У шестого по счету правителя Киева, наследника Игоря и Святослава, много имен: Владимир Святославович, Владимир I Креститель, святой равноапостольный князь. Однако в памяти народной он остался Владимиром Красным Солнышком, любимым князем, «отцом» и защитником простого народа.
Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Почему так ласково и нежно? Вопрос непростой… Есть несколько версий происхождения этого прозвища.
Первая: былинная
Владимир Святославович был неустанным защитником земли русской. Если кратко, он укреплял границы государства, возводил «змиевые валы», строил города-крепости, населял южное и юго-восточное порубежье «лучшими людьми», настоящими воинами, пришедшими из северных земель: вятичами, кривичами, словенами ильменскими, варягами.
Память о них как об истинных богатырях-героях сохранилась в былинах, сказках, преданиях. Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяко, настоящие и былинные, служили князю «не за страх, а за совесть», любя его как отца и ласково называя «солнцем земли Русской», то есть великим человеком.
Подтверждение этой версии можно найти в Голубиной книге, философском трактате XVI века, в котором князя называли как Владимиром Красным Солнышком, так и Володарем, Володимером, то есть «владеющим миром».
Интересно. В былинных текстах князя никогда не называли богатырем, зато сравнивали с Даждьбогом, языческим божеством, олицетворяющим солнце. Возможно, прозвище Красное Солнышко появилось и по этой причине. Солнце всегда почиталось славянами-язычниками как главное божество, дающее жизнь всему живому, а эпитет «красное» означал «красивое», «яркое».
Вторая: народная
Князь Владимир умел завоевывать народные любовь и уважение. Он был щедрым, справедливым, милостивым. Именно за эти качества народ и дал ему прозвище «Красное Солнышко».
Интересно. В народных преданиях сохранились истории о пирах князя Владимира. На один такой пир, приуроченный к победе над печенегами, Владимир Святославович «забыл» позвать бояр, зато пригласил простой народ из Киева и близлежащих городов. Он точно знал, что «широкие жесты» нравятся простому люду, и, используя римский метод «хлеба и зрелищ», легко добивался его расположения и любви.
Третья: христианская
Третья версия мало чем отличается от второй, но имеет православные, христианские корни. До крещения в Херсонесе Владимир Святославович отличался бурным нравом, был страстолюбцем и ярым язычником, не гнушавшимся человеческими жертвоприношениями. Но после принятия креста и венчания с византийской принцессой Анной все изменилось.
Он стал вести благочестивую жизнь:
- отказался от гарема,
- от смертных казней («не казню смертию – греха боюсь»),
- строил церкви,
- обучал детей «науке книжной»,
- привечал убогих, вдов и сирот.
Вот из-за этих перемен и стал он ласково именоваться своим народом «Красно Солнышко».
Интересно. В летописных текстах Владимир-язычник и Владимир-христианин – это два разных человека по характеру и образу жизни. Такое противопоставление обоснованно. Монахам-летописцам было важно донести мысль о том, как благостно повлияло принятие Христа на князя как на человека: был убийца и насильник, стал почти святой. Так православная вера изменила и Русь, ведя ее из тьмы язычества к свету цивилизации.
Владимир I Святой сделал для Руси очень многое. Но главное, он осиял светом веры, как светом солнца, души русских людей. Новый, духовный, фундамент укрепил государственность и сделал Русь сильнее, сплоченнее.
Источники литературы:
- Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
- Карамзин Н. М. История государства Российского,1883 год.
- Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
- Михайлович Д. М. Сага о Рюрике и его потомках, 1995 год.
- Пчелов Е. В. История династии Рюриковичей, 2020 год.
- Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014.