Наказ Екатерины II для Уложенной комиссии – особый документ, составленный для работы Уложенной комиссии, которая в свою очередь должна была заниматься кодификацией законов империи. Императрица хорошо представляла, какую именно правовую систему она хочет «получить на выходе» и именно поэтому составила документ-подсказку для депутатов.
Гуманизм и просвещение в начале царствования Екатерины II
Екатерина II увлеклась идеями гуманизма и просвещения, которые были популярны в этот период времени в странах Европы и имели прямое отношение к Реформации.
Она, как и ее современники-монархи, желала править именно в духе Просвещенного абсолютизма, когда государь понимает всю меру собственной ответственности перед подданными без деления их на классы и сословия, то есть благоденствие этих самых подданных была главной задачей государя. В данной концепции также указывалось, что подданные должны были оценить такое поведение монарха и всячески поддерживать его реформы и начинания, а также активно участвовать в их проведении.
Естественно, императрица понимала, что в основе масштабных реформ должно лежать современное законодательство, а законы Российской империи, созданные еще в XVII веке, морально устарели. Количество законов в государстве было огромным, но единая система, как и правовая база для издания новых нормативно-правовых актов, отсутствовала. Единственным же «глобальным» правовым актом, действовавшим в России XVIII века, было Соборное Уложение за 1649 год (при Елизавете Петровне также созывались Уложенные комиссии для кодификации законов, но результаты работы были нулевыми).
Интересно. Абсолютизм как форма правления не соответствовала духу эпохи Просвещения. Уложенные комиссии играли определенную роль: они создавали иллюзию существования сословно-представительной монархии, что было выгодно Екатерине Алексеевне, так как она хотела славы «просвещенного государя».
«Наказ» Екатерины Второй
То, как Екатерина Великая понимала идеи Просвещенного абсолютизма отражено в «Наказе», изданном перед началом работы Уложенной комиссии 1767 года.
Источники «Наказа»
Этот документ, составленный Екатериной II, был компиляцией трудов и идей таких философов как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа, но при этом она учла реалии жизни в России XVIII века.
В конечном итоге основными источниками «Наказа» стали:
- «О духе законов» Ш. Л. Монтескье;
- «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккария;
- «Энциклопедия» Д’ Аламбер;
Структура документа
Документ был достаточно объемным. Он состоял из 22 глав и 655 статей. Основное содержание глав, их суть была следующей:
- общие принципы государственного устройства (с 1-ой по 5 главу);
- об определении термина «закон» и о принципах государственного законотворчества (с 6-ой по 7 главу);
- о системе судопроизводства, применении на практике уголовного права и о концепции уголовного права по Ч. Беккарию (с 8-й по 10-ю главу);
- о сословной организации общества и сословной политике (с 11-ой по 18 главу);
- о составлении законов, то есть о юридической технике (с 19-ой по 20 главу).
В 1768 году Екатерина Алексеевна дополнила «Наказ» еще двумя главами, в которых речь шла о:
- формировании административно-полицейской системы управления государством;
- финансовой системе в правовом контексте (государственный бюджет должен был формироваться таким образом, чтобы обеспечивать и «общую пользу», и «великолепие престола»).
Содержание документа (основные тезисы)
В конечном итоге получился документ, содержащий следующие тезисы (основные черты российского Просвещенного абсолютизма):
- самодержавие, монархия – идеальная форма правления для Российской империи, ограничение власти монарха может привести к полному развалу государственной системы;
- абсолютная монархия – не есть ограничение свободы, а есть стимул и вектор, который направляет общество на достижение благой цели;
- монарх – консолидирует общество, создает и толкует законы, а также является источником неограниченной власти в государстве;
- ограничивать власть монарха могут только этические соображения;
- возможно наличие «власти средней», некого органа, который будет исполнять распоряжения монарха, то есть фактического правительства;
- деление общества на сословия и группы – естественно (кто-то умеет править, а кем-то нужно управлять);
- существование привилегированных классов – оправдано;
- равенство всех перед законом – важная составляющая жизни империи;
- законов не должно быть много и они должны быть просты для понимания и легки для запоминания;
- закон должен полностью соотноситься с ментальностью и «духом» народа;
- уголовное право – одинаково для всех, без учета сословной принадлежности;
- монарх не имеет право посягать на свободу подданных, но свобода – это лишь право делать то, что не запрещено законом;
- понятие свободы – политическое понятие, личной свободы как таковой в государстве существовать не может;
- преступление легче предупредить, то есть просветительская работа чиновников – обязательное условие качественной работы всей правовой системы;
- правовая система государства должна быть хорошо структурированной (законы и подзаконные акты);
- обязанность монарха заботиться о благе всех подданных, но действовать строго в установленном законом порядке.
Несмотря на то, что содержание «Наказа» императрицы получилось несколько пространным, именно им должны были руководствоваться депутаты Уложенной комиссии, составляя новый свод законов. Все положения «Наказа» должны были быть изучены депутатами Уложенной комиссии в обязательном порядке. В целом, многие статьи «Наказа» были объяснены исторической практикой.
Итоги издания и практического применения «Наказа»
Наказы Уложенной комиссии и императрицы стали основой для проведения большей части реформ в Империи. Екатерина Великая полностью легализовалась, «перевела» законодательную власть под свой личный контроль и начала проводить в жизнь те реформы, которые планировала еще в то время, когда была великой княгиней.
В итоге положение «Наказа» декларировались, но исполнены так и не были, хотя их и взяли за основу для составления таких важных документов данного царствования, как:
- «Жалованная грамота дворянству»
- «Жалованная грамота городам» 1785 года.
Также данный документ лег в основу для составления так называемого «Устава благочиния» 1782 года, который структурировал полицейскую систему Империи.
Екатерина Вторая стремилась популяризировать себя, укрепить собственную власть и часто прибегала к репрессивным мерам. Положение же большей части подданных империи за годы ее правления не улучшилось, а ухудшилось.