История России

Архитектура и cтроительство Санкт-Петербурга при Петре I

Строительство Санкт-Петербурга при Петре I стало грандиозным событием. Государь не зря получил свое прозвище – Великий. Его кипучая натура, энергия, бившая через край, требовала выхода. Именно поэтому он не только реорганизовывал армию и флот, реформировал систему управления государством, воевал на Севере и Юге, но и реализовывал по-настоящему уникальный проект – за короткий срок построил целый город, ставший новой столицей государства, Северной Пальмирой, Северной Венецией, Санкт-Петербургом. Именно во время его строительства возник новый архитектурный стиль, соединивший в себе черты классического голландского и немецкого зодчества – петровское барокко.

Санкт-Петербург При Петре 1

Предыстория строительства Санкт-Петербурга

Россия с 1700 года вела войну со Швецией за выход к Балтике. Практически сразу были отвоеваны приневские земли, для сохранения которых нужна была защита. Крепость Ниеншанц, находившаяся в районе впадения реки Охты в Неву, не устраивала Петра: с точки зрения фортификации, ее укреплений было недостаточно. Именно поэтому Петр Алексеевич задумался о постройке новых крепостей для защиты вновь присоединенных к государству территорий.

Начало строительства

Остров Енисаари, или, в переводе с финского языка, Заячий остров, стал местом строительства новой крепости. Выбор был не случайным: остров перекрывал вход в Финский залив и с него хорошо просматривались выходы во все «рукава» Невы. 23 сентября 1703 года был заложен первый камень Петропавловской крепости, ставшей одной из крупнейших построек будущего города – Санкт-Петербурга.

Екатерининский дворец в Царском селе

Строительством руководили А. Д. Меньшиков и Д. Трезини, а все чертежи разрабатывал сам Петр Алексеевич вместе с французским математиком и фортификатором Ж. Ламбером де Герэном, взяв за основу рижский собор Св. Петра. Первая земляная крепость была построена к 1 октября, но сильное наводнение смыло часть возведенных бастионов. Начало строительства совпало с переломным моментом в Северной войне, поэтому наводнение не испортило настроения государя. К 1733 году постройка Петропавловской крепости была завершена, возведен Петропавловский собор.

Постройки Санкт-Петербурга при Петре I

Новый город быстро развивался, разрастался вширь и вышину. Петр лично курировал строительство основных зданий, а его сподвижники в спешном порядке возводили на берегах Невы свои резиденции.

Первые здания и улицы

По плану государя новый город должен был стать центром судоходства и кораблестроения. 5 ноября 1704 года началось строительство Адмиралтейства, или Адмиралтейской крепости, ставшей главной судостроительной верфью России на Балтике. Чертежи крепости также разрабатывал Петр Алексеевич. По его задумке, шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства должны были стать доминантами в панораме будущего города, который он хотел превратить в новую столицу государства.

Постройки Санкт-Петербурга при Петре I

Второй очередью строительства стали Кунсткамера, Меньшиковский дворец и здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове. Высотная композиция первой должна была перекликаться с уже возводящимися зданиями. Кунсткамера вообще была уникальным архитектурным объектом, нетрадиционным для Московского государства. Первый русский музей, принявший в свои стены московский петровский Кабинет редкостей, строил немец Г. И. Маттарнови, включив в проект равное число осей и пилястров на фасаде. Здание полностью было возведено к 1734 году.

Интересно. Кунсткамера стала лучшим европейским музеем и самым известным еще при жизни государя. Сюда съезжались ученые со всей Европы для изучения его необычной коллекции.

Меньшиковский дворец стал первым каменным зданием северной столицы. Генерал-губернатор должен был жить комфортно. Дворец строился с 1710-го по 1727 год Д. М. Фонтана и И. Г. Шеделем. И внешнее, и внутреннее убранство дворца было роскошным, но после того, как А. Д. Меньшиков был обвинен в казнокрадстве и сослан, дворец отдали под Кадетский корпус.

Меньшиковский дворец

Двенадцать коллегий начал строить архитектор Д. Трезини. Все двенадцать зданий были объединены единым фасадом и имели общий облик, однако у каждого был отдельный вход. Первый этаж – открытая галерея, второй – отдельные залы для заседаний. Постройка комплекса была завершена в 1744 году. Считается, что это самый масштабный проект петровского времени.

К 1716 году архитекторы Ж. Леблон и Д. Тризини закончили постройку «образцовых» проспектов в центре будущей столицы (около Троицкой церкви). Каменные здания предназначались для «именных» граждан, здания на деревянном каркасе – для «подлых».

Летний и Зимний дворцы, павильон Эрмитаж

К 1714 году архитектор Д. Трезини недалеко от Фонтанки построил новую каменную резиденцию для Петра I – Летний дворец. В 1703 году здесь уже стояла деревянная усадьба шведского дворянина, которую слегка модернизировали и, прорыв каналы, окружили водой с трех сторон. После перестройки появилось каменное двухэтажное здание, украшенное барельефами работы А. Шлютера.

Летний дворец

На первом этаже располагались кабинет и личные покои императора, карцер, токарня, ассамблея, на втором – покои государыни и детей. Вокруг дворца был разбит сад, также получивший позднее название Летний (во времена Петра его называли «Царским огородом»). Петр I проживал здесь с мая по октябрь, именно поэтому у дворца такое название.

В 1711 году государь повелел построить для себя «небольшой домик в голландском» стиле на берегу Невы, рядом с домами сподвижников А. Ф. Апраксина, А. В. Кикина, П. И. Ягужинского, Г. П. Чернышова. В 1712 году, к свадьбе Петра Алексеевича с Екатериной Алексеевной, дом был перестроен и получил название Зимнего дворца. Все работы, проводимые архитектором Г. И. Маттарнови, завершились в 1716 году, а 1718-ом дворец был окружен каналом, который сейчас известен как Зимняя канавка.

Санкт-Петербург Зимний дворец

Интересно. Дом советника А. В. Кикина, или Кикины палаты – единственный частный особняк петровского времени, сохранившийся в первозданном виде. Его полностью достроили к 1720 году, и внешне он напоминает первый Петергофский дворец: двухэтажное здание с боковыми крыльями из красно-белого кирпича.

В 1721 году началось строительство двухэтажного Павильона «Эрмитаж» под руководством И. Ф. Браунштейна. В переводе с французского языка «эрмитаж» означает «место для уединения». Нужно сказать, что реализованный проект полностью оправдывал свое название: попасть в здание было практически невозможно, так как с трех сторон его окружала вода, первый этаж со службами, был полностью изолирован от второго, где располагалась обеденная зала, для подъема людей и блюд были установлены специальные подъемные механизмы.

Александро-Невский монастырь

Петр Первый не был особо религиозным человеком. Но новому городу требовался небесный покровитель. Поэтому государь решил перенести сюда мощи Св. князя Александра Невского и основал для этого в 1710 году новый монастырь. Место для постройки комплекса было выбрано лично Петром I, также он занимался чертежами главного здания.

Александро-Невский монастырь при Петре 1

Строили комплекс немцы К. Конрад и Т. Швертфегер. В результате получился не традиционный для России монастырь, а настоящий дворец с элементами южно-немецкого барокко: пилястры, изящные башни, шпиль с волютами.

Интересно. Главное здание монастыря не сохранилось до наших дней. Оно было снесено по приказу Екатерины II. На его месте построили новый собор в стиле старого классицизма.

Петергоф

Первым дворцовым комплексом, ставшим основой для будущего Петергофа, был Монплезир (в переводе с французского языка – «мое удовольствие»), небольшой домик, выполненный в голландском стиле. Государь лично выбирал место для загородной резиденции, сам, как уже было заведено, работал над чертежами. Постройка всего комплекса была завершена уже после смерти императора.

Строительство Санкт-Петербурга

Сразу после Монплезира на территории будущего Петергофа стали возводить дворец Марли (по аналогии с дворцом Людовика XIV Марли ле Руа). Это здание отличалось от предыдущего: здесь впервые применили коридорную планировку (систему изолированных комнат, объединенных общей галерей). Марли особенно любила Екатерина I, а Петр Алексеевич предпочитал хранить здесь личные вещи и подарки.

Архитектура зданий при Петре I

Как уже было отмечено выше, в процессе возведения северной столицы появился новый архитектурный стиль, получивший название петровское барокко (некоторые исследователи называют этот стиль «пилястровым барокко» и сравнивают с европейским «барокко Бернини», которое также сочетает в себе черты классицизма, чистого барокко и готики).

Архитектура зданий при Петре I

Он пришел на смену нарышкинскому барокко, и его главными отличительными чертами были

  • выверенная симметрия;
  • простота и четкость линий объемных зданий;
  • пластичность и торжественность деталей;
  • акцент на высоте в наиболее значимых зданиях;
  • сложность окон;
  • двухцветная окраска в штукатурке (красно-белая, реже – сине-белая)
  • практичность архитектурных решений.

Петр Алексеевич полностью отказался от византийской традиции в архитектуре, на основе которой возводились все русские города, включая Москву. Ему милее была голландская простота и немецкая практичность.

Взгляды Петра Первого разделяли приглашенные им архитекторы. Над зданиями Санкт-Петербурга работали

  • итальянцы – Д. Трезини, Н. Микетти, Д. М. Фонтан;
  • немцы – Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер, А. Шлютер, К. Конрад, И. Ф. Браунштейн, И. Г. Шедель;
  • голландцы – С. ван Звитен;
  • французы – Ж. Леблон;
  • швейцарцы — Н. Ф. Гербель.

Благодаря такому многоэтничному составу архитекторов петровское барокко впитало в себя определенные черты итальянского барокко и французского классицизма.

Кунсткамера Санкт-Петербург 18 век

Вместе они построили не только вышеуказанные здания, но и:

  • Кронштадт;
  • Ораниенбаумский дворец А. Д. Меньшикова;
  • Галерную гавань;
  • Партикулярную верфь;
  • Гостиный двор;
  • Конюшенный двор.

Интересно. Не только иностранцы реализовывали задумки Петра Первого. Активное участие в строительстве принимали и русские зодчие, такие как Иван Коробов, Михаил Земцов, Иван Зарудный, Петр Еропкин. Здание главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге строил именно И. Коробов; И. Зарудный построил церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах и выполнил работы по оформлению иконостаса Петропавловского собора, а Михаил Земцов был автором проекта Аничкова дворца.

В целом градостроительство во времена Петра Великого характеризуется:

  • регулярной застройкой (прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом; фасады, вынесенные по линиям улиц; запрет на строительство в глубине дворов);
  • практичной застройкой (прежде всего строились военные, государственные, производственные здания);
  • ориентиром на высоту (наиболее важные здания венчали шпили).

Работа была централизованна, контролировалась государством. Так за застройку Санкт-Петербурга отвечала особая Комиссия по строению. То же самое было в таких новых городах, как Азов и Таганрог.

Петербургское барокко в других городах Империи

Несмотря на то, что большая часть строительства при Петре I проводилась в Санкт-Петербурге и его окрестностях, в других городах также возводились новые, красивые здания.

В Москве были построены:

  • дворец Ф. Я. Лефорта на Яузе;
  • Старый Монетный двор;
  • церковь Успения на Покровке;
  • церковь Знамения в Дубровицах;
  • храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе.

В некоторых вновь присоединенных городах также строились здания в стиле петровского барокко. Так в Таллине был возведен дворец Кадриорг, или Екатериненталь (в переводе с немецкого языка – «долина Катерины»). Его построили для супруги императора – Екатерины Алексеевны.

Монетный двор Москва 17 век

Интересно. Во времена Петра Алексеевича возводились не только административные здания, дворцы и церкви. В России стали появляться Триумфальные арки. Первая – в 1699 году, сразу после взятия Азова, вторая – в 1703 году, после завоевания Ингерманландии.

Указ Петра I о запрете каменного строительства

20 октября 1714 года Петр I издал указ, запрещающий каменное строительство во всех городах империи, кроме Санкт-Петербурга. Это не было капризом: возведение новой столицы продолжалось уже 11 лет, а каменные здания были построены лишь в центре. Государь желал привлечь для работы над новой столицей мастеров-каменщиков со всей России, но его мечта увидеть «город в камне», соперничающий по красоте с европейскими столицами, так и не была осуществлена. Вплоть до самой смерти императора Санкт-Петербург напоминал огромную строительную площадку. Закон же продолжал действовать вплоть до 1744 года.

Интересно. Указ Петра о запрете каменного строительства часто нарушался. Умельца маскировали каменные дома «росписью под кирпич». Наказание, в случае обнаружения подлога, могло быть очень суровым, вплоть до смертной казни.

Историография:

  1. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках, СПб.: 1994 год.
  2. Власов В. Г. Архитектура «петровского барокко». Эпоха. Стиль. Мастера, М.: 1996 год.
  3. Власов В. Г. «Петровское барокко», М.: 2007 год.
Архитектура и cтроительство Санкт-Петербурга при Петре I
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
1
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий