История России - РусИстори

Реформы Александра I в области образования

Эпоха либеральных реформ Александра I, в том числе и реформы Александра I в области образования, охватывает период с 1801-го по 1812-й год. Это время работы «нового круга лиц», сложившегося вокруг молодого государя, время постепенного ухода от петровских, екатерининских и павловских методов управления государством, время оживления общественной жизни, ее европеизации. Все внутренние реформы носили комплексный, прогрессивный характер, мероприятия имели внутреннюю логику и последовательность. Благодаря им были заложены основы для либеральных реформ Александра II, а также для отмены крепостного права в России в 1861 году.

Министерская реформа

Реформа образования: основные мероприятия

Образовательная реформа охватывала период с 1803-го по 1817 год и стала звеном в цепи внутренних реформ этого периода. За все это время были проведены важные мероприятия, авторами идей которых стали молодые политические деятели, приближенные Александра Павловича, особенно заинтересованные в развитии данной сферы государственной жизни.

Основные изменения в системе образования

Согласно документу, который был издан в 1803 году, в систему образования интегрировались следующие принципы:

  • бессословность учебных заведений (естественно, речь не шла о приеме крепостных крестьян в образовательные учреждения, а лишь о более простом доступе туда лиц мещанского, городского, сословия и формирующейся буржуазии);
  • бесплатность образования на его начальном этапе (все заведения среднего и высшего типа были платными, что ограничивало доступ в них лицам без постоянного дохода);
  • многоуровневость и многопрофильность образования;
  • преемственность образовательных программ.

Всей сложившейся образовательной структурой, системой просвещения (университетами, институтами, гимназиями, училищами и одноклассными училищами) ведало Главное управление училищ и так называемые попечители (каждый в своем учебном округе). Деятельность самих попечителей контролировали и направляли ученые Советы университетов. Позднее всей системой образования в Империи стало заведовать Министерство народного просвещения (первым министром стал граф П. В. Завадовский, потом – граф А. К. Розумовский, а после него, в 16-ом-24-ом годах, князь А. Н. Голицин).

Интересно. МНП подчинялась АН Российской империи, а также все учебные заведения, все типографии, Главное управление цензуры. В 1817 году МНП было реорганизовано и ему переподчинялись учебные заведения духовного профиля. МНП не подчинялись только образовательные заведения военного типа. Вся работа Министерства была организовано согласно изданному в 1811 году Манифесту.

Развитие системы высшего образования

При Александре Павловиче высшее образование в Российской империи  получило новое развитие. Появились новые университеты и институты в таких городах как Дерпт, Харьков, Вильно, Казань. Также в этот период появился первый в империи педагогический институт, который занимался подготовкой профессиональных кадров для различных учебных заведений.

Реформы Александра I в области образования

Интересно. В этот период было образовано Демидовское училище – первое частное учебное заведение, открывшееся в 1803 году (обучение в данном заведении было платным, но сословные характеристики поступающих учитывались не так строго). Интересно, что из первых 35 студентов 20 «демидовцев» обучались бесплатно, а к 1822 году общие число студентов достигло цифры 109 человек. Содержалось данное учебное заведение исключительно на средства благотворителей, хотя и подчинялось МНП.

В 1804 году был издан первый в Российской империи Университетский устав. Он предусматривал значительные права для профессуры и студентов, даровав высшим учебным заведениям широкую автономию. По данному Уставу

  • вводилась выборность ректората и профессуры,
  • оформлялся независимый университетский суд,
  • гарантировалось невмешательство государства в научные дела университетов,
  • профессуре предоставлялось право делегировать учителей в образовательные учреждения, им подконтрольные.

Цензурный устав

Первый цензурный устав был утвержден 21 июня 1804 году. Согласно этому указу, все литературные и публицистические произведения должны были проходить через цензурные комитеты. Обычно в печать не выдавались те произведения, в которых присутствовали высказывания против православия и власти государя, а также против самодержавия как такового. Оспорить решение цензоров было возможно, а арбитром в спорах обычно выступал профессорский состав университетов.

Цензурный устав 1804

Интересно. Можно сказать, что при Александре Павловиче произошло смягчение цензурной политики, особенно в карательной ее части. Французская буржуазная революция больше не беспокоила императора, и он хотел полностью вернуться к традиции просвещенного абсолютизма в части публикации и ввоза литературы. Важно отметить, что многие книги, запрещенные Екатериной Второй, при Александре Павловиче вернулись в печать и были переизданы без цензурной «резки».

Образование чиновников Империи

Именной Указ «О правилах производства в чины» был издан в августе 1809 года. Его автором стал М. М. Сперанский. Этот указ предусматривал следующую схему продвижения по службе:

  • обязательное наличие университетского образования для всех гражданских чиновников;
  • обязательное прохождение аттестации;
  • обязательная выслуга лет и наличие положительных характеристик для повышения в гражданском чине.

Данный указ ограничил возможности продвижения по гражданской службе для лиц, не имеющих определенных знаний и навыков. Это дало возможность привести в порядок «армию» чиновников, работающих на государство.

Открытие элитных учебных заведений

В царствование Александра Первого стали открываться привилегированные средние учебные заведения. В

  • 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в первом выпуске которого оказался и А. С. Пушкин;
  • 1817 году – Ришельевский лицей в Одессе;
  • 1820 году – Нежинский лицей.

В данных учебных заведениях учились как аристократы, так и способные мальчики из низших сословий. Идея открытия, как и программа учебных заведений, принадлежала М. М. Сперанскому. Прежде всего, он рассчитывал на то, что в лицеях будут подготавливать для дальнейшей службы будущих высших сановников государства (особенно его интересовало повышение качества службы в финансовых учреждениях и в дипломатическом корпусе). Набор в лицеи проходил каждые три года, а срок обучения составлял шесть лет.

Царскосельский лицей Пушкина

Итоги образовательной политики 1801-1812 годов

Если говорить кратко, следствием политики Александра Первого в области образования стало:

  • появление Министерства народного просвещения, сконцентрировавшего в своих руках все вопросы, касающиеся образования в Империи;
  • повышение доступности начального образования;
  • развитие среднего и высшего образования;
  • развитие автономности высших учебных заведений;
  • смягчение цензуры;
  • введение определенных образовательных правил для чиновников государственной службы.

Образование при Александре Павловиче действительно стало более доступным, причем для представителей низших сословий.

Интересно. Интересно, что сам император умел окружать себя людьми образованными и интеллектуально развитыми и не обращал внимания на родовитость. И М. Сперанский, и В. Кочубей, и А. Аракчеев были выходцами из низших сословий или из обедневших дворянских родов, но это не помешало сделать им в это царствование головокружительные карьеры опираясь только на собственные знания и опыт.

Список литературы
  1. Платонов С. Ф. Лекции по истории России. М., 1993 год.
  2. Швец Ю. П. О реформах Александра I. М., 2010 год.
  3. Геллер М. История Российской Империи. М., 2011 год.
Реформы Александра I в области образования
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий