История России - РусИстори

Сословные реформы Екатерины Великой

Сословная политика Екатерины Второй характеризовалась укреплением положения дворянства в государстве; структурированием социальной структуры городского населения; усилением крепостного гнета (ухудшением положения крепостных крестьян в связи с расширением сословных привилегий дворянства). Реформы в рамках этих векторов сословной политики проводились в течение всего периода правления императрицы.

Екатерина II Алексеевна

Интересно. Екатерина II, будучи приверженцем просвещенного абсолютизма, не раз подчеркивала, что стремится к «благоденствию всех подданных», но в реальности она стремилась укреплять лишь собственную власть и положение опоры этой власти – дворянства.

Политика в отношении дворянского сословия: «Жалованная грамота дворянству»

Для укрепления положения дворянства Екатериной Алексеевной была издана «Жалованная грамота дворянству», и этот документ стал главным орудием ее дальнейшей легализации на престоле и укрепления абсолютизма. Он усилил политические и экономические позиции этого сословия (и, как следствие, ухудшил положение крепостных крестьян).

В 1765 году, в преддверии издания Грамоты, Екатерина Алексеевна издала:

  • указ, по которому только помещикам было разрешено покупать крестьян на мануфактуры и заводы,
  • указ, по которому запрещалось проверять права помещиков на ту или иную землю (после подписания указа все земли, находящиеся в пользовании помещиков, закреплялись за ними на безвозмездной основе).

Через двадцать лет, в 1785 году, императрица издала саму Грамоту, документ, в котором были перечислены основные права дворянского сословия:

  • не платить подушную подать;
  • не служить государству или служить только по личному желанию;
  • не подвергаться телесным наказаниям даже за совершенные преступления;
  • на обладание землей и крепостными крестьянами, то есть недвижимым и движимым имуществом;
  • создавать дворянские сословные учреждения, влияющие на решения местных властей;
  • на особый суд;
  • на почетное звание «благородного» (все дворянское сословие в целом наделялось данным титулом).

Фактически этот документ юридическим образом закрепил за дворянством статус привилегированного сословия и консолидировал его.

«Жалованная грамота дворянству»

По Грамоте предусматривалось создание дворянского самоуправления: обществ и собраний (органы дворянского самоуправления), куда входили все дворяне, проживавшие в уезде или губернии. Собрания обладали имущественными и политическими правами.

Управляли собраниями и обществами губернские предводители дворянства, кандидатура которых утверждалась губернаторами. Члены собраний назначались представителями в сословные суды, а также рассматривали и утверждали кандидатуры на полицейские должности (от выборов отстранялись только молодые дворяне, которые не достигли возраста 25 лет и дворяне, не имевшие земли; ограничивались в выборных правах те, кто не проходил военную службу). Исключались из Дворянского собрания те дворяне, которые были «опорочены судом».

С изданием Жалованной грамоты о вольности дворянству завершился многовековой процесс консолидации дворянского сословия (юридически этот процесс начался после издания Указа о единонаследии 1721 года). Это стало основным результатом реформы. Права и привилегии данного сословия расширились настолько, что время правления Екатерины Второй стали называть «золотым веком дворянства».

Политика в отношении посадского (городского) населения: «Жалованная грамота городам»

Отдельно необходимо упомянуть о том, что Екатерина II, издав Жалованную грамоту городам в 1785 году, не только упорядочила систему городского самоуправления, но и закрепила социально-сословную структуру городского населения (таблица ниже).

Разряд Группа городского населения Материальное благосостояние
1-й разряд «Настоящие городские обыватели» Владельцы недвижимости в черте города
2-й разряд Купцы 1-3 гильдий Капитал от 1-ой до 10-ти тысяч рублей
3-й разряд Ремесленники, состоящие в цехах Цеховой капитал + недвижимость
4-й разряд Иностранцы (+иностранные купцы) Работа по найму (купеческий капитал от 1-ой до 10-ти тысяч рублей)
5-й разряд «Именитые граждане» Купцы с капиталом от 50-ти тысяч рублей, банкиры, владельцы судов и мануфактур, люди творческих профессий, ученые с подтвержденным университетским или институтским образованием
6-й разряд «Посадские люди» Работа по найму (низкий уровень дохода)

От принадлежности к тому или иному разряду зависели политические права городского населения, то есть права, связанные с участием в самоуправлении.

Расширение прав российского купечества

Отдельно от общей массы городских обывателей рассматривалось купечество. Их права и привилегии были значительно расширены при Екатерине II.

Кившенко Ломоносов и Екатерина

В 1775 году Екатерина Алексеевна объявила полную свободу предпринимательской деятельности. Купцы:

  • освобождались от подушной подати,
  • освобождались от рекрутчины и телесных наказаний,
  • ликвидировались ограничения, введенные еще Петром Великим,
  • вводилась общая налоговая ставка – 1% с капитала.

Политика в отношении крестьянского сословия

С 1765-го по 1767-й год издавались законы, ужесточающие положение крепостных крестьян. Так, помещикам было разрешено отправлять своих крепостных на каторжные работы, а крестьянам было запрещено жаловаться на своих непосредственных владельцев (крестьянская жизнь и судьба полностью находилась в руках помещика).

В 1783 году был издан еще один указ, по которому крестьяне закреплялись на той земле, на которой проживали во время последней ревизии (издание указа было связано с расширением территории Империи на юге и западе).

Интересно. Естественно, были изданы и законы, которые ограничивали возможности помещиков. Например, жестокие наказания и, тем более, убийства крепостных, были неприемлемы и карались законом, но доказать факты насилия зачастую было просто невозможно.

Реформа просвещения как элемент социальной (сословной) политики

У императрицы не было особой программы, направленной на преобразование и развитие образования в Империи, но она системно проводила политику расширения доступности образования и повышения его качества.

Во время ее правления были открыты:

  • «Воспитательные дома» в Москве и Санкт-Петербурге (занимались проблемой социализации брошенных детей: детей-сирот и беспризорников);
  • Институт благородных девиц (1764 год; первое женское образовательное учреждение Империи);
  • Училища при Академии художеств и Академии наук (1775 год);
  • Коммерческое училище (1779 год; подготовка квалифицированных кадров для торговли).

В 1782 году начала работу Комиссия по устройству народных училищ. Ее члены должны были создать систему общеобразовательных учреждений Империи. В результате в городах были открыты

  • Малые народные училища (начальное образование);
  • Главные народные училища (более сложная программа, которая включала в себя изучение языков, философии, истории, точных и естественных наук).

Единственным минусом всей деятельности императрицы в области просвещения было то, что крестьянство за пределами образовательных реформ. В конце царствования Екатерина II задумывалась о создании сельских школ и о введение базового начального образования для всех, вне зависимости от пола и социального положения, но эти ее важные проекты так и остались нереализованными.

Итоги социальной политики

Тезис о том, что внутренняя политика Екатерины Алексеевны в целом соответствовала просвещенному абсолютизму, вполне оправдан. Она заботилась об укреплении империи и старалась повысить благосостояние граждан. Но при этом она полностью исключила из списка приоритетных задач облегчение положения крепостного крестьянства.

В конечном итоге сословные реформы (полное экономическое и политическое бесправие самого многочисленного сословия) привели к Крестьянской войне Е. Пугачева, а также к серии бунтов на национальных окраинах Империи.

Список литературы
  1. Платонов С. Ф. Лекции по истории России, М.: 1993 год.
  2. Данилов А. А. История России в IX – XIX веках, М.: 1998 год.
  3. Исаев И.А.История государства и права России, М.: 2006 год.
  4. Геллер М. История Российской Империи, М.: 2011 год.
Сословные реформы Екатерины Великой
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий