История России

Искусство киевской Руси

Искусство киевской Руси до принятия христианства формировалось на поклонении языческим идолам. Религиозные мотивы всегда были краеугольным камнем в изобразительном искусстве и архитектуре. Весь уклад жизни древних славян подчинялся строгим религиозным канонам. Никакое дело нельзя было начинать, не посоветовавшись с богами, а в особо важных случаях нужно было принести жертву. Это находило отражение в изобразительном искусстве древних славян.

Искусство киевской Руси до христианства

До настоящего времени из той эпохи дошло очень мало артефактов, позволяющих безошибочно судить о различных направлениях в искусстве. По тому, что удалось найти, можно сделать вывод, что скульптурные изображения людей, как это было распространено в древней Элладе, у славян полностью отсутствуют.

Чуры древних богов Руси

Из дерева и камня изготовлялись только изображения языческих богов и животных. Кроме фигурок идолов в обиходе были резные барельефы с жанровыми сценками. Светская и религиозная живопись тогда отсутствовала или за давностью лет никаких изображений на холсте не сохранилось.

Важно: Есть свидетельства, что после принятия христианства, новая религиозная власть безжалостно уничтожала памятники культуры и искусства, связанные с язычеством, поэтому так мало артефактов дошло до нашего времени.

Кроме резьбы по камню и дереву, мастера древнего Киева прекрасно владели техникой орнамента. Чаще всего для украшения посуды, конской упряжи и оружия использовались изображения зверей, птиц, цветов и листьев. На посуду они наносились цветными природными красками, а для украшения сбруи и оружия элементы декора чеканились из меди или серебра. Часто для украшения использовался символ солнца в виде диска с лучами.

Прикладное искусство киевской Руси

На искусство киевской Руси оказала большое влияние культура Византии. Несмотря на то, что славяне оставались язычниками, киевские мастера много позаимствовали у византийцев. Особенно это коснулось ювелирных изделий и ткацкого дела. Славянские мастера делали уникальные ювелирные изделия из серебра и золота, а дорогая одежда князей могла соперничать по красоте с парадными одеждами Византийских архонтов.

Прикладное искусство киевской Руси

В ювелирных изделиях киевской Руси встречаются как восточные мотивы, так и орнамент, свойственный народам севера. Восточный узор отличает плавность, округлость и мягкость линий, а жители севера предпочитают чёткий и угловатый геометрический рисунок. Это говорит о налаженных и обширных торговых связях.

Виды ювелирных украшений киевской Руси:

  • Подвески для головного убора (Височные кольца)
  • Колты
  • Шейные гривны
  • Серьги
  • Браслеты
  • Перстни

Кроме ювелирных изделий и образцов тканей до настоящего времени дошло большое количество детских игрушек. В основном это фигурки диких зверей и домашних животных вылепленные из глины, раскрашенные природными красками и обожжённые. Конечно вся мелкая пластика, выполненная из дерева, разрушилась со временем.

Дохристианская архитектура Киева

Основным строительным материалом в древней Руси было дерево. Лёгкий, по сравнению с камнем, и удобный в обработке материал обладал некоторыми негативными качествами. Дерево хорошо горело, подвергалось гниению и разрушению со временем. Поэтому ранние памятники древнерусской архитектуры утрачены безвозвратно, так как в процессе войн и вражеских набегов, славянские города горели десятки раз. Поскольку храмов, церквей и колоколен в языческом Киеве не строили, то самым выдающимся и красивым сооружением был дворец Великого Князя.

Дохристианская архитектура Киева

Это сооружение состояло из нескольких бревенчатых клетей или изб, которые соединялись переходами или сенями. Каждая клеть имела своё функциональное назначение. Центральное здание имело не менее трёх этажей. Первый ярус предназначался для дворовых людей князя, на втором этаже были горницы князя, а третий ярус назывался терем. Вокруг княжеского двора селились дружинники князя. Торговый люд и ремесленники жили каждый в своей слободе. Они так и назвались Гончарная, Кузнечная или Бондарная.

Одним из важнейших направлений в архитектуре киевской Руси являлось строительство оборонительных сооружений. Город обычно окружался бревенчатой стеной, на которой через равные расстояния находились башни, имеющие несколько ярусов. Стены могли быть двойными, с внутренними переходами, или одинарными, но с мостками для свободного перемещения воинов.  Надёжнее были каменные стены, но их строительство было более сложным и работы продолжались долго. Кроме того не везде можно было найти пригодный для строительства камень.

Государство Древнерусское

Отдельным священным  местом было капище языческих идолов. Там молились, приносили дары и закалывали жертвенных животных. Человеческие жертвоприношения практиковались на захваченных, в процессе войны, вражеских территориях.

Архитектура киевской Руси после принятия христианства

Крещение Руси князем Владимиром, оказало огромное влияние на весь уклад жизни славян. В области культуры, искусства и архитектуры произошли большие изменения. Если в языческую эпоху для поклонения славянским богам было достаточно открытой поляны с идолами (капище) или места у священного дерева, то с приходом христианства всё изменилось. Для поклонения и молитвы новому Богу потребовались особые здания.

Крещение киевской Руси до христианства

Интересно: После принятия православной веры произошли изменения и в ювелирном деле. Важным элементом стал крест и небольшие образки святых, отчеканенные в металле.

Поскольку христианская вера пришла на Русь из Византии, первые архитектурные сооружения киевской Руси копировали византийский стиль. Храм в Византийском стиле представлял собой прямоугольное в плане здание с одним центральным куполом. Для того чтобы добиться в архитектурном сооружении ощущения лёгкости, зодчие стали «обрезать» верхние углы и рёбра прямоугольной конструкции.

Архитектура киевской Руси после принятия христианства

Купол стал визуально опираться на арки, поэтому даже большие храмы выглядят воздушно. Лёгкость так же подчёркивается белым камнем сооружения. Крещение Руси началось с города Киева, поэтому первые культовые сооружения новой религии появились именно там, но православие стало быстро распространяться по Руси и скоро во многих городах появились храмы во славу Христа, Богородицы и Святых.

Важнейшие памятники древнерусского зодчества:

  • Черниговский Спасо-Преображенский собор
  • Киевский Собор Святой Софии
  • Новгородский Собор Святой Софии
  • Новгородский Георгиевский Собор
  • Владимирский Собор Успенья Богоматери

Спасо-Преображенский Собор в городе Чернигове единственный из храмов киевской Руси, который сохранился до настоящего времени в первозданном виде. Храм строили византийские мастера, поэтому при отделке внешних стен широко применяется традиционные греческий орнамент – меандр. Стены храма выполнены из тонкого цветного кирпича (плинфа) и имеют приятный розовый цвет.

Собор Святой Софии в Киеве считается шедевром древнеславянской архитектуры. Он строился по византийским канонам, но киевские мастера отошли от конструкции с одним куполом и, в первоначальном виде, у храма было 13 куполов. Потом их количество было уменьшено. Именно большое число куполов отличает славянские христианские храмы от византийских. Купол в православных храмах играл важную роль. Он являлся концентратором молитвенной энергии.

Собор Святой Софии в Новгороде мало похож на византийские храмы. В нём нет той лёгкости, которая отличает Собор Святой Софии в Киеве. Это собор- воин, собор-защитник. Он более основательный и тяжёлый, а купола выполнены в форме древнерусских шлемов. До начала XII века это был княжеский храм, а затем он стал символом нижегородского вече, символом свободы.

Собор Святой Софии в Новгороде

Георгиевский Собор в городе Новгороде начали строить по приказу великого князя Мстислава I Владимировича в 1119 году. Он стал главным храмом Юрьева монастыря. Храм назван в честь Святого Георгия Победоносца – одного из самых почитаемых, на Руси, святых.

В связи с усилением влияния Ростовско-Суздальского княжества, стал активно застраиваться новый город Владимир. Там закладывается собор Успенья Богоматери, который, со временем, станет центром владимирской митрополии, которая будет самостоятельной и независимой от киевских светских и церковных властей.

Интересно: Внешние стены Успенского собора  украшены барельефами с языческими персонажами. Это своеобразный символ неподчинения города Владимира центру православия, Киеву.

Изобразительное искусство киевской Руси

Основной темой изобразительного искусства киевской Руси были христианские сюжеты, поэтому светские темы в искусстве практически отсутствуют. Как только на Руси стали строить первые христианские храмы, возникла потребность в их внутренней отделке. Для этого использовалась две техники. Это фреска и мозаика.

Фреска это нанесение красочного изображения на сырую штукатурку. Для этого использовались водные растворы природных пигментов. В технике фрески расписывались стены и внутренние купола соборов. Кроме образа Христа Пантократора (Вседержителя) широко используется образ пресвятой Богородицы и святых, из которых самыми главными считались Святой Георгий и Архангел Михаил.

Святой Георгий и Архангел Михаил.

Часть помещений храма не являлась культовыми, поэтому их стены могли быть расписаны бытовыми сценками. Чаще всего использовались сцены охоты или игр. В одном из помещений Собора Святой Софии в Киеве сохранилось единственное бытовое изображение. Это портрет женщины из семьи великого князя.

Храмовая роспись плохо сохраняется и за сотни лет она почти вся исчезла. В большинстве соборов периода раннего христианства от фресок остались только цветные пятна на стенах. При мозаике, на ровной поверхности, закрепляются маленькие кусочки материала, разного цвета, которые образуют картину. Техника мозаики пришла в Византию из Греции и там достигла своего совершенства. Византия торговала с Сирией, а сирийские мастера научились, используя расплавленное стекло и окислы металлов получать уникальный по цвету материал смальту.

Интересно: Византийские мастера до предела уменьшили размер цветных стеклянных зёрен и научились изготовлять уникальные и очень красивые мозаичные миниатюры.

Русские мастера легко переняли всю византийскую технику, но лики святых, украшающие храмы, немного изменили. В Византии следовали греческим канонам иконографии, когда святые изображаются с жёсткими аскетичными лицами. Жизнелюбивым славянам это не очень понравилось, поэтому на стенах православных древнерусских храмов лики христианских праведников более жизненные и добрые.

Иконопись и книжная миниатюра

Вместе с православным христианством и культовой архитектурой в киевскую Русь пришло искусство иконописи. Иконы писались на загрунтованных деревянных досках красками на яичном желтке. Темы, композиция и цветовые сочетания регламентировались жёсткими канонами, не допускающими никаких отступлений. Категорически нельзя было изменить положение руки или поворот головы фигуры на иконе. Даже небольшие отклонения в цветовой гамме считались неприемлемыми.

Иконопись и книжная миниатюра

Но славянские мастера умели придавать самым канонизированным образам человеческие индивидуальные черты. Именно жизненности и одухотворённости не хватало на византийских иконах. Самые древние сохранившиеся образа относятся к периоду княжения Владимира Мономаха. Постепенно из византийской школы иконописи выросла уникальная славянская школа, а такие имена, как Дионисий, Феофан Грек и Андрей Рублёв известны во всё мире.

Кроме икон в богослужениях использовались церковные книги. Как правило, богослужебные тексты украшались изящными миниатюрами, а заглавные буквы оформлялись цветными виньетками. Славянские умельцы вписывали в эти виньетки не только узоры из цветов, листьев и злаков, но и почти запрещённые языческие символы. Чаще всего в книжных виньетках встречались мифические птицы Сирин и Алконост.

Развитие декоративного искусства

С принятием христианства в киевской Руси стало активно развиваться декоративно-прикладное искусство. Искусство киевской Руси как губка стало впитывать в себя византийскую культуру. Если у языческих славян украшение жилища, одежды и быта было достаточно скромным, то с приходом христианства активизировалось и стало популярным декоративно-прикладное искусство. Поделки из дерева, керамики, глины и металла имели не только функциональное назначение, но и служили для украшения жилища.

Птица Сирин из глины

Простая ювелирная техника отошла на задний план и при изготовлении  украшений стали использоваться следующие приёмы:

  • Чернение серебра
  • Скань
  • Зернь
  • Перегородчатая эмаль

Белоглиняная керамика древней Руси

Особенно сложной является техника перегородчатой эмали. Эта техника зародилась в Византии, но мастера киевской Руси намного превзошли своих учителей. Шаг от язычества к православному христианству поднял славянскую культуру на новую, более высокую ступень развития.

Литература:

  • Белова О.В. «Православная энциклопедия»
  • Раппопорт П.А. «Зодчество древней Руси»
  • Смирнова Э.С. «История древнерусской живописи»
Искусство киевской Руси
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
1
0
Комментарии
Аноним
30.03.2022

Спасибо!!!

Добавить комментарий