Флот Петра I стал первым военно-морским флотом России, до которого были речные флотилии, использовавшиеся в различных военных компаниях, были фрегаты, построенные по европейскому образцу, было положено начало Каспийской флотилии и даже построен флагман под названием «Орел». Но этого было недостаточно, чтобы закрепиться в акваториях Черного или Балтийского морей. России был нужен выход в море и для развития торговли, и для укрепления своего международного положения. Строительство флота стало первоочередной задачей, решение которой растянулось на всю петровскую эпоху.
Краткая история создания российского флота
Знакомство будущего Петра Великого с корабельным делом произошло еще в период проживания его в селе Преображенском. Там он, отремонтировав старый отцовский английский ботик (первый корабль Петра I, «дедушка русского флота», спущенный на воду 14 мая 1692 года), плавал по Плещееву озеру, Яузе, а его друзья-иностранцы из Немецкой, такие как К. Брант, знакомили юношу с тонкостями судостроения и навигации.
После того как он стал полноправным государем, по его приказу было начато строительство нескольких мелких судов на вновь основанных верфях Переяславля и Архангельска: Соломбальской, Преображенской и других. Там государь сам строил свои первые суда, осваивая разные профессии, связанные с морским делом, делая первые рисунки кораблей и немалые чертежи.
Единственным доступным для судоходства морем было Белое, но Петр Алексеевич очень быстро понял, что оно не пригодно для будущего флота и не имеет стратегического значения. Тогда-то он и начал задумываться об удобных гаванях на Черном или Балтийском море. Первое контролировала Османская империя, второе – Швеция, но Московскому государству нужны были выходы к морю, поэтому война с той или другой страной была неизбежна.
Азовская флотилия
Черное море привлекало Петра I больше, чем Балтийское. Именно поэтому в 1695 году он предпринял первый Азовский поход, завершившийся неудачей именно из-за отсутствия флота.
Готовясь ко второму походу, государь, замыслившись обзавестись большим флотом, приказал начать строительство кораблей на верфях реки Воронеж. К тому моменту царь уже построил небольшую яхту «Святой Петр» и приобрел фрегат «Святое пророчество». Так что опыт и образцы были в наличии.
Надзор за строительством флота в это время осуществлял сам государь, а также его помощники:
- Ф. Лефорт;
- де Лима (мастер из Генуи);
- де Лозьер (мастер из Франции).
За зиму, крайне суровую, было построено:
- 2 прама;
- 2 галеаса;
- 23 галеры;
- 4 брандера.
Галеры строились по голландской модели корабля, специально купленной для этой цели. Прамы же и галеасы получались тяжелыми, неповоротливыми, несли две мачты и сорок четыре орудия. Впрочем, они вполне соответствовали своему назначению: уничтожать береговые укрепления противника.
Построенные корабли разобрали, спустили до Черкасска (чтобы не сплавлять по Дону), потом снова собрали и довели до Азова. Эта флотилия, состоящая из 2 линейных кораблей, 4 брандеров, 23 галер и 1300 стругов, хоть и была «наскоро сработана», способствовала взятию крепости, что укрепило Петра Алексеевича в мысли о необходимости мощного флота. 20 октября 1696 года Боярская Дума заслушала доклад государя и приняла решение о начале масштабного строительства кораблей. С этой даты и начинается история российского военно-морского флота.
В 1697 году государь издал указ, по которому до 1699 года нужно было построить 66 судов: 55 прам и фрегатов, 11 бомбардировочных судов и брандеров. Средства для их постройки, а также для создания гавани в Таганроге собирали с духовенства, с бояр и дворян и с посадских жителей. В этот период произошло еще одно знаковое событие: в октябре 1699 года бело-голубой Андреевский стяг стал официальным флагом строящегося российского флота.
С 1700 по 1710 год строительство Азовской флотилии продолжалось: было построено 67 фрегатов и прам, 60 галер и брандеров, более одной тысячи бригантин, шняв и других мелких судов. Также были построены верфи в Таврове, на реке Ижорце и в Ново-Павловске.
Интересно. Суда, ставшие основой флотилии, строились в большой спешке, почти всегда для их изготовления использовался сырой лес. Поэтому и из-за повреждений, которым суда подвергались во время плавания по мелководному Дону, большая часть флотилии к военной службе была непригодна. К началу войны с Турцией к реальным боевым действиям были готовы лишь 5 прам, 1 фрегат, 2 шнявы.
В 1721 году, после заключения Прутского мира, возвращения туркам Азова и ликвидации таганрогской гавани, азовская флотилия была частично уничтожена, частично распродана. Мастеров отправили на верфи Санкт-Петербурга и Олонца. Впрочем, в 1722 году строительство кораблей на верфях Таврова и Воронежа возобновилось.
Балтийский флот
Балтийский военно-морской флот был создан сразу после возвращения царя из Европы.
Интересно. Идея отправиться в Европу родилась у Петра сразу после двух походов с небольшой эскадрой по Белому морю в 1695 году. Во время них стало очевидно, что флоту нужны грамотные капитаны, офицеры, боцманы, разбирающиеся в основах навигации. Искать их нужно было в Голландии, Дании, Англии и Венеции. Если кратко, то именно для этого, а также для того, чтобы обучиться всем основам кораблестроения, закупить необходимые товары, найти грамотных корабелов, государь и поехал за границу.
Часть кораблей для него уже была закуплена за границей, часть начали строить на верфях Адмиралтейства в Астрахани. В самом начале строили суда русские мастера под руководством нанятых в Европе корабелов. Командиром флота был назначен голландец К. Крюйс, получивший звание вице-адмирала. Петр Первый был в звании капитана бомбардирной роты, А. Д. Меньшиков – в звании поручика. Большая часть офицеров, а также боцманы были выходцами из Голландии, Венеции, Дании и Англии.
Ситуация со строительством флота и гаваней для него развивалась следующим образом
- 22 января 1702 года были заложены два корабля на верфях реки Сясь;
- 24 марта 1703 года началось строительство фрегата, двух галиотов, пяти брандеров и двух шняв;
- в 1703 году был основан Санкт-Петербург, началось строительство Петропавловской крепости и Адмиралтейства;
- 18 мая 1703 года был издан официальный указ о создании Балтийского флота;
- в 1712 году с верфи Санкт-Петербурга был спущен первый полностью построенный на ней корабль – пятидесятитысячный фрегат «Полтава»;
- в 1712 году были заложены новые корабли на верфях Архангельска;
- в 1713 году для Балтийского флота были приобретены новые суда в Голландии и Англии.
Интересно. В период с 1694 по 1725 год Россия купила в Европе более 27 семи судов, рассчитанных в среднем на 55-60 орудий.
Управление флотом, командный состав и уставы
В 1696 году по указу Петра Первого был основан Корабельный приказ, или Приказ военно-морского флота, ставший первым в государстве органом флотского управления. Его начальником стал Ф. А. Головин, а потом Ф. М. Апраксин, который занимался укреплением Азова и Таганрога, строительством Воронежского флота, а также созданием торгового флота. В 1702 году в распоряжение Адмиралтейского приказа были переданы верфи на реки Сясь, в Лодейном поле, на Новой Ладоге и Олонце, а в 1706 году – на Неве. 1707 году Ф. М. Апраксину было поручено создать Балтийский флот, а в 1708 году появился Адмиралтейский приказ, который возглавил А. В. Кикин.
В 1712 году были учреждены Адмиралтейская канцелярия и Военно-Морская канцелярия, а Адмиралтейский приказ был преобразован в Московскую адмиралтейскую контору, которая занималась исключительно хозяйственными делами флота. В 1717 году была образована Адмиралтейская коллегия, которая объединила в себе все ранее существовавшие структуры и занялась всеми делами военно-морского флота, включая составление планов компаний. Ее возглавили Ф. М. Апраксин и К. Крюйс.
Подготовку кадров для регулярного флота возложили на Воронежскую и Тавровскую Адмиралтейские школы. В 1705 году в Москве была открыта Навигацкая школа, где готовили младший офицерский состав, а в 1715 году в Петербурге появилась Морская академия, где обучали старших офицеров и командиров кораблей. В ней преподавали сам Петр Алексеевич, Ф. М. Апраксин, А. Н. Сенявин, М. М. Голицын и многие другие флотоводцы.
В 1720 году Петр Алексеевич издал Морской устав Российской Империи, состоящий из пяти томов. В нем были описаны обязанности всех корабельных служб, матросов, солдат и офицеров флота. В предисловии к уставу, которое царь составлял вместе с Ф. Прокоповичем, было написано о значении флота для государства и изложена пока еще краткая история российских морских побед. До 1797 года устав был руководящим документом для Военно-морского флота Российской империи. Его изданием завершилась реформа армии и создание флота.
Морские победы флота Петра I
Первый раз русский регулярный флот проявил себя при взятии Азова. Но в данном случае говорить о реальных морских баталиях не приходится. Азовская флотилия лишь блокировала бухту и обстреляла крепость с моря.
Корабли же Балтийского флота, построенные в России, прямо со стапелей отправлялись на Северную войну, на деле доказывая свою эффективность и оправдывая вложенные в них средства. После Полтавы основные боевые действия были перенесены на море. Наиболее значимыми победами флота отображены в таблице.
Дата | Основные события |
май 1703 года | Капитан П. Романов и поручик Д. Меньшиков с тридцатью лодками взяли на абордаж два шведских корабля с семнадцатью орудиями на борту; за эту победу государь и его ближайший сподвижник были удостоены орденами Св. Анны. |
1704 год | Балтийский флот во главе с флагманским кораблем «Штандарт» занимался обороной строящегося Санкт-Петербурга, а также Петропавловской крепости и Адмиралтейства. |
1705 год | К. Крюйс во главе эскадры из 23 судов (всего 226 орудий) отразил нападение шведской эскадры под командованием адмирала Анкерстерна (всего 660 орудий) на Кронштадт. |
1706 год | М. И. Щепотьев взял на абордаж адмиральский бот и бот сопровождения Швеции, захватив их. |
май 1708 года | 9 скампавей и 7 бригантин высадили десант у города Борго (город был взят, все корабли, стоящие на рейде, уничтожены). |
1710 год | При непосредственном участии флота были взяты города Рига, Аренсбург, Пернов, Ревель. |
1713 год | Были взяты крепости Борго, Або, Гельсингфорс. |
1714 год | Одержана первая большая победа у мыса Гангут. |
1717 год | Была проведена успешная высадка русского десанта на острове Готланд. |
1719 год | Капитан А. Н. Сенявин разбил шведскую эскадру Врангеля (Эзельский бой), что явилось первым большим эскадренным сражением для русских кораблей в открытом море под командованием капитана, прошедшего обучение в России. |
1721 год | Русская эскадра одержала победу у острова Гренгам. |
Состав флота
В 1713 году началось масштабное строительство шхерной и галерной флотилии для Балтики. Государь, уже успевший повоевать со шведами на море, оценил возможности такого рода судов и в плане перевозки грузов и десанта, и в плане маневренности во время боев у побережий.
Интересно. Армейский (или шхерный, или галерный) флот был создан как отдельная боевая единица, которая противопоставлялась корабельному флоту. Последний был парусным, первый – гребным (то есть основным двигателем судов была гребля веслами). По указу царя гребцами на галерах во флоте стали солдаты из разных сухопутных армейских полков, в том числе Семеновского и Преображенского.
Именно поэтому флот и стали называть Армейским. Боевое крещение этого флота прошло под Азовом. Позднее, в 1702 году, гребные суда стали строить на реках Сусь, Луга и Олонка. Сошедшие с северных верфей суда участвовали во взятии Нотебурга, Ниеншанца и Нарвы. К 1725 году Армейский флот состоял из 396 судов (253 галеры и скампавеи, 143 бригантины). Они были неотъемлемой частью Балтийской флотилии.
В 1725 году российский корабельный флот насчитывал:
Ранг корабля | Количество орудий и число членов экипажа (среднее) | Количество кораблей |
1-2 ранг | 100/800 | 7 |
3 ранг | 75/360 | 16 |
4 ранг | 55/360 | 19 |
5 ранг | 30/150 | 21 |
6 ранг | 18/60 | 17 |
В составе военного флота были линейные корабли, фрегаты, шнявы, брандеры и вспомогательные суда, общим количеством – 130 полноценных боевых единиц.
Интересно. В 1724 году инженер Е. Никонов провел испытания первого подводного аппарата. Петр Первый оценил весь потенциал изобретения и повелел развивать идею дальше.
К 1724 году Северная война была окончена. Шведы перестали доминировать на Балтике, а Россия получила контроль над большей ее частью. В это время Императорский флот состоял из:
- Балтийской флотилии;
- Каспийской флотилии;
- Воронежской флотилии.
Самой маленькой была Воронежская флотилия; Каспийская состояла из ста судов, Балтийская насчитывала более четырехсот судов разного типа. Большая часть всех кораблей была построена в России. В 1723 году на русских верфях началось строительство первого стопушечного линейного корабля под названием «Петр Первый и Второй».
По количеству судов русский флот сравнялся с Данией и Швецией, уступая Англии, Франции и Турции, то есть, паритет на Балтике был достигнут, а задачу по закреплению на Черном море еще только предстояло решить. Император сыграл свою роль в создании российского флота, став его фактическим основателем, но оставил решение других задач на откуп потомкам и истории.
Историография:
- Касатонова И. В. Три века российского флота, М.: 1996 год.
- Дыгов В. А. Создание российского флота, М.: 2000 год.
- Германов В. С. История российского флота, М.: 2012 год.
Спасибо, Римма Павловна!
Для кадетских классов очень подходит.
Кап. 1 ранга в отставке Сиротин В.В.
В историографии наверное все таки Касатонов, а не Касатонова. И что это за автор — Дыгов В.А.? Может быть Дыгало Виктор Ананьевич?