История России

Культура Киевской Руси

Говоря кратко о культуре Киевской Руси, можно прийти к выводу, что она была одной из самых развитых во всей Европе. Причиной этому было огромное количество ремесленников, что послужило прекрасным фундаментом для культурного развития страны.

Киевская Русь

Национальные особенности культуры Киевской Руси

Древнерусская культура развивалась не самостоятельно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних стран и народов и подчинялась всем стандартам развития культуры Средних Веков, которые были присущими для евразийской цивилизации.

Как и любая культура, она имела свои национально-культурные особенности:

  1. Сильное влияние на культурную жизнь со стороны религии, которая определяла общие нравы общества, а именно мировоззрение людей о власти, времени и т.д.;
  2. Огромное влияние на развитие культуры Киевской Руси оказало иноземное воздействие (византийское, скандинавское, позже монголо-татарское), что значительно отягощало процесс самобытности и самостоятельности;
  3. Синтез между языческими культурами древних племен. Культура Руси развивалась на базе многовековой истории культуры восточных славян. Соответственно, именно эпоха славянской древности стала началом зарождения русской духовности, языка и культуры в целом;
  4. Влияние христианской культуры Византии. Крещение Киева в 988 году открыло для Киевской Руси более широкие перспективы для укрепления контакта с Европой, что, в свою очередь, послужило мощным импульсом для развития культуры в целом.
  5. Деление культуры на две группы — элитарную (входили высшие слои общества, которые имели более высокий уровень образования) и народную культуру (фольклор, мифы, сказки, былины, песни и пр.);
  6. В период раздробленности самобытные княжества начинают развивать самостоятельно свою культуру (у каждого появляется свой архитектурный стиль и т.д.), но общие культурные ценности сохраняются (религия, язык и пр.). Огромный удар на культуру Древней Руси нанесло монгольское нашествие.

Устное народное творчество

Устное народное творчество всегда было своеобразным историческим документом, который раскрывал философию народа, его веру в лучшее, победу добра над злом. Огромное количество образов, лаконизм и выразительности языка — основные черты фольклора Киевской Руси.

Устное народное творчество подарило нам сюжеты, которые возникли еще в каменном веке, например, в вышивках на полотенцах изображали древние языческие богини, а именно богини урожая и общего блага. Языческие верования объединили представления разных этапов первобытнообщинного строя.

Отдельное место в народном фольклоре принадлежит эпическим и мифологическим сказаниям, которые передавались из поколения в поколение. В данных мифах говорится о первых кузнецах, о начале пашенного земледелия, о давних битвах со степными кочевниками, которые были олицетворением жестокого и кровожадного Змея Горыныча.

Ремесла древних славян

В период становления и укрепления государства в Х веке постепенно зарождается новый эпический жанр – былинный эпос. Древнерусские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, новгородский гусляр Садко, заезжий богатырь Дьюк Степанович стали героями былин. Былины исполнялись в виде песни, обычно рассказчик начинал запевать, зачастую это было всего пару слов, но иногда и самостоятельное произведение.

Сказитель не мог помнить все тысячи слов, которые использовали в былинах, для этого пользовались так называемые стандартные формулы, или «общие места», которыми он руководствовался в своем повествовании: описание застолья, похода богатырей, явления богатырей к князю, седлания коня и т.д.

Илья Муромец — русский богатырь и главный герой многих былин, который символизировал все лучшие качества, которые были присущи для героя той эпохи: силу, честь, благородность, ум, доброту. Былины рассказывали о его борьбе против ужасного злодея Соловья Разбойника, о победе над Калином-царем, о конфликте с князем Владимиром. Вместе с ним его лучшие друзья – богатыри: умный и рассудительный Добрыня Никитич и добрый, но слегка хвастливый Алеша Попович.

Илья Муромец - русский богатырь

Илья Муромец — русский богатырь

Архитектура

Основы архитектуры Киевской Руси были заимствованы у Византии, но со временем появилось существующее явление мировой культуры, а именно архитектура Киевской Руси. Культура Руси, несмотря на свои отчетливые особенности, не была замкнута. Помимо византийцев, в создании удивительной индивидуальности трудились мастера из Болгарии, Сербии, Италии и Германии, но при этом архитектура Киевской Руси — это уникальное и яркое выражение национального духа.

В конце Х в начале ХI вв. Русь превращалась в страну городов, их число доходило до трех сотен. В городах были построены сооружения для обороны, храмы, монастыри и соборы.

Каменные храмы, которые мы видим в наше время, были построены еще в средине XI века князем Ярославом Мудрым. В Киеве, где Ярослав разгромил печенегов в 1037 был возложен храм Святой Софии. Для того периода это было грандиозное строительство. Высота данного собора равнялась 55 м, а длина – 37 м. Помимо главного купола, рядом было еще 12, которые символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Архитектура киевской Руси после принятия христианства

Мозаики и фрески украшали собор изнутри. По словам летописцев, в Европе тогда не было храма, который бы мог сравниться с киевской Софией.

Несколько столетий «второй столицей» (после Киева) считался Новгород Великий. Князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, в 1045-1050 гг.  возвел один из самых известных соборов Древней Руси – София Новгородская, которая и стала символом города. Ее особенность была в том, что она была минимально связана с византийской традицией. По выразительности и строгости он полностью отвечал северной природе.

В конце XII в появилось Владимиро-Суздальское княжество. Храмы уникальной красоты были творением Владимирских зодчих. В особенности выделяется Покрова, которую возвели на реке Нерль. Прекрасными творениями древнерусского зодчества можно отнести Золотые ворота (1164 г.) в Владимире, как и Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1193-1197 гг.) соборы.

Дмитриевский собор во Владимире

Изначально Москва была рубежной крепостью Владимиро-Суздальского княжества. Позже, XIII-XIV вв. из-за пересечения оживленных торговых путей она начала стремительно развиваться, а с образованием Московского княжества и вовсе стала столицей. В XV в. начинается расцвет московского зодчества, это случилось в результате объединения русских удельных княжеств в одно государство, вследствие чего князь Московский Иван III стал князем всея Руси.

Те годы и стали началом перестройки Кремля со времен его основания. Важное место в истории русской архитектуры принадлежит деревянному зодчеству. Русские мастера славились тем, что умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не «строить», а «рубить», потому что работали только одним инструментом-топором).

Их украшением была красивая резьба. Боярские терема, и царские дворцы тоже возводились из дерева, к примеру дворец в селе Коломенском под Москвой. Одной из самых знаменитых деревянных построек считают Преображенскую церковь на острове Кижи (Онежское озеро), восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском 17 век

Живопись

Основной тематикой живописи Киевской Руси была православная религия. Эта тема стала основной после крещения Руси в 988 г. Новая религия принесла на Русь и новые виды искусства, которые формировались под влиянием Византии.

Живопись на Руси делилась на несколько видов:

  • Фреска;
  • Мозаика;
  • Станковая живопись;
  • Книжная миниатюра.

Фрески украшали стены известных церквей и храмов. Первая каменная церковь, которая была сооружена в 988 году в Киеве была полностью украшена фресками, а самые важные части задекорированы мозаикой, росписи были посвящены евангельским событиям, жизни Богоматери, святым и апостолам.

Очень красивыми были фрески и мозаики Софийского собора, построенного киевским князем Ярославом Мудрым. Помимо религии они изображают придворную жизнь, охоту, птиц и зверей, а на одной из стен изображены портреты семьи Ярослава Мудрого.

Фрески и мозаики Софийского собора

Интересным является интерьер Успенского собора в Киево-Печерском монастыре, который создали византийские мастера в 1070-1080-х годах. Данные росписи стали образцом для многих последующих росписей на соборах и храмах.

Отдельное место в живописи Киевской Руси принадлежит иконам. Первые иконы, которые появились на Руси были те, которые Владимир Великий привез из Херсонеса, но, к сожалению, ни одна из них до наших дней не дошла. Самые древние из икон, которые сохранились были созданы в Великом Новгороде. Иконы «Спас Златая риза» и «Апостол Петр и Павел» были созданы специально для Софийского собора.

Спас Златая риза и «Апостол Петр и Павел»

Первая имеет византийское происхождение, на ней изображен Иисус на троне с Евангелием в левой руке. Вторая же икона, создана в Новгороде, на которой изображены апостолы Петр и Павел в полный рост. Еще ярким примером считается «Святой Георгий», икона, созданная в конце ХI- начале ХII века. Она уникальна тем, что имеет две стороны: на одной представлен Святой Георгий в образе молодого воина, а на другой – Богородица Одигитрия.

Увлекательная история связана с иконой Божией Матери. Она была подарком князю Мстиславу из Византии в начале ХII века. Долгое время она находилась в монастыре Вышгорода, до того, как Андрей Боголюбский в 1155 году не забрал ее в свою резиденцию в Боголюбове, а потом — в Успенский собор во Владимире. Она была главной русской иконой, и без нее не проходило ни одного важного мероприятия.

Владимирская икона Божией матери Византия 12 век

Литература

Первые произведения, которые дошли до нас, имеют свое начало в средине ХI века. В них раскрывались идеи политического сознания Киевской Руси. Литература закрепила религиозные идеи, статус светской и духовной власти, продемонстрировать несокрушимость феодализма, правопорядка. Основным жанром в этот период был исторический: предание, сказание, повесть — и религиозные: поучения, жития, хождения.

В передовой жанр постепенно превращается историческая повесть, которая основывалась на достоверном изображении событий. Повести могли быть: «богатырскими», повестями o преступлениях князей и т. д. Каждая историческая повесть имела свои уникальные стилистические особенности. Основным героем исторических повестей и рассказов является герой князь, защитник границ своей державы, созидатель храмов, просветитель, справедливый судия своих подданных.

Его противоположность — князь-крамольник, который нарушает феодальную структуру подчинения вассала своему сюзерену, который в роду имеет более высокий статус, ведущий междоусобные войны, который желает прибрать власть в свои руки. Сказания o праведных и порочных деяниях князей от свидетелей происходящего, людей, которые принимали участие в данных событиях, устные рассказы, которые бытовали между дружинниками.

Повесть временных лет книга

В исторических повестях и сказаниях не было художественного вымысла. Факты, которые излагались в них, были из перечня документов, которые были подкреплены точными датами, в соотношении c другими событиями. Как правило, исторические жанры древнерусской литературы были частью летописей, куда можно было включать разные повествования: записи о погоде, легенды, повествования.

В исторических жанрах зачастую рассказывали о военных походах, борьбе против иноземных врагов Киевской Руси, а также борьбы внутри государства. Так же, в летописи были элементы жизненных рассказов и документы юридического направления.

Одним из величайших литературных памятников, который сохранился до наших дней считается «Повесть временных лет». Авторство к данной летописи приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, хотя многие ученые считают это выдумкой и всячески отвергают данный факт.

Список использованной литературы:

  1. Б. Д. Грековаи проф. М. И. Артамонова «История культуры Древней Руси»
  2. Чёрная Л. А. «История культуры Древней Руси.»
  3. В. В. КурасоваА. М. Некрича, Е. А. Болтина, А. Я. Грунта, Н. Г. Павленко, С. П. Платонова, А. М. СамсоноваС. Л. Тихвинского. «Культура Киевской Руси// Всемирная История» в десяти томах
  4. Любимов Л. «Искусство Древней Руси»
  5. Прохоров Г. М. «Древняя Русь как историко-культурный феномен»
  6. Скурат К. Е. «Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси»
  7. М. Б. Свердлов. «Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в.»
  8. Б. А. Рыбаков. «Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв.»
Культура Киевской Руси
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
1
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий