История России - РусИстори

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины Великой

Век просвещенного абсолютизма Екатерины Великой называют «золотым веком российского дворянства» и уже этот факт показывает, что ее политика, в принципе, мало чем отличалась от политики ее предшественников. Екатерина II, еще будучи великой княгиней, увлеклась идеями гуманизма и просвещения. Она, как и ее современники-монархи, желала править именно в духе просвещенного абсолютизма, когда монарх понимает всю меру собственной ответственности перед подданными без деления их на классы и сословия, то есть благоденствие этих самых подданных – главная задача государя. В данной концепции также указывалось, что подданные должны оценить такое поведение монарха и всячески поддерживать его реформы и начинания.

Екатерина II Великая

Интересно. Взойдя на трон, Екатерина Алексеевна действительно объявила о том, что будет стремиться к «благоденствию всех подданных», но в реальности она укрепляла лишь собственную власть и положение опоры этой власти – дворянства.

Ключевые положения политики просвещенного абсолютизма

Главными идеологами Эпохи просвещения являлись европейские философы, которые в своих трудах отобразили векторы развития общества (таблица).

Просветители Основные идеи
Дж. Локк Идеи равенства всех людей перед законом и введение в политическую практику принципа разделения властей.
Ш. Л. Монтескье Развивал идею Д. Локка о разделении властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.
Ж. Ж. Руссо Идеи социального равенства и введение всеобщего избирательного права.
А. Смит Идеи свободы экономики от давления государства (свобода предпринимательства, частной собственности), а также принятие того факта, что источником богатства являются не деньги как таковые, а человеческий труд.

Общими для всех просветителей являются следующие идеи:

  • отрицание господства в обществе Церкви и Государства;
  • принятие главенствующей роли разума в жизни человека и общества, а также освобождение личности от навязанных религиозных и сословных догматов;
  • широкая демократизация общества, развитие системы просвещения;
  • принятие идей рационализма за основу экономической и социальной жизни.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины Великой

Таким образом, главное, к чему должен был стремиться монарх, следующий канона идей просвещения – это

  • обеспечение повышения уровня жизни всех подданных государства через развитие системы образования, медицины, уменьшения налогового бремени;
  • передача части властных полномочий обществу (или общественным представителям);
  • формирование системы бессословного суда и выборности судей;
  • введение политики экономического либерализма (отмена монополий, снижение налогов);
  • нивелирование сословных различий (введение системы равенства всех перед законом).

Интересно. Современники-монархи Екатерины II в Пруссии и в Австрии проводили мероприятия именно в рамках идей просвещения, и императрица в своей деятельности ориентировалась и на их достижения (таблица).

Государство Лидеры Проведенные, в рамках политики просвещенного абсолютизма, реформы
Пруссия Фридрих II Великий
  • ослабление крепостного гнета;
  • отмена пыток;
  • модернизация судебной системы с целью защиты имущественных прав граждан; введение так называемого «Фридрихс кодекса);
  • проведение реформы образования.
Мария-Терезия, Иосиф II
  • проведение реформы системы государственного управления, создание Государственного Совета;
  • реализация реформы системы местного самоуправления;
  • ослабление крепостного гнета и зависимости крестьян от своих помещиков;
  • проведение реформы образования;
  • введение религиозной свободы (терпимость, существование других конфессий, наделение их представителей всеми правами и свободами):
  • проведение секуляризации земель.

Особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II

То, как Екатерина Вторая понимала идеи просвещенного абсолютизма, отражено в «Наказе», изданном перед началом работы Уложенной комиссии, которая должна была заниматься кодификацией законов Империи. Императрица, создавая этот документ, ориентировалась на труды таких философов, как Дидро, Монтескье, Д’ Аламбер и Беккариа. Но, надо заметить, при этом она учла реалии жизни в России XVIII века.

Как итог у Екатерины II сложился документ, который содержал такие тезисы (основные черты российского просвещенного абсолютизма):

  • самодержавие, монархия – идеальная форма правления для Российской империи, ограничение власти монарха может привести к трагедии;
  • равенство всех перед законом – важная составляющая жизни империи (законов не должно быть много и они должны быть просты для понимания и легки для запоминания);
  • деление общества на сословия и группы – естественно (кто-то умеет править, а кем-то нужно управлять);
  • обязанность монарха заботиться о благе всех подданных;
  • монарх не имеет права посягать на свободу подданных, но свобода – это лишь право делать то, что не запрещено законом.

Положения «Наказа» декларировались, но исполнены так и не были. Екатерина стремилась популяризировать себя и укрепить собственную власть и часто прибегала к репрессивным мерам. Положение же большей части подданных империи за годы ее правления не улучшилось, а ухудшилось.

Екатерина Алексеевна II Великая (1762 -1796)

Мероприятия, проведенные в рамках политики просвещенного абсолютизма

На протяжении своего царствования Екатерина Алексеевна проводила реформы, преобразования, которые в целом соответствовали политике и духу просвещенного абсолютизма (таблица).

Мероприятие (реформа) Год проведения Цель и задачи Итог
Реформа Сената 1763 год Упорядочить саму структуру политического управления, а также сделать так, чтобы все законодательные функции сосредоточились только в руках монарха.

 

Екатерина Вторая монополизировала законодательную власть, сохранив административные и судебные функции за Сенатом. Фактически она подготовила почву для всех последующих преобразований.

 

Секуляризация церковных земель 1764 год Повышение эффективности использования земель и завершение процесса переподчинения РПЦ государству. Фактически Екатерина Вторая завершила процесс по подчинению церкви государству, начатый еще Петром Великим (религиозная жизнь полностью подчинялась решениям Синода и императрицы). Также результатом реформы стало то, что в бюджете появился новый, достаточно стабильный источник дохода.

 

Ликвидация гетманства в Малороссии 1764 год Укрепление вертикали государственной власти. Восстановление Малороссийской коллегии и переподчинение ее Сенату и лично императрице.
Реформы в области просвещения 1764 год Распространение образования на низшие сословия, решения вопроса сиротства, популяризация женского образования. Открытие

— «Воспитательных домов» в Москве и Санкт-Петербурге (занимались проблемой социализации брошенных детей: детей-сирот и беспризорников);

— Института благородных девиц (1764 год; первое женское образовательное учреждение Империи);

— Училища при Академии художеств и Академии наук (1775 год);

— Коммерческого училища (1779 год; подготовка квалифицированных кадров для торговли).

— Малых народных училищ (начальное образование);

— Главных народных училищ (более сложная программа, которая включала в себя изучение языков, философии, истории, точных и естественных наук).

Вольное экономическое общество 1765 год Стимулирование развития экономики, внедрение новых технологий в производство и сельскохозяйственную деятельность. Начало развития системы землепользования, частичная модернизация помещичьих хозяйств.
Открытие Императорской Академии Художеств 1765 год Популяризация искусства. Развитие отечественной художественной школы.
Уложенная комиссия 1766-1768 год Попытка кодификации законов Империи и попытка улучшить положение крепостных крестьян. Деятельность Комиссии была полностью провалена (только популяризация Екатерины Алексеевны как правительницы и легитимация ее власти).
Введение обязательной прививки от оспы 1768 год Популяризация науки и развитие системы здравоохранения. После того как привилась сама императрица и члены ее семьи, прививка стала достаточно популярной.
Запрет прямых продаж крепостных крестьян 1771 год Попытка завуалировать наличие фактического рабовладельческого строя. Закон был лишь задекларирован. В реальности прямые продажи крепостных крестьян продолжались.
Губернская реформа 1775 год Оформление системы административного управления. Реформа государственного управления упорядочила хаотичную систему местного самоуправления и административно-территориального деления, существовавшую со времен Петра Великого. Впервые появился целый комплекс нормативных документов, которые регламентировали деятельность органов местного управления и суда.
Манифест о свободе предпринимательства 1775 год Стимулирование развития экономики. Снижение налогов, отмена монополизма и развитие мелкого и крупного предпринимательства.
Повторное открытие Академии наук 1783 год
Разрешение на открытие вольных типографий 1783 год
Городская реформа 1785 год Оформление системы разделения властей, попытка передачи властных полномочий обществу. Определение правового статуса горожан, внедрение системы местного самоуправления, выборности чиновников и разделение органов судебной и административной власти.

Итоги политики просвещенного абсолютизма Екатерины II

Особенностью периода правления Екатерины Великой, его основной характеристикой и сутью, стало противоречивость реформ. С одной стороны — они способствовали усилению крепостного гнета, с другой — отличались крайней либеральностью.

Действительно, большая часть мероприятий императрицы не соответствовала политики просвещенного абсолютизма:

  • жалованная грамота дворянству 1785 года;
  • серия указов, ужесточивших нормы крепостного права;
  • полицейская реформа;
  • введение крепостного права в Малороссии и Новороссии.

Положительные же итоги либеральных реформ нивелировались «закостенелым» крепостным правом, сословными ограничениями.

Именно противоречивость реформ приводила к крестьянским и этническим выступлениям, а также к деятельности оппозиции, которую императрица безжалостно уничтожала (арест Радищева и Новикова). Но, так или иначе, значение деятельности императрицы очень велико: именно в это время были заложены основы для будущих преобразований российской империи.

Список литературы
  1. Платонов С. Ф. Лекции по истории России, М.: 1993 год.
  2. Данилов А. А. История России в IX – XIX веках, М.: 1998 год.
  3. Геллер М. История Российской Империи, М.: 2011 год.
Политика просвещенного абсолютизма Екатерины Великой
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий