Век просвещенного абсолютизма Екатерины Великой называют «золотым веком российского дворянства» и уже этот факт показывает, что ее политика, в принципе, мало чем отличалась от политики ее предшественников. Екатерина II, еще будучи великой княгиней, увлеклась идеями гуманизма и просвещения. Она, как и ее современники-монархи, желала править именно в духе просвещенного абсолютизма, когда монарх понимает всю меру собственной ответственности перед подданными без деления их на классы и сословия, то есть благоденствие этих самых подданных – главная задача государя. В данной концепции также указывалось, что подданные должны оценить такое поведение монарха и всячески поддерживать его реформы и начинания.
Интересно. Взойдя на трон, Екатерина Алексеевна действительно объявила о том, что будет стремиться к «благоденствию всех подданных», но в реальности она укрепляла лишь собственную власть и положение опоры этой власти – дворянства.
Ключевые положения политики просвещенного абсолютизма
Главными идеологами Эпохи просвещения являлись европейские философы, которые в своих трудах отобразили векторы развития общества (таблица).
Просветители | Основные идеи |
Дж. Локк | Идеи равенства всех людей перед законом и введение в политическую практику принципа разделения властей. |
Ш. Л. Монтескье | Развивал идею Д. Локка о разделении властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. |
Ж. Ж. Руссо | Идеи социального равенства и введение всеобщего избирательного права. |
А. Смит | Идеи свободы экономики от давления государства (свобода предпринимательства, частной собственности), а также принятие того факта, что источником богатства являются не деньги как таковые, а человеческий труд. |
Общими для всех просветителей являются следующие идеи:
- отрицание господства в обществе Церкви и Государства;
- принятие главенствующей роли разума в жизни человека и общества, а также освобождение личности от навязанных религиозных и сословных догматов;
- широкая демократизация общества, развитие системы просвещения;
- принятие идей рационализма за основу экономической и социальной жизни.
Таким образом, главное, к чему должен был стремиться монарх, следующий канона идей просвещения – это
- обеспечение повышения уровня жизни всех подданных государства через развитие системы образования, медицины, уменьшения налогового бремени;
- передача части властных полномочий обществу (или общественным представителям);
- формирование системы бессословного суда и выборности судей;
- введение политики экономического либерализма (отмена монополий, снижение налогов);
- нивелирование сословных различий (введение системы равенства всех перед законом).
Интересно. Современники-монархи Екатерины II в Пруссии и в Австрии проводили мероприятия именно в рамках идей просвещения, и императрица в своей деятельности ориентировалась и на их достижения (таблица).
Государство | Лидеры | Проведенные, в рамках политики просвещенного абсолютизма, реформы |
Пруссия | Фридрих II Великий |
|
Мария-Терезия, Иосиф II |
|
Особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II
То, как Екатерина Вторая понимала идеи просвещенного абсолютизма, отражено в «Наказе», изданном перед началом работы Уложенной комиссии, которая должна была заниматься кодификацией законов Империи. Императрица, создавая этот документ, ориентировалась на труды таких философов, как Дидро, Монтескье, Д’ Аламбер и Беккариа. Но, надо заметить, при этом она учла реалии жизни в России XVIII века.
Как итог у Екатерины II сложился документ, который содержал такие тезисы (основные черты российского просвещенного абсолютизма):
- самодержавие, монархия – идеальная форма правления для Российской империи, ограничение власти монарха может привести к трагедии;
- равенство всех перед законом – важная составляющая жизни империи (законов не должно быть много и они должны быть просты для понимания и легки для запоминания);
- деление общества на сословия и группы – естественно (кто-то умеет править, а кем-то нужно управлять);
- обязанность монарха заботиться о благе всех подданных;
- монарх не имеет права посягать на свободу подданных, но свобода – это лишь право делать то, что не запрещено законом.
Положения «Наказа» декларировались, но исполнены так и не были. Екатерина стремилась популяризировать себя и укрепить собственную власть и часто прибегала к репрессивным мерам. Положение же большей части подданных империи за годы ее правления не улучшилось, а ухудшилось.
Мероприятия, проведенные в рамках политики просвещенного абсолютизма
На протяжении своего царствования Екатерина Алексеевна проводила реформы, преобразования, которые в целом соответствовали политике и духу просвещенного абсолютизма (таблица).
Мероприятие (реформа) | Год проведения | Цель и задачи | Итог |
Реформа Сената | 1763 год | Упорядочить саму структуру политического управления, а также сделать так, чтобы все законодательные функции сосредоточились только в руках монарха.
|
Екатерина Вторая монополизировала законодательную власть, сохранив административные и судебные функции за Сенатом. Фактически она подготовила почву для всех последующих преобразований.
|
Секуляризация церковных земель | 1764 год | Повышение эффективности использования земель и завершение процесса переподчинения РПЦ государству. | Фактически Екатерина Вторая завершила процесс по подчинению церкви государству, начатый еще Петром Великим (религиозная жизнь полностью подчинялась решениям Синода и императрицы). Также результатом реформы стало то, что в бюджете появился новый, достаточно стабильный источник дохода.
|
Ликвидация гетманства в Малороссии | 1764 год | Укрепление вертикали государственной власти. | Восстановление Малороссийской коллегии и переподчинение ее Сенату и лично императрице. |
Реформы в области просвещения | 1764 год | Распространение образования на низшие сословия, решения вопроса сиротства, популяризация женского образования. | Открытие — «Воспитательных домов» в Москве и Санкт-Петербурге (занимались проблемой социализации брошенных детей: детей-сирот и беспризорников); — Института благородных девиц (1764 год; первое женское образовательное учреждение Империи); — Училища при Академии художеств и Академии наук (1775 год); — Коммерческого училища (1779 год; подготовка квалифицированных кадров для торговли). — Малых народных училищ (начальное образование); — Главных народных училищ (более сложная программа, которая включала в себя изучение языков, философии, истории, точных и естественных наук). |
Вольное экономическое общество | 1765 год | Стимулирование развития экономики, внедрение новых технологий в производство и сельскохозяйственную деятельность. | Начало развития системы землепользования, частичная модернизация помещичьих хозяйств. |
Открытие Императорской Академии Художеств | 1765 год | Популяризация искусства. | Развитие отечественной художественной школы. |
Уложенная комиссия | 1766-1768 год | Попытка кодификации законов Империи и попытка улучшить положение крепостных крестьян. | Деятельность Комиссии была полностью провалена (только популяризация Екатерины Алексеевны как правительницы и легитимация ее власти). |
Введение обязательной прививки от оспы | 1768 год | Популяризация науки и развитие системы здравоохранения. | После того как привилась сама императрица и члены ее семьи, прививка стала достаточно популярной. |
Запрет прямых продаж крепостных крестьян | 1771 год | Попытка завуалировать наличие фактического рабовладельческого строя. | Закон был лишь задекларирован. В реальности прямые продажи крепостных крестьян продолжались. |
Губернская реформа | 1775 год | Оформление системы административного управления. | Реформа государственного управления упорядочила хаотичную систему местного самоуправления и административно-территориального деления, существовавшую со времен Петра Великого. Впервые появился целый комплекс нормативных документов, которые регламентировали деятельность органов местного управления и суда. |
Манифест о свободе предпринимательства | 1775 год | Стимулирование развития экономики. | Снижение налогов, отмена монополизма и развитие мелкого и крупного предпринимательства. |
Повторное открытие Академии наук | 1783 год | ||
Разрешение на открытие вольных типографий | 1783 год | ||
Городская реформа | 1785 год | Оформление системы разделения властей, попытка передачи властных полномочий обществу. | Определение правового статуса горожан, внедрение системы местного самоуправления, выборности чиновников и разделение органов судебной и административной власти. |
Итоги политики просвещенного абсолютизма Екатерины II
Особенностью периода правления Екатерины Великой, его основной характеристикой и сутью, стало противоречивость реформ. С одной стороны — они способствовали усилению крепостного гнета, с другой — отличались крайней либеральностью.
Действительно, большая часть мероприятий императрицы не соответствовала политики просвещенного абсолютизма:
- жалованная грамота дворянству 1785 года;
- серия указов, ужесточивших нормы крепостного права;
- полицейская реформа;
- введение крепостного права в Малороссии и Новороссии.
Положительные же итоги либеральных реформ нивелировались «закостенелым» крепостным правом, сословными ограничениями.
Именно противоречивость реформ приводила к крестьянским и этническим выступлениям, а также к деятельности оппозиции, которую императрица безжалостно уничтожала (арест Радищева и Новикова). Но, так или иначе, значение деятельности императрицы очень велико: именно в это время были заложены основы для будущих преобразований российской империи.