История России - РусИстори

Губернская реформа Петра I

Губернская реформа Петра 1 проводилась в связи с изменением всей государственной системы, которая ко времени правления Петра Алексеевича безнадёжно устарела. Она была призвана усовершенствовать систему административно-территориального деления России.

Губернская реформа Петра I

К тому же, армии и флоту были необходимы денежные вливания и пополнение кадров для того, чтобы успешно побеждать. Областная реформа Петра I состояла из двух этапов. В ходе первого этапа, который длился с 1708 по 1715 года в России были созданы губернии, во второй период (1718-1721 годы) он делил области на уезды и провинции.

Предпосылки

Идея о необходимости изменить старый уклад страны появилась у Петра Алексеевича после поездки в составе Великого посольства на Запад. Тогда Пётр Первый не имел чётких представлений о преобразовании государства, но желал достичь «европейского образа жизни».

Предпосылкой всех дальнейших государственных преобразований Петра I стала Северная война. Она усугубила потребность в переменах, которая возникла ещё в XVII в. По мнению Петра Алексеевича все преобразования делались для «достижения общего блага».

Администрация на местах не справлялась со своими обязанностями. Здесь случались недоборы рекрутов в действующую армию, на Дону и в Астрахани постоянно вспыхивали бунты, недобросовестно собирались налоги.

Кроме того, чтобы начать преобразование государства, необходимо было пересмотреть всю систему управления. Чем государь и занялся в 1711 году. Первым делом был учреждён Сенат.

Основные цели

29 декабря 1708 года царём был провозглашён указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов». Суть указа Петра Алексеевича сводилась к изменению деления территории России. Устаревшее деление страны на уезды менялось на более крупную административную единицу –губернию.

Задачей реформы 1708 года стало упорядочивание системы налогов и финансирования. Такой подход был продиктован необходимостью восполнить потребности армии.

Пётр первый вознамеривался разделить страну по областям. В каждой из них был поставлен наместник из его окружения. Проверенные люди обязаны были на местах собирать налоги и увеличивать набор рекрутов.

Петр 1 Алексеевич

Первыми губернаторами были люди из самого близкого окружения царя:

  • Голицыны;
  • Меншиков А. Д.;
  • Апраксины;
  • Стрешнев Т. И.;
  • Гагарин М. П.;
  • Салтыков П. С.

Для того, чтобы денежные и людские вливания происходили более добросовестно, царь собирался ввести систему наказаний и поощрений. За основу была взята шведская реформа, которая исключала части касавшиеся участия в управлении крестьян. Царь считал, что среди них нет «умных людей».

Содержание реформы

Указ от 29 декабря 1708 г. провозглашал о делении всей территории России на губернии. Царём назначался губернатор, возглавлявший подведомственную ему область. За ним закреплялась судебная и исполнительная власть. Сам же губернатор подчинялся царю, Сенату и коллегиям.

Губернии состояли из уездов и провинций. В них также устанавливались управляющие. Границы пяти приморских областей уходили вглубь страны. Это:

  • Ингерманландская;
  • Архангелогородская;
  • Астраханская;
  • Рижская;
  • Азовская.

Поэтому налоги с таких областей шли на содержание российского флота. Рекруты в случае надобности оправлялись в действующую армию.

Карта России при Петре 1 губернии

В Прибалтике, которая относилась к России, управление не изменилось. Губернаторы совершали общий надзор над Эстляндией и Лифляндией. Власть в этих государствах оставалась в ведомстве местных дворян.

На Украине правил гетман, в Калмыкии – хан, но военная власть находилась под началом губернаторов, которые жили в русских гарнизонах этих государств. В последствие на Украине учредили Малороссийскую коллегию.

С выходом в 1708 году указа Петра Великого о создании губернии, начался первый этап областной реформы. В дальнейшем правительство царя было вынуждено провести второй этап реформы.

Первый этап (1708-1715)

В ходе первого этапа предусматривалось распределение военных полков по областям. Согласно указу царя, каждая из них принимала определённую долю военного расхода и содержание военных сил.

В ходе первого этапа государство поделили на 8 губерний. В их число входили:

Губерния Сколько городов входило Губернатор
Московская 39 Стрешнев Т.И
Ингерманландская (Санкт-Петербургская) 29 Меншиков А.Д
Киевская 56 Голицын Д.М.
Смоленская 17 Салтыков П.С.
Архангелогородская 20 Голицын П.А.
Казанская 71 Апраксин П. М.
Азовская 77 Апраксин Ф.М.
Сибирская 30 Гагарин М.П.

В дальнейшем к уже созданным образованиям присоединись ещё три:

  • Нижегородская;
  • Рижская;
  • Астраханская.

Одновременно, Смоленскую губернию ликвидировали как самостоятельную единицу, а её земли перешли к Московской и Рижской областям.

Второй этап (1718-1721)

В 1718-1821 годах приказы, исполнительные органы власти были заменены на Коллегии. После преобразования коллегий Пётр Алексеевич занялся переустройством управления на местах. За основу была взята шведская государственная система.

Первый этап губернской реформы оказался недостаточно удачным. На губернаторах, кроме управления своей территорией лежала много других обязанностей. Поэтому часть своих полномочий они взвалили на вице-губернаторов, которые были недостаточно надёжными людьми.

По прошествии 10 лет, учтя все промахи и удачи первого этапа, начались мероприятия по проектированию второго этапа областной реформы.

При её создании был учтён и тот факт, что она должна была работать в мирное время, так как война подходила к завершению. Разработкой проекта второго этапа занялся Сенат.

Второй этап преобразований начался 7 декабря 1718 года. В этот день Петром Великим было утверждено решение Сената «О дальнейшем преобразовании губерний». Основная задача второго этапа было более дробное разделение территорий.

Губернии при Петре первом

На введение новой системы по всем областям царь дал 1 год. Согласно этому решению, в губерниях образовывались провинции.

Первые провинции возникли в июле 1719 года в Санкт-петербургской губернии. Там создали 14 провинций, которые делились на 5 дистриктов (уездов). Один уезд включал от 1500 до 2000 дворов.

В 1720 году разделение провели по всей стране. Распределение полномочий выглядело следующим образом:

  • возглавлял провинцию воевода, управлявший вверенной ему территорией в интересах государства, следил за безопасностью провинции извне, занимался её внутренней безопасностью;
  • подати собирал камерир, у которого в подчинении состояли земские комиссары, казначеи, провиантмейстер. Они предоставляли в канцелярию свои отчёты;
  • возглавляли уезды (дистрикты) земские комиссары.

Система управления

Царь сам назначал губернатора каждой области. При нём должен был состоять совет дворян из 8-12 членов, так называемых ландратов. Они должны были избираться из местного дворянства.

На деле губернатор сам выбирал себе советников, не пользуясь избирательным правом местного дворянства. Ландраты же по сути стали помощниками губернатора и выполняли его поручения. По прошествии 5 лет, ландратов упразднили.

Областная реформа Петра i в 1708 году

Губернатор назначался командующим войсками в находящейся в его ведомстве области, имел хозяйственные, административные и судебные обязанности. Ему служила губернская канцелярия из дьяков и подьячих. В последствие именовавшиеся секретарями.

Командующие войсками имели полную власть на местах.

Главной обязанностью губернаторов была поставка налогов, рекрутов и работников в срок. За недостающее количество людей и просрочку поставки его ждал штраф.

Петром Первым назначались исключительно губернаторы, остальной штат помощников губернатор подбирал себе сам.

должность ведомство
ландрихтер юстиция, финансовые, межевые и розыскные дела
обер-комиссар губернские сборы
обер-комендант военное
обер-инспектор налоги с городов и уездов

В последствии, за губернаторами оставили только военные функции, чтобы избежать излишней концентрации власти.

В провинциях правили воеводы. Их назначал Сенат, подчинялись они коллегиям. В обязанности воевод входило:

  • сбор доходов с государственных фабрик;
  • розыск дезертиров и сбежавших крестьян;
  • судебные функции;
  • строительство крепостей.

Позднее воеводу переименовали в коменданта. В больших городах их называли обер-комендантами.

При коменданте состояли:

  • правитель канцелярии (земский секретарь);
  • ренмейстер;
  • камерир;
  • земский фискал;
  • тюремный староста;
  • землемер.

Каждый из них имел в подчинении подьячих и писцов.

Губернская реформа 1775 года

Дистрикты находились под надзором земских комиссаров. Земский комиссар возглавлял полицию. Он участвовал в поимке преступников и доставлял для суда разные справки. Кроме того, он следил за состоянием дорог и отвечал за сбор повинностей.

При каждом комиссаре были приставлены три рассыльных и подьячий.

Значение реформы

Значение губернской реформы характеризовалось на протяжении всей последующей истории неоднозначно. Споры о правильности реформы возникли уже в XIX веке, но наибольшего накала они достигли в XX веке.

Славянофилы считали, что петровские преобразования не принесли России никакой пользы, но причинили значительный вред.

В вину императору они ставили то, что Пётр переделывал Россию на европейский лад, забывая обычаи и традиции своей страны. Особенно возмущало славянофилов, что император доверял иностранным советникам и людям из низших сословий, игнорируя русскую знать.

 Петр I Значение губернской реформы

В советское время в укор императору ставилось то, что преобразования увеличили поборы и налоги с крестьян. Что стало причиной восстаний, в том числе в Астрахани и на Дону под предводительством К. Булавина.

Но большинство историков не отрицало, что, благодаря петровским реформам, Россия стала мощной экономической и военной державой.

Заслуга губернской реформы в том, что:

  • она смогла преобразовать старый государственный аппарат;
  • были упразднены приказы;
  • сборы налогов осуществляли новые наместники, поэтому упразднились Ратуша и земские избы;
  • организовала постоянное снабжение армии и флота, так необходимое для победы русских войск в Северной войне, что не смогли сделать приказы.

С другой стороны, увеличилось число чиновников, набивавших не одну государственную казну, но и свои карманы, за счёт поборов с вверенных им территорий. У них была почти неограниченная власть, они имели много привилегий. Первое время Пётр Алексеевич строго спрашивал со своих губернаторов за различные нарушения. Но с ростом числа губерний, так к концу 1775 года их было уже 50, число нарушений на местах росло, увеличивалось количество чиновников, и рос бюрократический аппарат.

К концу 1920 г. количество губерний достигло 78.

Как бы не критиковалась областная петровская реформа, но уже то, что губернии просуществовали до первой четверти XX века говорит о том, что система в целом оказалась достаточно эффективной.

Таким образом:

  • губернская реформа, построенная по шведскому образцу, развила в России бюрократизм, характерный для западной Европы;
  • она внесла большой вклад в победу русского оружия в Северной войне;
  • реформа начала разделять административную и судебную власти, разделила военную и гражданскую службы.
  • из-за увеличения количества государственных чиновников, сильно возросли расходы на их содержание.

Итоги областной реформы

Областная реформа привела к:

  • возникновению трёхуровневой системы: губерния, провинция, уезд;
  • материальному и численному пополнению армии. Что в значительной степени позволило одержать победу в войне со шведами.
  • Увеличению аппарата чиновников;
  • формированию унифицированной системы управления;
  • укреплению власти дворянства.

В результате проведения реформы образовалась крупная система управленческих органов. Большинство из них дублировались. Но такая система позволила быстрее решать все возникающие вопросы, была более гибкой и оперативной.

Учреждение Святейшего правительствующего синода при Петре I

Литература:

1.Богословский М. М. Значение областной реформы Петра. М, 1902 г.

  1. Ключевский В. О. Полный курс русской истории в одной книге. – СПб, 2009 г.
  2. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. –М.2006
  3. Князьков С. А Очерки из истории Петра Великого и его времени. – Пушкино, 1990.
  4. Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой половине XVIII столетия и реформы Петра Великого. — М., 1984.
  5. Сахаров А. Н., Загладин Н. В. история с древнейших времён до конца XIX века. – М.,2020
Губернская реформа Петра I
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий