Секуляризация при Екатерине II, или упразднение монастырских вотчин, или ликвидация церковного землевладения – реформа, которая была проведена практически сразу после ее вступления на российский престол в1764 году. Реформа вполне своевременная, так как государственная казна нуждалась в экстренном пополнении, что и было сделано за счет секуляризированных церковных земель, то есть экономическая цель реформы была достигнута.
Интересно. 16 февраля 1762 года Петр III издал указ о постепенной секуляризации церковных земель (все монастырские крестьяне переводились в разряд государственных, им выделялись пахотные земли и назначался денежный оброк; земли переводились под контроль гражданских коллегий, священники и монахи переводились на государственное жалование). Именно на положения этого указа ориентировалась Екатерина Алексеевна, проводя свою церковную реформу.
Предыстория секуляризации
Вопрос о церковном земельном владении поднимался на государственном уровне задолго до реформ Екатерины II. О секуляризации размышляли и Иван III, и Василий III. Еще до Смуты, и Алексей Михайлович, и Федор Алексеевич, которые провели масштабную опись церковного землевладения.
Петр Великий в рамках масштабной церковной реформы думал о возможности изъятия церковных земель в пользу государства, но ограничился лишь политическим управлением, то есть упразднением патриаршества. Анна Иоанновна и Елизавета Петровна пытали взыскать с монастырей недоимки и учреждали специальные комиссии, но средства так и остались у РПЦ.
Интересно. РПЦ могла пойти по пути внутренней секуляризации: во времена Н. Сорского и И. Волоцкого решался вопрос о церковном владении как таковом. Но тогда сторонники нестяжания проиграли в идеологическом споре и вопрос секуляризации, экономическая инициатива полностью перешла в руки государства.
Причины проведения секуляризации
Реформа секуляризации церковного землевладения планировалась еще Елизаветой Петровной, которая указывала на ряд причин необходимости ее проведения
- во-первых, чрезмерное распространение «беломестных» церковных земель, то есть земель, освобожденных от уплаты налогов;
- во-вторых, большое количество «дутых» монастырей (монастыря как такового уже не было, либо он был крайне малочисленным, а земли к нему были «приписаны» и ими распоряжались Синод и духовенство по своему усмотрению);
- в-третьих, нарушение монастырями норм Номоканона, который не отрицал возможность наличия земельной собственности, но запрещал «стяжание» с нее.
Петр Федорович, как уже указывалось выше, реализовал планы своей предшественницы, но его Манифест привел лишь к обострению отношений с Церковью. Интересно, что этим воспользовалась Екатерина Алексеевна, заручившись поддержкой церковных иерархов и фактически получив от них «благословение» на дворцовый переворот. Впрочем, это не помешало ей, уже ставшей императрицей, согласиться с логикой своих предшественников и продолжить их начинания.
Интересно. Некоторые государственные деятели предлагали императрице не ограничиваться лишь секуляризацией, а провести масштабную реформу. Так обер-прокурор Синода И. И. Мелиссино предлагал реорганизовать РПЦ в духе идей Просвещения, но императрица нашла его проект, включающий разрешение на четвертый брак и уничтожение общеобязательных постов, слишком радикальным.
Издание Манифеста о секуляризации
Указ о секуляризации был издан 1 января 1764 года. Он включал в себя следующие основные положения:
- все имения РПЦ передавались в ведение Коллегии Экономии;
- крестьяне, проживавшие на этих землях. Также передавались под управление Коллегии Экономии;
- Синод и иные церковные учреждения отстранялись от управления церковными землевладениями и крестьянами, на них работавшими;
- крестьяне, которые получили статус «экономические», освобождались от барщины и оброка и переводились на подушную подать (фиксировано выплачивали 1,5 рублей подушного оклада, которые через Коллегию Экономии поступал непосредственно в государственную казну);
- на содержание монастырей и иных церковных учреждений Коллегия Экономии выделяла определенную фиксированную сумму (в зависимости от класса монастырей и епархий).
Интересно. Одновременно с Екатериной II подобную же реформу проводил император Священной Римской империи (Австрии) Иосиф II. Таким образом, политика в отношении Церкви полностью соответствовала духу Просвещенного абсолютизма, господствующего в Европе: Екатерина провела секуляризацию ориентируясь на монархов-просветителей.
Ход реформы
Статистика реформы была следующей:
- в 1762 году под управлением Синода находилось 953 монастыря, а после начала реформы большая часть из них была упразднена, и осталось только 418;
- в 1764 году часть монастырей переводилось на государственное содержание, а часть – на народное (монахи существовали с пожертвований);
- все переведенные на государственное жалование монастыри делились на три класса по уровню богатства, влияния и знатности;
- заштатные монастыри (не получавшие содержания) также делились на три класса, и часть из них расформировывалась (всего после реформы было 161 позаштатный монастырь);
- всего после реформы в Империи осталось 387 монастырей.
Интересно. Изначально церковная реформа не коснулась Малороссии, но потом она была распространена и на эти земли. В 1786-1788 годах все монастырское землевладение в южных губерниях было ликвидировано. Сибири же реформа так и не коснулась. Здесь сыграло роль то, что монашествующее духовенство обеспечивало и освоение и защиту Сибири.
Реакция РПЦ
Необходимо отметить, что реакция РПЦ на секуляризацию была неожиданно мягкой: духовенство роптало, но глухо. Всех, кто был недоволен и осмелился открыто критиковать действия императрицы, отправляли в пожизненную ссылку в отдаленные обители. Обер-прокурор Синода был, в свою очередь, полностью подконтролен императрице и разделял ее стремления относительно национализации церковных земель и крестьян.
Результаты реформы
В результате реформы появились не только новые типы монастырей, но и новые типы монахов. Одни полностью обеспечивались государством (хотя финансирования явно было недостаточно, что приводило к постепенному запустению штатных обителей), другие жили за свой счет и постепенно «умирали», так как получаемых средств также не хватало. Мужские монастыри получали большую часть финансирования, а женские вынуждены были выживать за счет труда монахинь.
В конечном итоге после проведения всех церковных реформ, в Российской империи постсекуляризационного периода насчитывалось только 452 монастыря (до реформы было более 1000 обителей).
Продолжение реформы
Интересно, что, несмотря на почти полное уничтожение монастырского землевладения, владения обителей в Витебской, Гродненской, Могилёвской, Виленской и Минской, Белостокском крае, а также Подолии и Волыни были национализированы только в 1841-1843 годах.
Интересно. Окончательную точку в вопросе секуляризации церковного землевладения поставили большевики. В 1917 году 3 миллиона десятин земли, которые оставались в собственности у РПЦ, были национализированы. В распоряжении Церкви, которая была отделена от государства, остались только здания для богослужения и те не являлись ее собственностью, а были в так называемой безвозмездной аренде.