История России

Восстание в Киеве против ростовщиков

Восстание против ростовщиков в Киеве стало итогом стремительного процесса ухудшения ситуации в государстве, начавшегося с момента смерти Ярослава Мудрого (хотя эта дата условна). Виной всему была система наследования престолов, введенная князем – лествица, при которой престолы наследовались не по прямой линии от отца к старшему сыну, а по линии старшинства в роде. Наследники Ярослава, старшие сыновья -Ярославичи, вопреки ожиданиям, не смогли договориться, вступая в конфликты друг с другом и с близкими родственниками.

Ярослав Владимирович Мудрый

Причины Киевского восстания

После смерти Изяслава Ярославича киевский престол занял младший брат-Ярославович – Всеволод. Стараясь сохранить подобие мира, он отдает часть земель Изяславичам (Волынь и Туров), Ростиславичам (детям Ростислава Владимировича), а также Игоревичам и Вячеславичам, своим племянникам, детям покойных Игоря и Вячеслава Ярославичей. Во всех остальных городах он «сажает» своих сыновей и внуков.

Правил Всеволод в Киеве до 1093 года. За это время он успел присоединить к Руси земли вятичей и пытался справиться с последствиями морового поветрия 1083 года и голода 1092 года. Но совладать с ускорившимся процессом феодального распада государства на самостоятельные уделы ему не удается.

Всеволод (Андрей) Ярославич

Всеволод Ярославич

После его смерти киевский престол переходит к старшему в роде Рюриковичей –Святополку Изяславичу, хотя более сильной фигурой на тот момент был старший сын Всеволода Владимир Мономах.

Интересно. По данным летописных сводов Владимир Мономах сам отказался от киевского великокняжеского престола, не желая усиления междоусобицы. Но скорее всего, сильная киевская боярская оппозиция о главе с Яном Вышатичем, недовольная Всеволодом, не захотела видеть на киевском престоле его сына, решив «пригласить» слабого туровского правителя Святополка.

Святополк Изяславович не оправдал возложенных на него ожиданий. Бесталанный полководец, неумелый политик, жадный до денег и роскоши, скупой и вечно мрачный князь быстро настроил против себя киевлян. Единственные кому он покровительствовал – роставщики-иудеи и верхушка боярской аристократии, социальные же низы оказались в ужасном, полурабском положении.

Святополк Владимирович окаянный

Святополк Окаянный

Интересно. Появление еврейского квартала в Киеве XII века вполне понятно. Это был крупный город, находящийся на пересечении множества торговых путей, ведущих с Запада на Восток. Иудеи пришли сюда с территории окончательно разгромленного Хазарского каганата. Сначала они закрепились в Тмутаракани и Чернигове, где очень быстро нашли общий язык с князьями Святославичами. Что касается их религии, то Русь того периода времени не вся была христианской, а народ и Церковь (хоть последняя и осуждала инакомыслие) отличались веротерпимостью. Иудеи смогли занять почти пустующую на Руси нишу банковского дела (хотя понятия «исто» (ссуда) и «реза» (процент) были введены еще Ярославом Мудрым, ростовщичество как вид деловой деятельности не пользовалось популярностью на Руси и осуждалось Церковью).

Социальная ситуация ухудшилась и из-за участившихся набегов половцев, которых снова повел на Русь их союзник Олег Святославович (призванный на Руси Гореславовичем). Сам Святополк, несмотря на попытки «замириться» с половецкими ханами, справиться с ситуацией не мог. Когда от него стало отворачиваться боярство, теряющее свое имущество и людей, он обратился к двоюродному брату Владимиру Мономаху. Вместе они смогли противостоять Святославовичам и половцам. Ситуация особенно улучшилась после Любеческого (1097) и Витичевского (1100) съезда князей.

Любечский съезд князей

Успокоившись, Святополк продолжил грабить киевлян (по данным летописных сводов, он и его сыновья не гнушались даже грабежом церквей и монастырей), но продолжалось это недолго. 13 апреля 1113 года князь умирает, а в Киеве вспыхивает восстание.

Владимир Мономах и Киевское восстание в 1113 году

Сведения о киевском восстании можно найти в Ипатьевской летописи, а также в «Сказания о чудесах святых Романа и Давида» (христианские имена Бориса и Глеба) и «Киево-Печерском патерике».

Сказание о Борисе и Глебе

Сказание о Борисе и Глебе

Официальной причиной восстания называют ужасающее положение киевских социальных низов, связанных кабальными долговыми обязательствами с ростовщиками и боярами. Святополк Изяславович, покровительствующий иудеям, не давал возможности нормально жить и работать мелким торговцами и ремесленникам-христианам.

Поводом к восстанию стало объявление о новом соляном налоге, который устанавливал княжескую монополию на этот вид продукта.

Четыре дня киевляне громили еврейский квартал и дворы сотников князя. Пострадал даже тысяцкий, воевода Путята Вышатич, двор которого был разграблен и сожжен (Н. В. Татищев указывал, что именно Путята занимался сбором денег с должников князя и ростовщиков).

Некоторые историки называют события апреля 1113 года первым еврейским погромом на Руси, хотя это далеко от действительности: дворы русских также были разгромлены, и, по данным историка Н. В. Татищева, детально разбиравшего этот вопрос, «кровь текла рекой» (была угроза даже для семьи покойного князя).

Восстание в Киеве против ростовщиков

Боярство, опасаясь ухудшения ситуации, обратилось за помощью к переяславскому князю Владимиру Мономаху и пригласило его на киевский престол. Сначала Владимир Всеволодович ответил отказом, так как по лествичному праву титул должны были наследовать старшие в роде – братья Святославичи, Олег или Давид. Но после того как к нему обратились с просьбой церковные иерархи, согласился.

Интересно. Историк И. Фроянов считает, что настоящей причиной восстания было противостояние двух лагерей, существовавших в городе. Одни выступали за вокняжение в Киеве братьев Святославичей, Олега и Давида, другие – за Владимира Мономаха. Первых поддерживали евреи и наиболее влиятельное и богатое боярство, а второго – мелкие торговцы, ремесленники, рядовые дружинники, церковь.

20 апреля 1113 года Мономах прибыл в Киев, где его встречало народное вече. Киевляне приветствовали нового князя: Владимира очень любили на Руси. После его приезда, буквально через несколько дней, Киев успокоился.

Князь Владимир Мономах

Князь Владимир Мономах

Итоги восстания в Киеве

Князь Владимир, понимая, что ситуация критическая, издает новые указы, которые войдут в историю под названием «Устав Владимира Мономаха»: «Устав о резах», «Устав о закупах», «Устав о холопах».

По этим указам:

  • отменялись все старые долги;
  • уменьшается годовой ростовщический процент (с 50% до 17%);
  • боярам запрещается самовольно продавать закупов и рядовичей в холопы;
  • положение холопов улучшалось, появилась возможность выкупа личной свободы.

Указы снизили социальное напряжение и даже бояре, воспринявшие их неоднозначно, пошли на уступки, боясь повторения восстания.

Следствием введения «Устава» стало улучшение экономического и юридического положения социальных низов, что, в свою очередь, дало толчок развитию торговли и ремесла.

Историография

  • Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского, 1883 год.
  • Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси. XI-XIII века, 1955 год.
  • Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв., 1982 год.
  • Михайлович Д. М. Сага о Рюрике и его потомках, 1995 год.
  • Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв), 1998 год.
  • Пчелов Е. В. История династии Рюриковичей, 2002 год.
  • Соловьев С. М. История отношений между русскими князьями Рюрикова дома, 2003 год.
  • Свердлов М. Б.Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в, 2003 год.
  • Петрухин В. Я. Древняя Русь, IX в., 2005 год.
  • Цветков С. Э. Древняя Русь. Эпоха междоусобиц. От Ярославичей до Всеволода Большое Гнездо, 2013 год.
  • Боровков Д. А. Междукняжеские отношения на Руси конца X — первой четверти XII века и их репрезентация в источниках и историографии, 2016 год.
Восстание в Киеве против ростовщиков
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий