власти).
Упразднение Кабинета
Во время недолгого правления Ивана IV (уже при регентстве Анны Леопольдовны) Кабинет министров был модернизирован и разделен по инициативе Б.
Миниха на три департамента, каждый из которых имел своего главу и заведовал определенным кругом дел:
- Департамент по делам армии (Б. Миних);
- Департамент международных отношений и управления флотом (А. Остерман);
- Департамент внутренних дел (А. Черкасский и М. Головкин).
После четвертого, елизаветинского, дворцового переворота деятельность Кабинета министров была парализован, а в 1741 году данный орган власти прекратил свое существование, точнее, был преобразован в Личную канцелярию императрицы.