История России - РусИстори

Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»

Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», проходившее с 1-го по 25-е июня 1905 года (основная дата), – самое первое выступление целой воинской части в Российской империи и одно из ключевых событий революции 1905-1907 годов.

Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»

Интересно. До сегодняшнего времени оценка данного события в историографии мало объективна. Больше половина фактов либо искажена, либо гипертрофирована (национальный вопрос).

Предпосылки восстания

Ситуация в Российской империи к началу 1905 года максимально накалилась. Этому способствовала неудачная русско-японская война и события в Санкт-Петербурге в январе 1905 года, известные как «Кровавое воскресенье», убийство московского генерал-губернатора в.к. Сергея Александровича, еврейские погромы. Естественно, армия и флот были участниками всех процессов, проходивших в государстве. Так, среди моряков и офицеров Черноморской эскадры ходили слухи о том (уже после Цусимы, где погибла Вторая тихоокеанская эскадра, то есть Балтийский флот), что и Третью Тихоокеанскую эскадру также отправят на Восток.

Восстание на броненосце

Эти слухи, порождавшие агрессивные настроения, сопровождались массированной атакой социал-демократов, которые начали активную работу среди моряков Черноморского флота. Местное отделение РСДРП(б), «Севастопольськая централка», наметило вооруженное восстание матросов на осень 1905 года, события на кораблях «Екатерина II» и «Три святителя» заставили их подвинуть сроки на лето, но, в конечном итоге все произошло гораздо раньше.

Таким образом, основные причины восстания:

  • нежелание матросов отправляться на Восток и участвовать в войне с Японией;
  • агитационная работа социал-демократов, пытавшихся «подорвать» страну изнутри.

Интересно. «Севастопольская централка» не рассматривала экипаж корабля броненосец «Потемкин» как «идеологически крепкий». Считалось, что матросы с него не примут участия в восстании. В конечном итоге мятеж спутал все планы социал-демократов и стал для них полной неожиданностью.

Экипаж броненосца и ситуация на корабле до восстания

Броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был новейшим кораблем Черноморской эскадры. Строили его очень долго, и к моменту восстания он прошел лишь ходовые испытания. Экипаж (36-ой флотский экипаж) формировали параллельно со строительством корабля. При этом все матросы были очень молоды и по большей части малограмотны, (сверхсрочников, то есть опытных матросов, было всего 16 человек и из них только несколько уже служили на кораблях, в том числе и на крейсере «Варяг»).

Все они были выходцами из южных русских губерний, но при этом многие уже были вовлечены в революционное движение и знали о готовящемся восстании на Черноморском флоте. В целом команда на момент выхода в море состояла из 781 матроса, 15 офицеров, двух врачей и священника. Что касается офицерского состава, то он был не доукомплектован на 11 штатных единиц. Все офицеры были либо очень молодыми, либо гражданскими, призванными на военную службу из-за русско-японской войны. Понятно, что эти факторы снижали эффективность управления командой.

Броненосец «Князь Потемкин-Таврический»

Потёмкин Григорий Александрович 1739-1791

Интересно. Известно, что на корабле присутствовали рабочие николаевского судоремонтного завода, которые должны были бороться с неисправностями. Они не принимали участие в восстании, и сошли на берег в Одессе. Также известно, что еще до отправки на учебные стрельбы с корабля были убраны 30 человек матросов как неблагонадежные, а еще 40 человек покинули корабль сами (вероятно, они знали о подготовке к восстанию и не желали в нем участвовать).

Ход восстания

События на броненосце развивались следующим образом (краткая хронология):

  • 12 июня броненосец вышел из севастопольской бухты (Севастополь – город приписки черноморской эскадры) и к утру 13 июня прибыл к Тендровской косе;
  • 13 июня в Одессу была отправлена команда за необходимым экипажу провиантом (в Одессе в это время началась рабочая стачка, и многие магазины были закрыты и, вероятно, именно из-за этого было закуплено несвежее мясо, борщ из которого стал поводом для начала мятежа);
  • 14 июня команда корабля отказалась от борща из несвежего мяса, о чем доложили офицеру капитану 2-го ранга И. И. Гиляровскому, а тот в свою очередь доложил командиру корабля капитану 1-го ранга Е. Н. Голикову (борщ был проверен врачом С. Е. Смирновым, который признал его годным к употреблению);
  • во второй половине дня 14 июня неповиновение переросло в открытый бунт, начался мятеж матросов и некоторых младших офицеров (вероятно, из-за работы офицеров, наказавших первых попавшихся матросов, которые не были даже зачинщиками мятежа), в результате которого погиб командир корабля Е. Н. Голиков, старшие офицеры и несколько десятков матросов;
  • практически сразу же был захвачен сопровождавший броненосец миноносец №267 (его команда была арестована), а участники восстания приняли решение двигаться в Одессу, ситуация в которой могла способствовать успеху их предприятия;
  • в 8 часов вечера 14 июня корабль прибыл в Одессу, где команда стала искать контактов с местными представителями РСДРП;
  • 15 июня команда корабля заявила о том, что любые попытки власти вмешаться в дела на корабле приведут к обстрелу Одессы (члены РСДРП (м) призывали команду помочь захватить город);
  • 16 июня в Одесском порту начались массовые беспорядки (грабежи и драки), в ходе которых погибло более тысячи человек, а Николай II объявил в городе и губернии военное положение;
  • во второй половине дня 16 июня Одесса была обстреляна броненосцем, после чего команда приняла решение покинуть порт;
  • 17 июня корабль покинул порт, но, столкнувшись с Черноморской эскадрой, вынужден был развернуться (к тому моменту к восстанию присоединился броненосец «Георгий Победоносец», офицерам которого, впрочем, сохранили жизнь и просто высадили их);
  • 18 июня экипаж броненосца «Потёмкин» захватил судно с углем и стал готовиться к отбытию в Севастополь (совместно с судном «Веха», миноносцем, и «Георгием Победоносцем»), надеясь на поддержку экипажей других кораблей эскадры, но неожиданно на «Победоносце» решили сдаться властям;
  • вечером 18 июня экипаж «Потемкина» в сопровождении миноносца № 267 и портового судна «Веха» покинул одесский рейд, судовая комиссия (руководящий орган на корабле) приняла решение следовать в румынскую Констанцу;
  • 19-20 июня броненосец находился в Констанце, но был вынужден покинуть порт (из-за нежелания западных держав помогать экипажу и из-за того, что корабль преследовал миноносец «Стремительный»);
  • 21-24 июня – броненосец, побывав в Феодосии и обстреляв город (23 числа), снова отбыл в Констанцу;
  • 25 июня большая часть команды покинула броненосец по соглашению с румынскими властями (миноносец № 267, получив свободу, сам ушел в Севастополь), а позже корабли севастопольской эскадры, пришедшие в румынский порт, взяли броненосец на буксир (там оставалось 47 членов экипажа) и доставили его обратно в Севастополь.

Интересно. За время мятежа на «Потемкине» восстания поднимались и на других кораблях Черноморской эскадры («Прут», «Екатерина II», «Синоп»), но все они были подавлены «в зародыше». Власти Одессы, Ялты, Феодосии, Севастополя были откровенно напуганы революционными событиями на броненосце и, по сути, были деморализованы. РСДРП (б) и (м) пытались перехватить инициативу, но их усилия были напрасными.

Последствия восстания

Экономические последствия восстания для Одессы и всего черноморского региона были катастрофическими:

  • порт Одессы был полностью разрушен (страховики отказались покрывать убытки, возложив ответственность на российские власти);
  • экспорт пшеницы из южных губерний был сорван (не удалось отправить на экспорт около 4 миллионов тонн пшеницы нового урожая);
  • коммерческое судоходство в Черном море было фактически парализовано (грузы распродавались в Константинополе за бесценок).

Внешнеполитические последствия также были достаточно серьезные:

  • военные корабли меняли свои маршруты и порты приписки, опасаясь заходить в Черное море;
  • статус Черноморских проливов едва не был нарушен Великобританией, которая собиралась вводить в Черное море военные корабли для защиты своих международных интересов;
  • Турция начала наращивать фортификационную мощь Босфора, чему на протяжении 20 лет препятствовала российская дипломатия;
  • Румыния отказалась выдать России восставших моряков, что привело к обострению отношений (Румыния ждала углубления кризиса в Империи, на фоне которого становилось бы возможным получить Бессарабию);
  • Международный престиж Российской империи, которая почти месяц не могла контролировать свой Черноморский флот, был подорван.

Список литературы
  1. Спицын Е. Ю. Российская империя в XVIII – начале XIX веков. Полный курс российской истории. М., 2014 год.
  2. Спицын Е. Ю. История России с древнейших времен. М., 2016 год.
  3. Хуторской В. Я. Полный курс российской истории. М., 2018 год.
Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий