Манифест от 31 июля 1774 года, или Манифест Емельяна Пугачева, или Манифест жителям Пензы и Пензенской губернии — документ, который фактически провозгласил о вольности крепостных крестьян. Практически все исследователи говорят о том, что данный документ и данная дата — кульминация всей крестьянской войны 1773-1775 годов. Его содержание повторяло текст указа от 28 июля 1774 года, изданного уже в Саранске.
Интересно. Законотворческая и идеологическая деятельность Е. Пугачева была масштабной. Всего за время восстания им и его приближенными было написано пятьсот шестьдесят пять различных писем, грамот, указов и манифестов.
Предыстория издания
В июле 1774 года ситуация для Емельяна Пугачева и его сторонников развивалась следующим образом:
- армия восставших была разбита под Казанью, и башкиры, составлявшие большую часть войска Е. Пугачева, покинули его и вернулись обратно в Башкирию;
- Е. Пугачев объявил своим сторонникам о начале похода на Москву;
- атаманы Е. Пугачева, переправившись через Волгу, стали вербовать для войска новых бойцов, в основном в среде крепостных крестьян, а также среди представителей «малых народов»: чувашей, мордвы, марийцев;
- 28 июля в Саранске на главной площади был зачитан указ «о вольности крестьянской» с последующей раздачей хлеба и соли (мероприятие, необходимое для идеологической консолидации вновь созданного войска);
- 31 июня тот же самый указ, с некоторыми исправлениями и дополнениями, был зачитан на центральной площади в Пензе.
Содержание указов
Оба указа были составлены писцами атамана и членами его Военной коллегии А. И. Дубровским и Г. И. Степановым. Они фактически дублировали друг друга, но в указе от 31 июля есть моменты, касающиеся:
- дарования дополнительных свобод приверженцам «старой веры»;
- дарования «полной свободы» все участникам восстания (с дальнейшим автоматическим «зачислением» в казаки);
- дарования земли крестьянам («без покупки и без оброку»);
- освобождения от рекрутской повинности и налогов;
- уничтожения (физического) дворян и всех приверженцев власти.
Интересно. Исследователи знают, что с двух первых указов было сделано большое количество копий, и они были распространены по всей территории Поволжья.
Значение указов
Крестьяне и старообрядцы Поволжья и других регионов Российской империи приветствовали издание указов. Чиновники и сама Екатерина Вторая, наоборот, были напуганы, так как Е. Пугачев фактически решил вопрос, который с течением времени становился все более острым — вопрос крепостного права.
В результате после издания Е. Пугачевым Манифеста, к восстанию присоединилось более полумиллиона человек. В каждом новом городе и селе его армию встречали как избавителей и освободителей. Что касается той части Манифеста, где был озвучен призыв об убийствах дворян и чиновников, то он исполнялся с особым рвением. Согласно статистике, за период с июля по декабрь 1774 года были убиты без суда и следствия более трех тысяч человек. Только в Нижегородской губернии было убито более полутора тысяч человек.
Исторический анализ
Некоторые исследователи считают, что Манифест от 31 июля 1774 года об освобождении крестьян — своеобразный программный документ Е. Пугачева, некая альтернатива конституции и Хартии вольностей. Ее даже называют «жалованной грамотой крестьянскому народу», с помощью которой можно было создать новое «мужицкое царство».
Интересно, что в этом документе говорилось лишь об освобождении крестьян от крепостной зависимости, но не от зависимости в целом (они по-прежнему были «рабами царя»). Они переходили в разряд казаков, а, по мнению Пугачева и его «ближников», «казачья вольница» была идеальной формой общественного устройства.
Главной идеей Манифеста было все-таки освобождение крестьян с землей. Именно о земле думали рядовые крестьяне, вступая в войско Пугачева. Идея владения землей вкупе с идеями личной свободы, нахождения под управлением «народного царя» были крайне привлекательными. Естественно, крестьяне не думали о функционировании такого утопического государства, о котором писал Пугачев, в дальнейшем (отмена налогов рекрутских повинностей могла привести к полному краху государственности и невозможности защиты от внешней агрессии). Они лишь желали свободы от дворянского гнета и произвола, который был особо сильным в период правления Екатерины II.