Строительство Санкт-Петербурга при Петре I стало грандиозным событием. Государь не зря получил свое прозвище – Великий. Его кипучая натура, энергия, бившая через край, требовала выхода. Именно поэтому он не только реорганизовывал армию и флот, реформировал систему управления государством, воевал на Севере и Юге, но и реализовывал по-настоящему уникальный проект – за короткий срок построил целый город, ставший новой столицей государства, Северной Пальмирой, Северной Венецией, Санкт-Петербургом. Именно во время его строительства возник новый архитектурный стиль, соединивший в себе черты классического голландского и немецкого зодчества – петровское барокко.
Предыстория строительства Санкт-Петербурга
Россия с 1700 года вела войну со Швецией за выход к Балтике. Практически сразу были отвоеваны приневские земли, для сохранения которых нужна была защита. Крепость Ниеншанц, находившаяся в районе впадения реки Охты в Неву, не устраивала Петра: с точки зрения фортификации, ее укреплений было недостаточно. Именно поэтому Петр Алексеевич задумался о постройке новых крепостей для защиты вновь присоединенных к государству территорий.
Начало строительства
Остров Енисаари, или, в переводе с финского языка, Заячий остров, стал местом строительства новой крепости. Выбор был не случайным: остров перекрывал вход в Финский залив и с него хорошо просматривались выходы во все «рукава» Невы. 23 сентября 1703 года был заложен первый камень Петропавловской крепости, ставшей одной из крупнейших построек будущего города – Санкт-Петербурга.
Строительством руководили А. Д. Меньшиков и Д. Трезини, а все чертежи разрабатывал сам Петр Алексеевич вместе с французским математиком и фортификатором Ж. Ламбером де Герэном, взяв за основу рижский собор Св. Петра. Первая земляная крепость была построена к 1 октября, но сильное наводнение смыло часть возведенных бастионов. Начало строительства совпало с переломным моментом в Северной войне, поэтому наводнение не испортило настроения государя. К 1733 году постройка Петропавловской крепости была завершена, возведен Петропавловский собор.
Постройки Санкт-Петербурга при Петре I
Новый город быстро развивался, разрастался вширь и вышину. Петр лично курировал строительство основных зданий, а его сподвижники в спешном порядке возводили на берегах Невы свои резиденции.
Первые здания и улицы
По плану государя новый город должен был стать центром судоходства и кораблестроения. 5 ноября 1704 года началось строительство Адмиралтейства, или Адмиралтейской крепости, ставшей главной судостроительной верфью России на Балтике. Чертежи крепости также разрабатывал Петр Алексеевич. По его задумке, шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства должны были стать доминантами в панораме будущего города, который он хотел превратить в новую столицу государства.
Второй очередью строительства стали Кунсткамера, Меньшиковский дворец и здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове. Высотная композиция первой должна была перекликаться с уже возводящимися зданиями. Кунсткамера вообще была уникальным архитектурным объектом, нетрадиционным для Московского государства. Первый русский музей, принявший в свои стены московский петровский Кабинет редкостей, строил немец Г. И. Маттарнови, включив в проект равное число осей и пилястров на фасаде. Здание полностью было возведено к 1734 году.
Интересно. Кунсткамера стала лучшим европейским музеем и самым известным еще при жизни государя. Сюда съезжались ученые со всей Европы для изучения его необычной коллекции.
Меньшиковский дворец стал первым каменным зданием северной столицы. Генерал-губернатор должен был жить комфортно. Дворец строился с 1710-го по 1727 год Д. М. Фонтана и И. Г. Шеделем. И внешнее, и внутреннее убранство дворца было роскошным, но после того, как А. Д. Меньшиков был обвинен в казнокрадстве и сослан, дворец отдали под Кадетский корпус.
Двенадцать коллегий начал строить архитектор Д. Трезини. Все двенадцать зданий были объединены единым фасадом и имели общий облик, однако у каждого был отдельный вход. Первый этаж – открытая галерея, второй – отдельные залы для заседаний. Постройка комплекса была завершена в 1744 году. Считается, что это самый масштабный проект петровского времени.
К 1716 году архитекторы Ж. Леблон и Д. Тризини закончили постройку «образцовых» проспектов в центре будущей столицы (около Троицкой церкви). Каменные здания предназначались для «именных» граждан, здания на деревянном каркасе – для «подлых».
Летний и Зимний дворцы, павильон Эрмитаж
К 1714 году архитектор Д. Трезини недалеко от Фонтанки построил новую каменную резиденцию для Петра I – Летний дворец. В 1703 году здесь уже стояла деревянная усадьба шведского дворянина, которую слегка модернизировали и, прорыв каналы, окружили водой с трех сторон. После перестройки появилось каменное двухэтажное здание, украшенное барельефами работы А. Шлютера.
На первом этаже располагались кабинет и личные покои императора, карцер, токарня, ассамблея, на втором – покои государыни и детей. Вокруг дворца был разбит сад, также получивший позднее название Летний (во времена Петра его называли «Царским огородом»). Петр I проживал здесь с мая по октябрь, именно поэтому у дворца такое название.
В 1711 году государь повелел построить для себя «небольшой домик в голландском» стиле на берегу Невы, рядом с домами сподвижников А. Ф. Апраксина, А. В. Кикина, П. И. Ягужинского, Г. П. Чернышова. В 1712 году, к свадьбе Петра Алексеевича с Екатериной Алексеевной, дом был перестроен и получил название Зимнего дворца. Все работы, проводимые архитектором Г. И. Маттарнови, завершились в 1716 году, а 1718-ом дворец был окружен каналом, который сейчас известен как Зимняя канавка.
Интересно. Дом советника А. В. Кикина, или Кикины палаты – единственный частный особняк петровского времени, сохранившийся в первозданном виде. Его полностью достроили к 1720 году, и внешне он напоминает первый Петергофский дворец: двухэтажное здание с боковыми крыльями из красно-белого кирпича.
В 1721 году началось строительство двухэтажного Павильона «Эрмитаж» под руководством И. Ф. Браунштейна. В переводе с французского языка «эрмитаж» означает «место для уединения». Нужно сказать, что реализованный проект полностью оправдывал свое название: попасть в здание было практически невозможно, так как с трех сторон его окружала вода, первый этаж со службами, был полностью изолирован от второго, где располагалась обеденная зала, для подъема людей и блюд были установлены специальные подъемные механизмы.
Александро-Невский монастырь
Петр Первый не был особо религиозным человеком. Но новому городу требовался небесный покровитель. Поэтому государь решил перенести сюда мощи Св. князя Александра Невского и основал для этого в 1710 году новый монастырь. Место для постройки комплекса было выбрано лично Петром I, также он занимался чертежами главного здания.
Строили комплекс немцы К. Конрад и Т. Швертфегер. В результате получился не традиционный для России монастырь, а настоящий дворец с элементами южно-немецкого барокко: пилястры, изящные башни, шпиль с волютами.
Интересно. Главное здание монастыря не сохранилось до наших дней. Оно было снесено по приказу Екатерины II. На его месте построили новый собор в стиле старого классицизма.
Петергоф
Первым дворцовым комплексом, ставшим основой для будущего Петергофа, был Монплезир (в переводе с французского языка – «мое удовольствие»), небольшой домик, выполненный в голландском стиле. Государь лично выбирал место для загородной резиденции, сам, как уже было заведено, работал над чертежами. Постройка всего комплекса была завершена уже после смерти императора.
Сразу после Монплезира на территории будущего Петергофа стали возводить дворец Марли (по аналогии с дворцом Людовика XIV Марли ле Руа). Это здание отличалось от предыдущего: здесь впервые применили коридорную планировку (систему изолированных комнат, объединенных общей галерей). Марли особенно любила Екатерина I, а Петр Алексеевич предпочитал хранить здесь личные вещи и подарки.
Архитектура зданий при Петре I
Как уже было отмечено выше, в процессе возведения северной столицы появился новый архитектурный стиль, получивший название петровское барокко (некоторые исследователи называют этот стиль «пилястровым барокко» и сравнивают с европейским «барокко Бернини», которое также сочетает в себе черты классицизма, чистого барокко и готики).
Он пришел на смену нарышкинскому барокко, и его главными отличительными чертами были
- выверенная симметрия;
- простота и четкость линий объемных зданий;
- пластичность и торжественность деталей;
- акцент на высоте в наиболее значимых зданиях;
- сложность окон;
- двухцветная окраска в штукатурке (красно-белая, реже – сине-белая)
- практичность архитектурных решений.
Петр Алексеевич полностью отказался от византийской традиции в архитектуре, на основе которой возводились все русские города, включая Москву. Ему милее была голландская простота и немецкая практичность.
Взгляды Петра Первого разделяли приглашенные им архитекторы. Над зданиями Санкт-Петербурга работали
- итальянцы – Д. Трезини, Н. Микетти, Д. М. Фонтан;
- немцы – Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер, А. Шлютер, К. Конрад, И. Ф. Браунштейн, И. Г. Шедель;
- голландцы – С. ван Звитен;
- французы – Ж. Леблон;
- швейцарцы — Н. Ф. Гербель.
Благодаря такому многоэтничному составу архитекторов петровское барокко впитало в себя определенные черты итальянского барокко и французского классицизма.
Вместе они построили не только вышеуказанные здания, но и:
- Кронштадт;
- Ораниенбаумский дворец А. Д. Меньшикова;
- Галерную гавань;
- Партикулярную верфь;
- Гостиный двор;
- Конюшенный двор.
Интересно. Не только иностранцы реализовывали задумки Петра Первого. Активное участие в строительстве принимали и русские зодчие, такие как Иван Коробов, Михаил Земцов, Иван Зарудный, Петр Еропкин. Здание главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге строил именно И. Коробов; И. Зарудный построил церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах и выполнил работы по оформлению иконостаса Петропавловского собора, а Михаил Земцов был автором проекта Аничкова дворца.
В целом градостроительство во времена Петра Великого характеризуется:
- регулярной застройкой (прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом; фасады, вынесенные по линиям улиц; запрет на строительство в глубине дворов);
- практичной застройкой (прежде всего строились военные, государственные, производственные здания);
- ориентиром на высоту (наиболее важные здания венчали шпили).
Работа была централизованна, контролировалась государством. Так за застройку Санкт-Петербурга отвечала особая Комиссия по строению. То же самое было в таких новых городах, как Азов и Таганрог.
Петербургское барокко в других городах Империи
Несмотря на то, что большая часть строительства при Петре I проводилась в Санкт-Петербурге и его окрестностях, в других городах также возводились новые, красивые здания.
В Москве были построены:
- дворец Ф. Я. Лефорта на Яузе;
- Старый Монетный двор;
- церковь Успения на Покровке;
- церковь Знамения в Дубровицах;
- храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе.
В некоторых вновь присоединенных городах также строились здания в стиле петровского барокко. Так в Таллине был возведен дворец Кадриорг, или Екатериненталь (в переводе с немецкого языка – «долина Катерины»). Его построили для супруги императора – Екатерины Алексеевны.
Интересно. Во времена Петра Алексеевича возводились не только административные здания, дворцы и церкви. В России стали появляться Триумфальные арки. Первая – в 1699 году, сразу после взятия Азова, вторая – в 1703 году, после завоевания Ингерманландии.
Указ Петра I о запрете каменного строительства
20 октября 1714 года Петр I издал указ, запрещающий каменное строительство во всех городах империи, кроме Санкт-Петербурга. Это не было капризом: возведение новой столицы продолжалось уже 11 лет, а каменные здания были построены лишь в центре. Государь желал привлечь для работы над новой столицей мастеров-каменщиков со всей России, но его мечта увидеть «город в камне», соперничающий по красоте с европейскими столицами, так и не была осуществлена. Вплоть до самой смерти императора Санкт-Петербург напоминал огромную строительную площадку. Закон же продолжал действовать вплоть до 1744 года.
Интересно. Указ Петра о запрете каменного строительства часто нарушался. Умельца маскировали каменные дома «росписью под кирпич». Наказание, в случае обнаружения подлога, могло быть очень суровым, вплоть до смертной казни.
Историография:
- Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках, СПб.: 1994 год.
- Власов В. Г. Архитектура «петровского барокко». Эпоха. Стиль. Мастера, М.: 1996 год.
- Власов В. Г. «Петровское барокко», М.: 2007 год.